COVID-19 не прощает беспечности: доказательства из красной зоны

18:40 08/11/2020

Пандемия коронавируса продолжает набирать обороты. По последним данным, на планете уже без малого 50 миллионов зараженных. 642 724 случаев за сутки – новый антирекорд, который зарегистрировали в пятницу, 6 ноября. И это, похоже, не предел, сообщает корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Деркач.

«Накануне мне снился сон – я попадаю в реку, грязевой поток меня несет, я не могу выбраться, и на следующий день главврач объявил, что я заведующая приемным отделением», – рассказывает заведующая приемным отделением краевой клинической больницы Красноярска Елизавета Бойцова.

В пандемию такое повышение все равно что призыв на фронт. 30 марта Елизавета Бойцова оказалась в красной зоне. Пролетела весна, затем короткое сибирское лето, наступила осень. Смену сезонов она наблюдала из больничного окна.

«В такое время мне больше некуда было деваться, кроме как оставаться на работе и выполнять свои прямые обязанности, свой долг», – говорит врач.

За полгода ее дежурство прерывалось лишь однажды. Когда заведующая отделением сама стала пациентом. Две недели доктор Лиза поболела коронавирусом, а потом опять вернулась в строй.

«Слава Богу, все благополучно закончилось. Близкие, родные все, конечно, очень переживали за меня сильно. Семья у меня находится в другом городе, поэтому все на расстоянии переживали, звонили, узнавали, как я, что со мной», – делится заведующая приемным отделением краевой клинической больницы Красноярска.

Родных старалась не расстраивать. Тем, что спит по три часа. И решает, как разместить 500 больных, если коек всего 300. Таких врачей, как красноярская доктор Лиза, в стране десятки тысяч.

«Я сегодня первую ночь спал, но мы понимаем, что это не конец. Летом мы расслабились, и вот она, осень», – говорит главный врач городской клинической больницы №40 Денис Проценко.

Ноябрь выдался с рекордами. 20 тысяч заражений в день. Вдвое больше, чем в пиковом мае. Тройка антилидеров – Москва, Санкт-Петербург, Подмосковье. Главная коронавирусная больница в Коммунарке забита под завязку.

«Команда, конечно, устала. Летом настаивали, чтобы заведующий пошел в отпуск, потому что эмоциональное выгорание никуда не делось», – отмечает Денис Проценко.

Врачей просто не хватает. Особенно вирусологов. В красной зоне им помогают коллеги других специальностей. Семейная пара Тагир и Галина Абдрафиковы – травматолог и рентгенолог. На передовую пошли добровольно, навыки лечения COVID-19 приобрели «в бою».

«У нас было достаточно времени, чтобы ознакомиться с рекомендациями ВОЗ. У нас есть коллеги, которые научили нас, которые подсказывали нам в первое время, что и как делать», – говорит детский травматолог Тагир Абдрафиков.

«Я не боюсь за него. Конечно, бывает, что иммунитет подводит, но я уверена, что у нас хорошее здоровье, мы справимся с этим, а если даже мы заболеем, нас вылечат», – убеждена рентгенолог Галина Абдрафикова.

В областном челябинском госпитале лежат 12 медиков. У всех коронавирусная инфекция, осложненная моральной и физической усталостью. В соседней палате врач-терапевт Любовь Ёжикова. Она принимала пациентов в поликлинике. Одни приходили в маске, другие без. Результат – коронавирусная пневмония с 10%-м поражением легких. Так тяжело, говорит Любовь, не болела никогда.

«Никаких просто сил. Мышцы все болят, суставы все стреляют. Судорожные подергивания, голова в полуобморочном состоянии», – описывает свое состояние врач-терапевт.

В полку заболевших губернаторов тоже прибыло. На этой неделе диагноз подтвердили у Ивана Белозерцева из Пензенской области. С начала пандемии COVID-19 заразились 20 глав российских регионов.

В Грузии заболел премьер-министр. Власти вводят комендантский час. С 10 вечера до 5 утра во всех крупных городах нельзя выходить из дома. В стране обязательный и масочный режим со штрафами за нарушение в шесть долларов. В Грузии небывалая заболеваемость COVID-19 – 2700 человек в сутки.

В Молдове в день выявляют чуть меньше тысячи новых случаев. В Казахстане ежедневный прирост в 600 заболевших. Бригады скорой помощи работают на износ. Будто в начале пандемии.

«Бригады успевали только приехать, заправить сумку, пополнить запасы кислорода и препаратов и далее следовать на вызов. Перерыва на обед и другие какие-то нужды практически не было. Работали в суточном режиме», – рассказывает заведующая подстанции скорой помощи «Байконур» Маргарита Гердова.

Для Ирины Корбут работать сутками не преувеличение. Она заведует медпунктом агрогородка под Минском. В нем и прилегающих поселках больше 3 тысяч жителей. Все, если что случится, идут к ней.

«Времени привыкать не было, выбора не было. Люди болеют, им нужно помогать. Объем работы большой у нас, и год очень тяжелый», – признается заведующая Щомыслицкой амбулатории Ирина Корбут.

Защитных средств у сельских медиков в избытке. Шапочка, халат, маска и перчатки. Чего не хватает – это рук. В амбулатории всего восемь докторов. Ведут прием и в поликлинике, и на дому.

«Пандемию же не выбирают, всем нелегко. Да, на нас большая нагрузка, есть усталость. Переболеют многие, пожелаем, чтобы в легкой форме», – говорит Ирина Корбут.

В Беларуси каждый день заболевает по 900 человек. В соседней Польше – по 27 тысяч. Европу лихорадит. Поток больных истощил все резервы здравоохранения. Не хватает врачей, коек, оборудования.

«Больница – это здание, оно не из резины, вы не можете растянуть его. Кроме того, кто-то должен лечить пациентов. Персонала всегда не хватало, а теперь тем более. Часть персонала находится на карантине, другие серьезно больны», – говорит врач скорой помощи Марсин Сервах.

Те, кто не болен, – смертельно устал. Понятие рабочего дня растворилось. Скорые ждут по 15 часов, чтобы сдать пациента в стационар. По всей Европе как грибы растут временные госпитали. Койками заставляют галереи, концертные залы, стадионы.

Во Франции каждые 25 секунд госпитализируют коронавирусного больного. Количество заражений в сутки перевалило за 60 тысяч. Весной пиковые значения не превышали и 8 тысяч. Надпись на фасаде госпиталя: «С масками мы сильнее». Но соблюдать карантинные меры французы не хотят. Потому президент Макрон ввел в стране всеобщий локдаун минимум до 1 декабря.

«Нам, вероятно, придется забыть о рождественских каникулах. Забудьте о них, чтобы спасти 2021 год. Я не хочу быть носителем плохих новостей, у меня есть дети, но, может быть, в этом году Санта-Клаусу лучше прийти по Скайпу. Нам нужно донести это до французов, и это не самое худшее в мире», – уверяет начальник отделения инфекционных заболеваний в больнице Тенон Жилль Пиалу.

Рождество в пролете не только во Франции. В Италии что ни день, то рекорд. 38 тысяч заболевших в сутки. Германия, Великобритания, Испания – по 23 тысячи новых случаев. Даже в небольшой Бельгии небывалый всплеск заболеваемости. На 11 миллионов населения – 8 тысяч заражений в день.

«Что касается отрицателей COVID-19, я думаю, что кадры из больницы являются ответом на любые отрицания коронавируса», – говорит врач отделения интенсивной терапии Ринальдо Коломбо.

Как власти ни старались, локдауна избежать не удалось. Ограничения в той или иной степени ввели почти во всех странах. По Европе прокатились митинги недовольных. В Британии все закончилось дракой с полицией. В Греции силовикам пришлось применить дубинки. В Словении водометы.

На московском митинге против дистанционного обучения детей полицейские никого не трогали. Вежливо попросили соблюдать социальную дистанцию. Но заботливых родителей, желающих отправить детей в разгар пандемии в школы, это только разозлило.

«Можем пригласить, конечно. Как в Греции наши коллеги сказали: всех, кто не верит, жду завтра в 6 утра на обходе в красной зоне», – отметил главный врач городской клинической больницы №40 Денис Проценко.

Каждый день в столичные больницы поступают до полутора тысяч человек с COVID-19. Занято уже 70% коек. У города есть резерв. Но и он не бесконечный. Главное, ситуация во многом зависит от самих людей. Достаточно соблюдать социальную дистанцию и надевать маску в общественных местах. Эти простые правила могут спасти сотни жизней и вернуть домой врачей с бесконечного дежурства в красной зоне.

«Есть простые вещи. Уступить место женщине, пожилому человеку, надеть маску. Наверное, это новая доктрина, если вы хотите быть воспитанным социально. Я думаю, мы это переживем», – говорит главный врач городской клинической больницы №40 Денис Проценко.