Как за каменной стеной: «голубые каски» из России хранят мир в Нагорном Карабахе

19:11 15/11/2020

В Нагорный Карабах прибыли первые подразделения российских миротворцев. Они разворачивают вдоль линии соприкосновения 16 наблюдательных постов. Выполнять эту миссию отправились лучшие из лучших. У многих солдат и офицеров за плечами опыт подобных командировок, в том числе в Сирии. Корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина познакомилась с теми, кто будет хранить мир в Нагорном Карабахе.

Каждому российскому миротворцу даже в магазине ясно, что их здесь давно ждут. Этот мир отдали в надежные руки. Командовать российским миротворческим контингентом назначили Рустама Мурадова. Три года назад в Кремле за героизм и мужество президент РФ Владимир Путин присвоил Мурадову звание Героя России. Генерал-лейтенант прошел обе чеченские кампании. В Сирии работал на одном из самых опасных направлений, которое террористы удерживали годами, – районе Дейр-эз-Зор.

Российские миротворцы – это подразделения 15-й отдельной мотострелковой бригады. Такая в России одна. Появилась 15 лет назад. В ней только контрактники. Есть разведчики, инженеры, саперы, оркестр. Чтобы стать миротворцем, нужно отслужить в армии как минимум год, владеть огнестрельным оружием, пройти проверку у психологов, сдать экзамен комиссии ООН и владеть иностранным языком.

В бригаде есть лингвистический центр. За иностранный язык доплачивают. Один европейский – плюс 15% к зарплате, один азиатский – плюс 30%. А вот международные правила миротворческих сил это уже не по желанию. Обязательно для всех. Как наблюдать, как правильно фиксировать нарушения и как общаться с местными.

Их главная задача не воевать, а приносить мир, поэтому и учения у них отличаются. Например, не прорыв обороны противника, а отработка развертывания наблюдательных постов, контроль обстановки, разделение враждующих сторон.

В Нагорный Карабах отправили БТРы, бронированные автомобили «Тигр» и «Тайфун», армейскую авиацию и беспилотники. Но никакой тяжелой техники – для выполнения миссии она не нужна. У каждого военнослужащего бронежилет, комплекс разведки и связи, автомат АК-12.

«Они не могут применять вооружение для предотвращения нарушений режима примирения и прекращения огня. Они могут применять оружие только против прямой агрессии против них, непосредственно миротворцев», – сказал военный эксперт, полковник запаса Виктор Мураховский.

Если миротворцы заметят нарушение режима перемирия, есть четкая инструкция: зафиксировать, передать в штаб. А оттуда прямая связь со штабами вооруженных сил Азербайджана и Армении. Территорию, которую контролируют российские миротворцы, разделили на две зоны ответственности: Север и Юг. Военные создают там 16 наблюдательных постов. Их поставят по линии соприкосновения сторон в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора. Контролируют перемирие почти две тысячи российских миротворцев.

«У нас меньше было в Югославии, но здесь и сам театр военных действий гораздо более сложный, здесь горные районы, нет прямой видимости на несколько километров, как в Сирии, где пустынная местность», – добавил Виктор Мураховский.

До того, как в России появились специальные миротворческие войска, военнослужащие уже участвовали в таких миссиях. Одна из самых известных – марш-бросок на Приштину в Югославии. В 1993-м во время гражданской войны в Таджикистане на таджикско-афганской границе встала 201-я стрелковая дивизия из России. В 1992-м – Приднестровье. Туда ввели шесть батальонов российских войск. Сейчас там не больше 500 миротворцев. В Нагорном Карабахе как минимум пять лет «голубые каски» будут следить за тем, чтобы такой долгожданный здесь мир остался навсегда.