24 июня 1945 года на Красной площади в Москве прошел торжественный Парад Победы, который навсегда вошел в историю нашей страны. Часто задаются вопросом: почему он состоялся именно 24 июня? Какой в этом кроется сакральный смысл? Эту и другие тайны раскрывает документальный фильм о самом первом в нашей истории Параде Победы.
Смотрите 24 июня в 9:30 на телеканале «МИР» документальный фильм «Освобождение. Июнь 45-го. Первый Парад Победы».
В 1945 году советские воины, одержавшие две крупнейшие победы в истории СССР – над Германией и над Японией – участвовали в четырех победных парадах. Первый из них состоялся 4 мая в только что поверженном Берлине, еще до подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии. Третий – 7 сентября и тоже в Берлине, у Бранденбургских ворот, и участвовали в нем все союзники Советского Союза по антигитлеровской коалиции. Через девять дней, 16 сентября в китайском городе Харбине прошел парад в честь победы над Японией. Но самым масштабным и самым главным из всех парадов того года стал Парад Победы, состоявшийся 24 июня 1945 года на Красной лощади в Москве. Именно он и вошел в историю как парад, в ходе которого советские солдаты швыряли к подножию мавзолея Ленина сотни нацистских знамен, тем самым утверждая безоговорочную победу СССР над нацистской Германией.
Как был задуман Парад Победы
Идею провести в Москве совершенно особенный парад, который стал бы зримым свидетельством победы СССР, высказал на совещании 15 мая 1945 года Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин. По его поручению уже 24 мая представители Генштаба, на которых была возложена обязанность разработать детали мероприятия, представили свои соображения, предложив провести парад через два месяца, 24 июля. Этот срок показался главкому слишком большим, и он сократил его вдвое, назначив дату парада на 24 июня. Интересно что приказ о его проведении Сталин подписал ровно через четыре года после начала войны, 22 июня 1945 года. Кстати, по сей день бытует распространенная легенда, касающаяся назначения сроков московского Парада Победы. Согласно ей, по требованию Верховного главнокомандующего проведение парада было запланировано на конец мая 1945 года, но по просьбе швейных фабрик, которые не могли справиться с пошивом такого громадного количества парадных мундиров, его перенесли на конец июня.
Форму Парада Победы носила вся Советская Армия
Конечно, это некоторое преувеличение, но тем не менее: цвет морской волны, который имела парадная форма участников торжественной церемонии 24 июня 1945 года, сохранился как цвет парадной формы советских офицеров вплоть до самого конца существования Советской армии. А впервые эта форма была использована именно для парада Победы. Вопреки легенде, сроки перед швейниками ставили военные, а не наоборот. Главным подрядчиком выступала московская фабрика «Большевичка», которая раскидала отдельные части заказа по другим московским и подмосковным швейным производствам. В общей сложности было пошито более 15 тысяч комплектов новой формы – исключительно для рядового и старшинского состава, поскольку все офицеры, от лейтенантов до маршалов, шили свои мундиры у военных портных. Примечательно, что новую парадную форму получили далеко не все участники парада: скажем, танкисты участвовали в параде Победы в рабочих шлемофонах и комбинезонах.
Богатыри и герои
Именно тем, что новую форму получил не каждый участник парада, объясняется разница в общей численности его участников и количестве сшитых парадных комплектов летней одежды. Всего в Параде Победы 24 июня 1945 года участвовали 35 325 человек, в том числе 31 116 рядовых и сержантов, 2809 офицеров (в том числе 249 генералов и 24 маршала) и 1400 военных музыкантов, объединенный в небывалый для Красной армии сводный оркестр. Отбор кандидатов для сводных полков фронтов вели по очень строгим критериям, главными из которых были... рост и возраст! Требовалось отобрать солдат и офицеров не ниже 170 см и не старше 30 лет; эти ограничения не касались генералов и маршалов. Впрочем, другие критерии, которые определяли, что право представить свой фронт на параде в Москве должны получить самые доблестные воины, зачастую перевешивали, и в итоге по брусчатке Красной площади маршировали Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы, которые были невысокими и не слишком молодыми.
Сто часов строевой подготовки
Требование насчет возраста может показаться странным невоенному человеку, который не очень понимает, что представляет собой подготовка к параду. А это в первую очередь строевая подготовка, заниматься которой физически трудно даже сегодня, когда тренировки начинаются за два месяца до парадов! У тогдашних участников Парада Победы времени было куда меньше: участники сводных колонн фронтов начали прибывать в Москву только к 10 июня – меньше чем за две недели до мероприятия. При этом надо учесть, что подавляющее большинство солдат и офицеров последние четыре года строевой подготовке уделяли минимальное внимание, и теперь им приходилось наверстывать упущенное: скидки на это обстоятельство никто делать не собирался. Поэтому тренировки, проводившиеся на Ходынском поле на северо-западе Москвы, отнимали по шесть-семь, а перед самым парадом до десяти часов в день! Выдержать такое напряжение могли только достаточно молодые люди, которые и составляли большинство среди участников парада.
Маршал Жуков вместо маршала Сталина
Наравне с рядовыми и младшими офицерами тренировались и старшие, и высшие, вплоть до маршалов, хотя у них тренировки занимали меньше времени. Демонстрировать свое умение выездки пришлось даже командующему парадом Константину Рокоссовскому и принимавшему парад Георгию Жукову (в то время никаких машин во время парадов военачальники не использовали). По одной из версий, именно с этим связан тот факт, что принимать Парад Победы выпало пусть одному из самых знаменитых командующих, но все-таки не самому Верховному главнокомандующему. В книге воспоминаний Георгия Жукова «Воспоминания и размышления», причем только в поздних изданиях, со ссылкой на сына вождя Василия Сталина это объясняется тем, что сам Сталин плохо держался в седле. Дескать, поначалу главком хотел сам принимать парад, но во время первой же тренировки не удержался в седле специально отобранного самого спокойного коня. Впрочем, кроме его сына Василия, об этом эпизоде больше не упоминает ни один источник, так что безоговорочно верить этой легенде трудно. Тем более что и другой, не менее важный парад 7 ноября 1941 года Сталин тоже не принимал лично, а наблюдал за ним с трибуны мавзолея, как и четыре года спустя.
«Как в атаку, так я первый, а вот на парад – не гожусь»
Среди тех, кто должен был участвовать в Параде Победы, но так и не прошел по брусчатке Красной площади, были и военнослужащие, которые водрузили Знамя Победы над поверженным Берлином. Первоначально это знамя планировалось пронести перед сводными полками фронтов, а знаменную группу составили из тех, кто поднял его над немецкой столицей. Ее командиром и знаменосцем был комбат капитан Степан Неустроев, а его ассистентами – сержант Михаил Егоров, младший сержант Мелитон Кантария и командовавший их группой в мае 1945 года лейтенант Алексей Берест. Но фронтовики так и не сумели продемонстрировать блестящего парадного строевого шага, что неудивительно: тот же капитан Неустроев после пяти ранений с трудом двигал перебитой правой ногой. В итоге маршал Жуков принял решение героев никем не заменять (вместо этого все они получили гостевые пропуска на трибуну у мавзолея), а Знамя Победы к параду не привлекать. Как позднее признавался капитан Неустроев, он в этот момент с обидой подумал: «Как в атаку идти, так Неустроев первый, а вот на парад – не гожусь».
Знамена Парада Победы: 360 против 200
Основными участникам парада 24 июня 1945 года были сводные полки фронтов: Карельского, Ленинградского, 1-го Прибалтийского, 1-го, 2-го и 3-го Белорусских, 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Украинских, а также сводный полк Военно-Морского флота, в который вошли представители Северного, Балтийского и Черноморского флотов, Днепровской и Дунайской флотилий. Каждая полковая колонна несла 36 знамен самых прославленных частей и соединений фронта, а перед колонной несли знамена с названием фронта, сшитые для парада в художественно-производственных мастерских Большого театра. Но была еще одна колонна из двухсот человек, которые представляли все фронты вместе (кроме них, в ней маршировали бойцы дивизии НКВД имени Дзержинского, привлеченные, чтобы помочь фронтовикам четче держать строевой шаг). Эта группа выполняла особую миссию: ей предстояло повергнуть наземь две сотни германских знамен и штандартов и почти тысячи знамен, захваченных в боях. Вокруг этого символического акта закономерно родилось много домыслов и легенд, призванных подчеркнуть его значение. Но в действительности те, кто повергал нацистские знамена и личный штандарт Гитлера, надели перчатки не от брезгливости, а потому, что такова была форма всех знаменосцев на параде. И свою ношу они бросали на асфальт перед первым рядом трибун, а не на специальную деревянную площадку, и потому сжечь ее (по некоторым версиям, вместе с перчатками) было невозможно.
Люди, кони, пушки и танки
С германскими знаменами связано еще одно распространенное заблуждение: зачастую говорят о том, что их повергли к подножию мавзолея в самом конце парада. В действительности это символическое повержение совершилось сразу после того, как по Красной площади прошли маршем сводные полки фронтов. Каждый полк состоял из пяти батальонов общей численностью в 1465 человек под командованием генералов – как правило, корпусных командиров. Большинство из тех, кто шел в полковой колонне, составляли пехотинцы: их был по шесть рот в каждом сводном полку; кроме них, было по одной роте артиллеристов, танкистов и летчиков, а еще одну сводную роту набирали из кавалеристов, саперов и связистов. Причем командирами таких рот были старшие офицеры, а командирами отделений в них – средние офицеры. Как только прошли все десять сводных полков, состоялся символический акт повержения вражеских знамен, а после этого на Красную площадь вышли колонны войск Московского гарнизона: сводный полк Наркомата обороны, слушатели военных академий и курсанты военных училищ, а также воспитанники-суворовцы. Следом за ними перед мавзолеем прошла рысью сводная конная бригада, и лишь затем настал черед боевой техники.
Первой прошла артиллерия: от легендарных 45-миллиметровых пушек до орудий калибра 302 мм, а также знаменитые гвардейские минометы «Катюши». За ними шли средние танки Т-34 и тяжелые ИС-2, затем «СУ-76», «CУ-100» и «ИСУ-152» самоходные артиллерийские установки. В общей сложности в Параде Победы участвовало 1850 единиц боевой техники, следом за которой, завершая торжественное мероприятие, прошли маршем все 1400 участников сводного оркестра. На этом Парад Победы, занявший ровно 122 минуты, завершился – чтобы возродиться лишь двадцать лет спустя.
Подробнее в сюжете: День Победы