Нет у революции конца. В Кыргызстане снова новая власть

20:15 18/10/2020

Магия чисел или банальное совпадение? В Кыргызстане все президенты покидали свой пост на 61-м году жизни: Аскар Акаев, Курманбек Бакиев, Роза Отунбаева, Алмазбек Атамбаев и вот теперь Сооронбай Жээнбеков. На неделе он объявил об уходе в отставку. Исполнять обязанности президента будет бывший заключенный и новый лидер кыргызской революции Садыр Жапаров, которому, к слову, в декабре исполнится только 52. Подробности узнавал специальный корреспондент «МИР 24» Родион Мариничев.

«Я решил уйти в отставку, чтобы сохранить мир в стране. Правильный шаг это или нет, оценит история», – заявил президент Кыргызской Республики 2017 – 2020 гг. Сооронбай Жээнбеков.« Уважаемые сограждане, в любой работе всегда есть недостатки, за что я прошу прощения», – добавил он.

Так выглядит сегодня кыргызская революция. Президент Сооронбай Жээнбеков добровольно оставляет свой пост. Этого митингующие добивались каждый день. Они в основном из Иссык-Кульской области, но есть и представители других регионов. Требовали кардинальной смены власти, полного роспуска парламента, депутатам даже поступали угрозы. Новым премьером видели недавнего заключенного Садыра Жапарова.

То, что не получилось на прошлой неделе, свершилось на этой. В среду парламенту удалось собрать кворум. Заседание признали легитимным. 83 депутата утвердили Жапарова премьером единогласно.

«И пусть Сооронбай Жээнбеков все полномочия отдаст премьер-министру. Не спикеру, а премьер-министру», – сказал участник митинга Бакай Кашкарбаев.

Такого давления президент не испытывал еще никогда. Жапаров объявил: он будет настаивать на уходе президента, как того требуют митингующие. В день переговоров премьера с главой государства демонстранты передислоцировались ближе к госрезиденции. Собирались ее штурмовать. С новой трибуны звучали новые лозунги: спикера – посадить, его дом – разгромить. По Конституции после отставки президента его обязанности переходят к спикеру парламента. Но тот добровольно уступил полномочия главы государства премьеру Жапарову.

«Спикер Канат Исаев отказался от исполнения обязанностей президента. Полномочия президента и премьера переданы мне», – заявил Садыр Жапаров.

Каких-то две недели назад он едва ли мог представить себя в этой роли. Жапаров – один из известных заключенных. Сидел и при Атамбаеве, и при Жээнбекове. Дело имело политически мотивированный оттенок. Жапаров закончил Институт физкультуры. Имеет нагрудный знак «Отличник Советской Армии». После распада СССР был председателем совхоза, затем – директором нефтяной компании. Политическую карьеру начал после «Тюльпановой революции». Поддержал пришедшего к власти президента Бакиева. В 2005-м стал депутатом парламента. Запомнился тем, что выступал за национализацию золоторудного месторождения «Кумтор», который разрабатывают канадцы. Еще при первом президенте Акаеве доля прибыли Кыргызстана сократилась с половины до 33%.«Садыр Жапаров поднял этот вопрос, очень радикально, очень бескомпромиссно, в противовес руководству страны, тогда его имя стало известным», – сказал публицист Мусуркул Кабылбеков.

В своей Иссык-Кульской области он собирал многотысячные митинги в защиту родных недр. Во время одной из таких демонстраций попал в заложники губернатор. Его заперли в машине и грозили поджечь. Непосредственный исполнитель указал на Жапарова как на организатора. Других доказательств не было, но обвинения политику все же предъявили. Жапаров бежал из страны, несколько лет жил за границей. Быстро стал популярен среди трудовых мигрантов. Но потом решил вернуться на родину и баллотироваться в президенты. Прямо на границе его арестовали. Митинг сторонников жестоко разогнали. Под стражу взяли двоих братьев и двоих сыновей Жапарова.

«У него, когда его посадили, умер сын, умер отец. То есть этот человек практически стал мучеником в глазах народа. То есть народ воспринял, что именно Садыр Жапаров из всего этого политического истеблишмента наиболее соответствует и прошел тот же путь, что и проходит окраина, простые жители нашей страны», – добавил Мусуркул Кабылбеков.

На прошлой неделе революционеры вытащили из тюрьмы Жапарова одним из первых, наряду с бывшим президентом Атамбаевым. И пока свергнувшие власть молодые определялись с лидером, более зрелое поколение, а также жители глубинки объединились вокруг Жапарова.

«Он думает про народ, про Кыргызстан. Вот его надо избирать!» – считает участница митинга Сыяда Джамалиева.

«Устали от бедности, нищеты. Устали от безработицы. Из-за этого собираются, потому что ничего не решается», – добавил участник митинга Манас Минбаев.

«Именно народные массы подхватили, вынесли. И тут выяснилось, что вот эта молодая поросль оказалась немножко оторванной от своего народа. Молодежь сразу проиграла, и площадь заполнили именно эти массы, которые приехали из регионов. Это самый такой глубинный народ, который действительно сильно пострадал», – считает Мусуркул Кабылбеков.

Для таких людей пандемия коронавируса обернулась настоящей катастрофой. Тысячи не просто потеряли работу. Им в прямом смысле стало нечего есть. А тут еще и политический кризис. Отсюда и попытки мародерства.

«К нам поступали сообщения о попытках захвата и земельных участков в сельском хозяйстве, о попытках вымогательства и в гостинично-ресторанном бизнесе, и на других объектах малого и среднего бизнеса», – заявил исполнительный директор Международного делового совета Аскар Сыдыков.

Но, пожалуй, больше всего пострадали горнодобывающие предприятия. «Под вечер, ночью пришли неизвестные лица. С той стороны, со стороны КПП, в количестве от 30 до 50 человек», – сказал юрист горнодобывающего предприятия Талант Асаналиев.

Нарынская область, угольный разрез Кара-Кече. Ночные «гости» называли себя «дружинниками». Пришли якобы для того, чтобы охранять. Стоявшие на посту милиционеры бежали через горы. А налетчики первым делом добрались до сейфа.

«На первом сейфе у нас хранились системные блоки и жесткие диски от видеокамер. А на втором сейфе, на нижнем сейфе, хранились документы и материальные ценности», – добавил Талант Асаналиев.

По самым скромным подсчетам, ущерб составил почти шесть тысяч долларов, но найти виновных будет непросто: захватчики сорвали камеры видеонаблюдения и потребовали убрать милицейский пост навсегда, чтобы можно было бесконтрольно воровать сортовой уголь. В Кыргызстане это второй по величине угольный карьер. Отсюда уголь поставляют во многие города республики. Покупает его и Бишкекская ТЭЦ. После попытки рейдерского захвата добыча здесь не велась больше недели. Так что теперь это может отразиться на отопительном сезоне. И особенно в регионах. В Бишкеке ситуацию пока держат под контролем.

«Мы надеемся, что наши отечественные поставщики – ответственные. У нас такого не было, чтобы они как-то срывали нам осенне-зимний отопительный период. Прибыло и было разгружено 70 вагонов за прошедшие сутки. Ждут еще разгрузки 38 вагонов», – сказала представитель ОАО «Электрические станции» Тагжана Айдаралиева.

В столице убытки подсчитывают владельцы магазинов и ресторанов. Банкетные залы пустуют уже почти год. Осенние месяцы обычно самые доходные. В это время в Кыргызстане чаще всего справляют свадьбы, а с наступлением зимы начинают проводить корпоративы.

«Все банкетные залы рассчитывают только на вот эти три месяца. И именно эти три месяца сначала пандемия, революция», – отметил председатель Ассоциации банкетных залов Кыргызстана Муратбек Арыстанбеков.

Политическая нестабильность отпугнула инвесторов: из-за сорванных контрактов Кыргызстан потерял больше 100 миллионов долларов.

«Чтобы минимизировать экономические потери, надо сейчас в срочном порядке, во-первых, всем политическим силам вернуться в правовое поле. Это мероприятие, я так вижу, потихоньку совершается. Теперь следующий шаг: нужно снизить конфликт в обществе, потому что он не решен», – сказал глава секретариата Национального альянса бизнес-ассоциаций Кыргызстана Искендер Шаршеев.

«Если бы мы не пытались стабилизировать ситуацию после 5 октября, мы бы тут сейчас не сидели. Передача власти идет мирным путем. С этого момента я обещаю направить все свои силы и опыт на работу, которая на меня возложена», – заявил и.о. президента Кыргызской Республики Садыр Жапаров.

С первых минут премьерства он отказался от национализации «Кумтора», к чему призывал долгие годы. При этом в своих руках сосредоточил всю власть. Ближайшего соратника и друга назначил главой Госкомитета национальной безопасности. Ушедшему Жээнбекову предоставил статус экс-президента с положенными привилегиями: неприкосновенность, госохрана, персональная пенсия. Парламент, с которого, по сути, и началась революция, пока будет работать в прежнем, еще довыборном составе.

Пережив полторы недели митингов, забастовок, экстренных и тайных заседаний, Кыргызстан понемногу приходит в себя. В Бишкеке отменен режим ЧП, начинается нормальный политический процесс. Повторные парламентские выборы в республике могут пройти в конце декабря, досрочные президентские – в середине января.

В день отставки Жээнбекова Россия приостановила оказание финансовой помощи Кыргызстану. Об этом журналистам рассказал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.