Память места: в Петербурге рассказали истории людей, живших в блокаду

19:29 13/09/2020

В Санкт-Петербурге на этой неделе вспоминали жертв блокады. Она началась 79 лет назад и стала олицетворением мужества и героизма. 900 дней и ночей, 125 граммов хлеба в день на человека, артобстрелы. Обо всем этом знает каждый школьник. По традиции, 8 сентября, в день начала блокады, прошла траурная церемония на Пискаревском кладбище. Там похоронены сотни тысяч ленинградцев, которые не смогли пережить те чудовищные два с половиной года. И в тот же день в некоторых петербургских школах показали документальный фильм «Дорога 101», снятый телеканалом «МИР 24». Пронзительные истории о тех, кто помогал Ленинграду выстоять. Фильм получил первую награду на международном фестивали «Победили вместе».

Для многих петербуржцев блокада – часть семейной истории. После войны люди меняли адреса. Но сегодня воспоминания порой заставляют вернуться туда, где пришлось все пережить. Люди приходят на свои старые квартиры, рассказывают потомкам о тех самых днях, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Нахид Бабаев.

«Моя двоюродная бабушка Евдокия Степановна Васильева проживала по адресу: Новый переулок, дом 3, квартира 7. Умерла в апреле 1942 года» – такие короткие сообщения, словно смс-ки или твиты, появились на домах в Петербурге 8 сентября. В городе во время блокады погибли больше 800 тысяч человек. А это больше 800 тысяч историй.

Последняя фотография большой семьи Никитиных. В 1941-м они жили в трех комнатах на первом этаже дома номер 10 по Конной улице. В день начала блокады Ленинграда Людмила Николаевна обязательно приезжает сюда, для нее это пятиэтажное здание – главное место памяти в городе.

«Моя мама со своим братом забирались на крышу дома и тушили зажигалки. Зажигалок было очень много. А бомба попала, здесь рядом стоял деревянный дом, и в этот дом попала бомба. То есть он был разрушен, и его разобрали на дрова», – рассказала дочь блокадницы Людмила Казак.

Так и грелись. Зимой 42-го было особенно тяжело. У мамы украли хлебную карточку.

«Представляете, господь помог! Она господу молилась, подошел к ней добрый человек и говорит: «Что ты девочка плачешь?» Она объяснила ситуацию, и тот предложил ей махорку обменивать на хлеб, и половину этого хлеба относить его дочери, которая живет на Московском проспекте», – рассказала Людмила Казак.

К концу войны в комнатах на улице Конной от большой семьи почти никого не осталось.

«Брата взяли на войну, он уже после войны вернулся, а его жена и двое детей – Лилечка и Галочка – умерли от голода. Вот выжили только четыре человека: моя мама, ее брат, моя бабушка и мой дедушка», – поделилась Людмила Казак.

Гитлер планировал уничтожить Ленинград. Он был уверен: если город-символ революции падет, дух советского народа будет сломлен. За 900 дней блокады в городе по разным данным погибли от 800 тысяч до полутора миллионов человек. При этом только 3% из них – от артобстрелов и бомбардировок, остальные – от холода, голода и болезней. Среди них и старший брат президента России Владимира Путина Виктор. Ему было тогда всего два года.

Почти миллион ленинградцев удалось вывезти из блокированного города. Среди них и Маргарита Ивановна. Ее осенью 42-го эвакуировали по «Дороге жизни». Новым домом для ее семьи стал Ташкент. Точный адрес родного ленинградского дома уже не помнит, остались детали – ориентиры.

Жили они вчетвером: маленькая Рита, мама, бабушка и дедушка. Была и собака – немецкая овчарка.

«Очень хорошая, большая собака. Кости одни остались. Кормить нечем было. Бабушка мне сказала, что топором ее убили, и стали варить это мясо», – рассказала блокадница Маргарита Филанович.

Больше всего запомнился подвал. Ровно под их комнатами находилось бомбоубежище, где прятались все жители округи.

«А прямо рядом с входом – стена, там была дыра большая пробита, и через эту дыру изнутри в подъезде приходили из школы, там дальше должна быть школа за нашим домом. И вот эта школа превращена была в госпиталь. Через эту большую дыру, когда была объявлена тревога, водили и носили раненных», – вспомнила Маргарита Филанович.

После войны дом перестроили, в их квартире сейчас живут другие люди. Маргарита Ивановна больше никогда не была в доме на улице Большая Зеленина. Но надеется, что когда-нибудь наберется сил и приедет постоять у родных окон.

Девятого сентября вывески с историями людей, живших в блокаду, со стен домов убрали. Но для сотен тысяч петербуржцев эти адреса остаются частью личной семейной истории, и эта «память места» навсегда.