Вдали от центра Санкт-Петербурга на берегу Большой Невки уже сотню лет стоит самый северный дацан Европы – Гунзэчойнэй. В него стекаются верующие со всей страны, из соседней Финляндии и даже далеких Соединенных штатов. Долгие годы он был самым северным буддийским храмом мира, пока в 2014-ом не открыли дацан в Якутске. И все же уникальность свою это культовое сооружение не утратило. Его история хранит немало любопытных фактов.
Что привело буддистов в Петербург?
Буддизм проник в Россию вместе с калмыцкими племенами, принявшими подданство в XVII веке. Интерес же к этой необычной религии появился, когда Петр I повелел изучать восточные языки, а после присоединил к империи Бурятию.
В летописях упоминают, что среди строителей Петропавловской крепости были волжские калмыки, но согласно официальной переписи населения, представители буддизма появились на берегах Невы лишь во второй половине XIX века.
В 1869 года в Петербурге зарегистрирован один буддист. В 1897-ом – 75. В 1910 году – 184. Наряду с выходцами из Забайкальской области, Астраханской, Ставропольской губерний и области Войска Донского, в северной столице жили буддисты-иностранцы: китайцы, японцы, сиамцы.
На государственном уровне буддизм признали в 1741-ом при Елизавете, а приравняли к православию и другим действующим религиям в годы правления Екатерины Великой. За это бурятские ламы назвали её земным воплощением Белой Тары – просветленного существа, исполненного мудрости.
Учением Будды увлекались декабристы – братья Муравьевы и Лев Николаевич Толстой. От монаха 19-летний граф узнал закон ахимсы ‒ правило ненасилия.
Переломным моментом стал приезд в северную столицу посланника Далай-ламы XIII Агвана Лобсана Доржиева с дипломатической миссией. Тибет искал покровительства большой державы. По мнению Доржиева, Россия была лучшим выбором: ведь именно на её территории, как считали буряты и калмыки, находится легендарная Счастливая Страна – Шамбала.
Посланник мечтал создать в Петербурге центр буддистской духовности и культуры. На тот момент дацаны были только в Тыве и Забайкалье.
В 1906-ом ламе устроили аудиенцию у Николая II. Император был благосклонен, но православное духовенство инакомыслящих отвергало. Вопрос решился спустя три года после новой встречи с императором. «Белый царь» пообещал: «Буддисты в России могут чувствовать себя, как под крылом могучего орла».
Почему красит место?
Сегодня эта достопримечательность Петербурга нередко игнорируется туристами. Всему виной местонахождение.
Участок для храма выбрали неслучайно. Путём гадания по строгим канонам. Учитывали ландшафт и астрологические приметы.
648 квадратных саженей за 18 тысяч рублей были, как положено, вдали от суеты и близ водного источника – Большой Невки.
Строительство буддийских храмов начинают с особого ритуала. На земле обозначают «квадрат» внешнего периметра здания. В его центре «бумбу» ‒ сосуд с травами, драгоценными камнями и металлами, но главное ‒ туда кладут молитвы и священные заклинания.
В чем архитектурная уникальность ленинградского дацана?
Северный дацан ‒ один из самых дорогих в Европе. Проект взяли нетиповой. Его разработали студент Института гражданских инженеров Николай Березовский и автор Елисеевского магазина Гавриил Барановский. Подобно тибетскому соборному храму ‒ «дукану» здание трапециевидной формы, четырехколонный портик с высокой лестницей ‒ из бурятских традиций. Есть в нём и архитектурные новшества в духе Северного модерна: подвальные помещения с кухней, вестибюль с нагревательными колонками и большие окна. В классическом храме вместо них «рабсалом» ‒ световой фонарь на крыше.
Главная ценность ритуального зала – Большой Будда, подаренный королём Сиама Рамой Пятым. Чтобы статуя освещалась даже в дни зимнего солнцестояния, архитекторы спроектировали дополнительные круглые окна.
Пока по всей стране буддийские культовые сооружения возводили только из дерева и кирпича, для облицовки ленинградского дацана выбрали колотый красно-фиолетовый гранит. Из-за этого храм прозвали аметистовым.
Фасад здания украсили глазурованной плиткой и позолоченными символами. Колонны у входа олицетворяют «четыре благородные истины: истины страдания, истины причины страдания, истины прекращения страдания и истины пути».
Массивные двери покрыли восточными письменами.
Портик с южной стороны венчает композиция из восьмигранного колеса Учения. По двум сторонам буддийского символа стремления к совершенству стоят медные фигуры ланей.
«Когда Будда давал первую проповедь, он совершил поворот так называемого «колеса Учения». Тогда к нему послушать проповедь вышли две лани. Впоследствии лани переродились и стали его ближайшими учениками. Наш храм особенный. Обычно лани изображаются сидящими, но в традиции божества Калачакры – они стоят, что говорит о том, что они готовы дальше продолжать учение Будды», ‒ рассказал настоятель храма Буда Бадмаев.
А при чем тут Рерих?
Для возведения северного дацана создали научную комиссию, в ряду востоковедов был и Николай Рерих.
Известный художник создал для северного храма эскизы цветных витражей в световом потолке и деревянном поясе, ограждающем молитвенный зал.
Несвойственный дацанам элемент мастер украсил восемью буддийскими «символами счастья»: зонт, две золотые рыбы, ваза, наполненная напитком бессмертия, цветок лотоса, закрученная спиралью вправо раковина, узел, не имеющий начала и конца, штандарт (знак победы), колесо с восьмью спицами.
Супруги Рерихи, как и многие в среде художественной интеллигенции, увлекались буддизмом. Отсылки к этой религии и вообще восточные мотивы можно встретить в их творчестве. Однако буддистами они не были.
Монахи или шпионы?
Строительство шло шесть лет. Статуи бурханов доставляли из Пекина и Внутренней Монголии. Священные артефакты – из Таиланда и Бурятии. Набор серебряных ритуальных сосудов заказали у придворного ювелира Николая Линдена. 10 августа 1915-го настоятель лама Агван Лобсан Доржиев освятил храм под тибетским названием «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника», но открыли двери ненадолго.
В Гражданскую войну в стенах дацана квартировалась красноармейская военная часть. Культовое сооружение нещадно разграбляли. На черном рынке храмовую библиотеку распродавали, как бумагу для самокруток.
В 1937-ом НКВД арестовал монахов и учёных-востоковедов. События происходило на фоне борьбы с религией, но причиной преследований был шпионаж. Среди буддийского духовенства искали японских агентов, которые могли быть частью разведывательной и диверсионной сети, действовавшей ещё со времен Русско-Японской войны.
Многих тогда приговорили к смертной казне. В тюрьме оказался и 85-летний Агван Доржиев. Основатель дацана умер после первого допроса.
Храм, как и другое имущество общины, национализировали. В разное время до начала 80-х годов в некогда святых стенах работали физкультурная база, военная радиостанция и лаборатории Зоологического института АН СССР. 25 ноября 1968 года здание признали памятником архитектуры местного значения. Начался период реабилитации, когда Рерихи вновь сыграли не последнюю роль. Сын художника пожертвовал на восстановление дацана 100 тысяч долларов. Он же попросил Михаила Горбачева вернуть храм буддийскому обществу, что и случилось в июле 1990 года.
Вернулся ли Большой Будда?
Северный дацан начал новую жизнь с новым Большим Буддой. Для главного алтаря монгольские мастера изготовили пятиметровую статую в национальном стиле: из папье-маше, покрытую сусальным золотом. Нефритовую спинку трона украсили изображениями мифологических существ.
Почему ушёл Гребенщиков?
В годы перестройки особенно популярен буддизм стал среди актеров и музыкантов. Им увлекались Виктор Цой, Александр Башлачев, Сергей Курехин, Майк Науменко, Сергей Шнуров. Еще один из известных приверженцев ‒ Борис Гребенщиков. Он даже встречался с Далай-ламой. Лидер «Аквариума» входил в крупнейшую подшколу тибетского буддизма ‒ Карма Кагью. Но когда его духовный учитель Оле Нидал потребовал следовать только практикам Карма Кагью, музыкант был категоричен. «Это не буддизм, а КГБ», ‒ ответил Гребенщиков и ушёл.
Сегодня его можно встретить как в буддийских храмах, так и в православных церквях. А составлением чудотворных икон России поэт и композитор занимается так же увлеченно, как и переводит священные буддийские тексты и поёт молитву-мантру «Ом мани падме хум», которая написана на ритуальных барабанах у входа в дацан Гунзэчойнэй.
Двери петербургского храма открыты не только для верующих. В его стенах врачуют и дают советы и составляют гороскопы каждому. Помнить стоит лишь несколько правил: не входить в головном уборе, с оголенными частями тела, не шуметь и не поворачиваться спиной к статуе Будды.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет