Останкинская башня в огне: как 20 лет назад в Москве чудом спасли главный источник телевещания
22:48 27/08/202020 лет назад, 27 августа 2000 года, в Москве загорелась Останкинская телебашня. Пожар был настолько серьезным, что событие стало самой крупной техногенной катастрофой в истории столицы после распада СССР.
В эту роковую дату около трех часов дня в башне произошло короткое замыкание. Оно возникло примерно на высоте 460 метров. Телеканалы стали транслировать передачи с перебоями, а потом и вовсе отключились. Оказалось, что причиной возгорания стала перегрузка сети. Воспламенились провода фидеров – электрических цепей, с помощью которых электроэнергия подводится от радиопередатчика к антенне. Огонь вспыхнул мгновенно, и людей сразу начали эвакуировать из помещений.
Очевидцы рассказывали, что спасатели сработали в тот день оперативно. Как только заработала сигнализация, диспетчеру пожарной службы поступил звонок из телебашни: «Горим!». Всего через 10 минут прибыли несколько спасательных бригад и скорая помощь, в общей сложности 40 машин. Огонь распространялся по зданию с огромной скоростью, почти сразу же загорелись тросы лифтов, из-за чего погибло трое человек.
Журналисты, работавшие в момент пожара в телецентре, стали первыми свидетелями страшных событий. Многие из них рассказывали, что огонь как будто возникал из ниоткуда, словно мистическим образом перепрыгивал с места на место. На самом деле так действительно могло показаться из-за кусков горелого пластика и капель полиэтилена, которые стекали вниз и распространяли огонь на нижние ярусы. Тушить такой пожар было сложно – огонь мгновенно распространялся по проводам, которые буквально плавились при температуре горения более чем 1000 градусов Цельсия. Из-за этого пожарным не удалось удержать первый огневой рубеж на высоте 440 метров, пламя продолжило распространяться. За два часа сгорела большая часть кабелей. Позже спасатели опасались, что башня и вовсе не выстоит: ведь пострадала почти половина стальных тросов, которые ее удерживали.
Тем не менее пожарные поспешили установить второй рубеж, на этот раз на высоте 350 метров они соорудили асбестовые перегородки. Предполагалось, что спасатели смогут воспользоваться находившимися там насосами, из которых вода должна была поступать в систему пожаротушения башни. К разочарованию пожарных, эта система не сработала. Тогда трое человек попытались устранить неполадки, поднявшись на лифте. Но к тому моменту тросы в шахте как раз охватил огонь, в кабину проник едкий дым, а затем она рухнула с высоты 250 метров.
Огонь опускался на нижние уровни все быстрее, тушить становилось все сложнее. Делать это изнутри было невозможно из-за горевших тросов, поэтому пожарным приходилось подниматься на огромные высоты телебашни по металлической вертикальной лестнице, установленной снаружи.
Фото: Великжанин Виктор/ТАСС
Верх башни начал отклоняться от оси. Первыми это заметили сотрудники телекомпании «Вести». Лишь 30 августа они вместе с телеканалом ОРТ в экстренном порядке перевели вещание на резервный передатчик. Мобильная и пейджинговая связь были отключены, а у многих каналов попросту не было альтернативных вариантов передавать сигнал. Работали только каналы экстренной связи. К 18 часам того же дня трансляции частично восстановились. Телекомпании выкручивались, как могли. Например, канал «Детский проект» отдал свой передатчик в пользование каналу «Культура», каналы ОРТ, РТР и НТВ организовали совместное вещание на Москву и область с помощью каналов ТНТ и «Столица». А к полуночи возобновились трансляции уже в регионах; впрочем, еще два дня после трагедии они работали с перебоями.
Благодаря показанным в эфире телеканала РТР кадрам с отклоняющейся башней эксперты быстро сориентировались, как нужно правильно организовать тушение пожара. Через полчаса после эфира на месте катастрофы появился вертолет МЧС: эксперты, оценив ситуацию сверху, пришли к выводу, что бороться с возгоранием нужно при помощи инертного газа.
Из-за угрозы обрушения спасатели оцепили ближайшие к башне улицы, чтобы в случае опасности оперативно организовать эвакуацию жителей, подъехали автобусы. Когда с огнем наконец покончили, оказалось, что угроза обрушения была очень высока: из 149 удерживающих тросов лопнули 120. Потушить пожар, однако, быстро не удалось – остановить распространение огня смогли лишь к трем часам ночи, и только к полудню следующего дня локализовать пожар. Оказалось, что огонь повредил 340 метро в высоту. Через полчаса дал о себе знать еще один, на этот раз последний очаг возгорания – его потушили через несколько часов.
Несмотря на глобальное отключение мобильной связи, повсеместной паники не произошло. И дело не только в том, что сотовые телефоны тогда не были распространены так, как сегодня: некоторые радиостанции продолжили свое вещание за счет кабеля и более простого оборудования и продолжали держать людей в курсе событий.
Стоит отметить, что телеканалы проделывали такой трюк с объединением и переходом на совместное вещание не впервые. Похожая схема была использована во время штурма телецентра в октябре 1993 года. В этот раз телеканалы тоже постарались успокоить население – особенно пожилых людей, жизнь которых неразрывно связана с просмотром телевизора. Усиленно транслировались бразильские сериалы, советское кино; для совместного вещания ОРТ и РТ даже разработали на скорую руку совместный логотип специально на эти три дня. А 3 сентября вещание уже полностью наладилось.
После того как страсти вокруг трагедии утихли, специалисты долго пытались понять, из-за чего могло возникнуть возгорание. Рассматривали самые разные версии: от теракта до банальной халатности. Первую версию отмели практически сразу. А вот официальной версией стало нарушение работниками башни правил пожарной безопасности. Выяснилось даже, что при проектировке лифтовых шахт были допущены технические ошибки.
Некоторые мистифакторы, однако, рассматривали версию о причастности к трагедии горбатой старухи Агафьи. Якобы призрак бабки-ведуньи, некогда жившей на этой территории, до сих пор преследует местных. Рассказывают, что темную фигуру видели за несколько дней до крупных трагедий в районе Останкино – перед штурмом телецентра и пожаром в башне. Впрочем, это всего лишь легенда телевизионщиков.