Звезда по имени Майя: 95 лет назад родилась величайшая балерина XX века Майя Плисецкая
06:00 20/11/202020 ноября исполняется 95 лет со дня рождения гениальной российской балерины, хореографа, балетмейстера, киноактрисы Майи Плисецкой. О великой балерине очень многое говорят ее фотографии: с них смотрит сильная и стильная, яркая и в чем-то даже дерзкая женщина, которая полна внутренней интеллигентности и благородства – настоящая королева сцены.
Майя Плисецкая – это женщина-эпоха, в ее биографии отразилась история нашей страны. Все знаковые события сплелись в ее судьбе: репрессированные родители, отрочество где-то между домом тетки и хореографическим училищем, сценический дебют в эвакуации, стремительный взлет к званию примы-балерины Большого театра, мировая слава и кабальная зависимость от Министерства культуры СССР. А потом – работа в самых блестящих театрах мира. Она профессионально танцевала до 65 лет, да и в 70 выходила на сцену с грацией юной девушки.
Шпицберген, Москва и первое увлечение танцами
Будущая звезда сцены родилась 20 ноября 1925 года в Москве, в семье советского хозяйственного деятеля, дипломата Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Мессерер. Отец в молодости руководил производством первых советских фильмов, тогда и познакомился с юной красавицей Рахиль, выпускницей ВГИКа. До замужества она успела сняться в шести фильмах, а потом целиком посвятила себя семье и отправилась вслед за мужем на остров Шпицберген. Там с 1932 по 1936 год он работал руководителем советской угольной концессии и одновременно был генеральным консулом СССР на этом норвежском острове. Сама же Майя Плисецкая на Шпицбергене училась в школе, каталась на лыжах, занималась в театральном кружке и даже впервые выступила на сцене в самодеятельной постановке оперы Даргомыжского «Русалка».
Актриса, балерина Майя Михайловна Плисецкая в роли Бетси на съемочной площадке фильма «Анна Каренина» режиссера Александра Григорьевича Зархи по одноименному роману Льва Николаевича Толстого. Фото: Валентин Мастюков/ТАСС
В своих воспоминаниях балерина писала, что на этом северном острове она однажды чуть не погибла: зашла на лыжах слишком далеко, не рассчитала сил, присела отдохнуть «только на минуточку» и впала в дрему. Девочка замерзла бы, но ее нашла умница-овчарка по кличке Як. «Она раскопала меня из снежного сугроба и поволокла за шиворот к людям. Так я родилась во второй раз», – рассказывала балерина.
В июне 1934-го, когда Плисецкие вернулись в Москву на время отпуска отца, Майя поступила в балетную школу. Это было так естественно: все родственники со стороны матери были так или иначе связаны с балетом, да и сама Майя уже успела проявить склонность к танцам. Ее определили в класс заслуженной артистки РСФСР, балетмейстера и педагога Евгении Долинской. Девочка училась танцевать с упоением. И ей было еще невдомек, что совсем скоро от благополучного мира ее детства не останется и следа.
Дочь «врага народа»
Майя Плисецкая была старшей из трех детей, после нее в семье родились еще два сына – Александр в 1931 году и Азарий 1937 года рождения. Когда Майе Плисецкой было 11 лет – за два месяца до появления на свет младшего из ее братьев – произошла трагедия, разрушившая и разметавшая эту дружную семью: 30 апреля 1937 года по обвинению в шпионаже был арестован отец семейства Михаил Плисецкий. А 8 января 1938 года он был расстрелян.
Народная артистка СССР Майя Михайловна Плисецкая (справа) и Народный артист РСФСР Николай Борисович Фадеечев в балете «Прелюдии и фуги» на музыку Иоганна Себастьяна Баха на сцене Большого театра СССР. Фото: Александр Коньков/ТАСС
О матери же великая балерина вспоминала так: «Характер у мамы был мягкий и твердый, добрый и упрямый. Когда в тридцать восьмом году ее арестовали и требовали подписать, что муж шпион, изменник, диверсант, преступник, участник заговора против Сталина, – она наотрез отказалась. Случай по тем временам героический. Ей дали 8 лет тюрьмы».
Вместе с матерью в тюрьму отправился младший из братьев Майи Плисецкой, которому тогда не было и года. А ее саму и брата Александра спасло от детского дома то, что их разобрали в семьи сестра и брат матери, артисты балета Суламифь и Асаф Мессереры.
С этого времени Майя Плисецкая целиком ушла в занятия балетом. К слову, два ее брата, когда подросли, тоже связали себя с балетом и стали артистами, хореографами и балетмейстерами.
Майя Плисецкая училась в хореографическом училище, когда началась война. Все это время ее родственники, прославленные артисты балета, бились за то, чтобы мать Майи была оправдана и возвращена в Москву. В результате их многочисленных хлопот и прошений из Акмолинского лагеря жен изменников Родины, куда Рахиль Мессерер попала вместе с грудным ребенком, ее перевели в конце лета 1939 года на вольное поселение в Чимкент. Там она в статусе ссыльной работала учителем танцев в одном из клубов. Вернуться в Москву Рахиль Мессерер удалось в 1941 году, за два месяца до начала Великой Отечественной войны.
Прима-балерина Большого театра Союза ССР Майя Михайловна Плисецкая (Кармен) и советский артист балета Николай Борисович Фадеечев (Хозе) в одноактном балете «Кармен-сюита» в постановке кубинского балетмейстера Альберто Алонсо по мотивам новеллы французского писателя Проспера Мериме «Кармен» на сцене Государственного академического Большого театра Союза ССР. Фото: Александр Коньков/ТАСС
Сценический дебют в эвакуации и встреча со сценой Большого театра
Когда началась война, Майя вместе с матерью и братьями отправилась в эвакуацию в Свердловск, поэтому занятия в училище пришлось прервать. Хотя на профессиональную сцену она впервые вышла именно там, в эвакуации, исполнив партию «Умирающего лебедя» в постановке своей тети, первоклассного балетмейстера Суламифи Мессерер.
Именно там, на сцене свердловского клуба юная балерина впервые продемонстрировала ту потрясающую лебединую пластику и грацию, которая позже прославила ее на весь мир.
В 1942 году 16-летняя Майя Плисецкая вернулась из эвакуации в Москву, чтобы продолжить учебу – одна, поскольку мама с братьями еще какое-то время оставались в Свердловске. А в 1943 году она с отличием окончила хореографическое училище и была принята в кордебалет Большого театра.
На главной сцене страны в то время царили такие звезды балета, как Семенова, Лепешинская, Мессерер, Головкина. Чтобы не ограничиваться кордебалетом и не терять форму, Майя стала танцевать сольные партии на концертах в Домах культуры. Так вся Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена. Когда через некоторое время по всей стране началась кампания по выдвижению молодых талантов, молодая балерина стала получать роли одну за другой, постепенно наращивая мастерство и раскрывая свой талант.
Кадр из художественного фильма «Балерина». В главной роли солисты балета Майя Плисецкая и Николай Фадеечев. Фото: ТАСС
Невыездная звезда: почему Плисецкую не выпускали за рубеж
Свою первую главную партию – роль Маши в «Щелкунчике» – она исполнила в 1944 году. Еще через год ей дали партию феи Осени в «Золушке». Позднее в ее репертуаре появились другие ведущие партии.
В 1947 году она впервые танцевала в Большом театре Одетту и Одилию в «Лебедином озере». Впоследствии этот балет станет главным в ее жизни. Она станцевала его более 800 раз на лучших сценах мира. И по ее собственному утверждению, каждый раз она танцевала его иначе, по-новому. Последний раз «Умирающего лебедя» балерина танцевала в 75 лет – это настоящий рекорд для Книги Гиннесса. Но это будет потом.
А пока Майя Плисецкая к концу 40-х стала ведущей балериной среди молодых солисток. Она танцевала главные партии в «Бахчисарайском фонтане», балетах «Раймонда», «Жизель», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Конек-Горбунок» а также во всех трех постановках балета «Спартак». В 1960-х годах в репертуар Майи Плисецкой вошли балеты «Ромео и Джульетта» и «Легенда о любви».
Но все это перечисление звездных ролей только выгладит как шествие к вершинам славы. На деле же Майя Плисецкая была «невыездной». Ну еще бы: репрессированный отец, мать – бывшая ссыльная; плюс пятый пункт в паспорте и родственники за границей. На зарубежные гастроли ездила Уланова и другие звезды балета, а она – лучшая из лучших – оставалась на родине. В какой-то момент она собрала остатки труппы и настояла на том, чтобы в Москве был показан внеочередной спектакль «Лебединое озеро». Был аншлаг, о выступлении звезды узнали за рубежом. А ведь по официальной версии, озвученной чиновниками, Майя Плисецкая не поехала на гастроли из-за болезни. Так весь мир узнал, что ведущую балерину страны держат в стране, как крепостную, не выпуская за рубеж.
Был большой скандал. В своей книге Плисецкая написала об этих событиях так: «Про других не знаю. А про себя скажу. Не хочу быть рабыней. Не хочу, чтобы неведомые мне люди мою судьбу решали. Не таить, что думаю – хочу. Голову гнуть не хочу и не буду. Не для этого родилась».
Солистка Большого театра Союза ССР Майя Плисецкая в роли Одетты в балете Петра Чайковского «Лебединое озеро». Фото: Александра Конькова /ТАСС
Как Родион Щедрин освободил жену из заточения в стране
В 1958 году 33-летняя Майя Плисецкая стала женой композитора Родиона Щедрина. За два года до этого она уже побывала замужем, но брак с юным солистом балета Марисом Лиепой, который был моложе нее самой на 11 лет, продержался всего три месяца, после пара распалась.
С Щедриным балерина уже была знакома, они несколько раз виделись у общих друзей, но после того, как молодой композитор побывал на ее репетиции, он был покорен, восхищен, и события стали развиваться стремительно. В тот же вечер они гуляли по городу, и начали встречаться. А летом, когда труппа вновь уехала на зарубежные гастроли, Майя Плисецкая тайком отправилась в Карелию, где в Доме отдыха под Сортавалой ее ждал Щедрин.
Они жили посреди леса, много гуляли, кормя комаров, мерзли в неотапливаемом коттедже и, в конце концов, сели в машину Щедрина и сбежали в Сочи – отогреваться. Они были влюблены друг в друга, и оба – в музыку и балет. Отпуск пролетел, как самый фантастический и «беспризорный» в их жизни.
А осенью они поженились. И всю жизнь до самого преклонного возраста жили душа в душу. Детей у пары не было, поскольку Майя Плисецкая хотела всецело посвятить себя балету. Семья Щедрина и Плисецкой соединила двух талантливейших творцов и стала одной из немногих, в которой оба супруга являлись обладателями почетного звания Народный артист СССР.
Именно Щедрин вызволил свою жену из заточения в стране. Знаменитый композитор, известный человек – он записался на прием к заместителю председателя КГБ. И после этого визита Майю Плисецкую постепенно стали выпускать на гастроли за рубеж. Правда, сам Щедрин оставался заложником в Москве. Это было гарантией того, что его знаменитая жена вернется в Союз. Вместе их не выпускали за границу еще очень долго.
Балет Родиона Щедрина «Дама с собачкой» на сцене Государственного академического Большого театра Союза ССР. Майя Плисецкая в роли Анны Сергеевны и Борис Ефимов в роли Гурова. Фото А.Конькова и П.Максимова /ТАСС
И это еще не все: гений Родиона Щедрина, его любовь и самопожертвование помогли балерине прожить невероятно долгую сценическую жизнь. Специально для своей жены композитор написал несколько балетов, которые прославили ее. Вот что рассказывала сама балерина: «Щедрин – профессионал самой высокой пробы, может сделать отменно и оперу, и что угодно. А балеты написал просто-таки мне в помощь. В вызволение от надвигающегося возраста: новый репертуар обязательно выводит на следующую ступень искусства».
Балет с суфлером: как великий Морис Бежар помог балерине вырваться за пределы классики
Майя Плисецкая всегда стремилась расширить свои рамки в балете. Классического репертуара ей было мало, она искала возможности вырваться за пределы классики. В1967 году знаменитый кубинский балетмейстер Альберто Алонсо специально для нее поставил на сцене Большого театра «Кармен-сюиту». Роль Кармен, исполненная балериной, стала сенсацией в мире балета и навсегда вошла в историю мировой хореографии.
Неоднократно Майя Плисецкая работала и с выдающимся французским балетмейстером Морисом Бежаром. В 1975 году она танцевала в его балете «Болеро» на музыку Мориса Равеля. В этот момент ей было уже 50 лет! Вот что рассказывала сама балерина об этой работе:
«Училось «Болеро» трудно. Все движения новы для моего тела. Бежар всерьез изучал восточные танцы – индийские, таиландские, персидские, – и что-то из их лексики вошло в его хореографический словарь. Плюс дьявольская выдумка. Асимметрия. Отсутствие квадратности. Полиритмия. У Равеля на три, у Бежара – на четыре. Даже натренированные на Бежаре танцоры сбивались. А мне – после «Лебединых» и «Спящих» – каково?».
В результате она хотела отказаться: боялась забыть последовательность эпизодов, каждый из которых имел условное название : «Кошка», «Краб», «Венгерка», «Живот», «Солнце» и так далее. Но Бежар сказал: «Я встану в проходе, в конце зала, в белом свитере. Меня подсветят карманным фонариком. Я буду вам подсказывать».
Плисецкая писала позже: «Меня иногда спрашивают, какой спектакль в моей жизни был самым необычным. Вот этот и был. «Болеро» в Брюсселе с сокрытым от публики суфлером в дальнем проходе, подсвеченным пучком света снизу. С суфлером, облаченным в белый свитер. С суфлером, которым был Бежар».
Брат балерины хореограф Азарий Плисецкий писал: «Бежар боготворил Майю. Он был готов простить ей все, даже вольную интерпретацию своей хореографии, сочиненных им движений, чего не позволял больше никому». Для Майи Плисецкой Бежар создал в 70-е годы балеты «Айседора» и «Леда», а также несколько сольных концертных номеров для ее выступлений.
В 1983 году Плисецкая получила предложение стать руководителем Римского театра оперы и балета, а после этого возглавила Испанский национальный балет.
Советская артистка балета, Герой Социалистического Труда, Народная артистка СССР Майя Плисецкая во время выступления на фестивале «Красная площадь приглашает». Фото: Малышев Николай/ТАСС
В январе 1990 года она танцевала свой последний балет на сцене Большого театра – «Даму с собачкой». После этого из-за разногласий с руководством театра она ушла из него. Но продолжала сотрудничество со многими выдающимися хореографами мира, Майя Плисецкая сотрудничала с Рудольфом Нуриевым, Роланом Пети и Михаилом Барышниковым.
Помимо балета, Плисецкая снялась в 12 художественных фильмах, а также во множестве документальных кинолент для отечественного и зарубежного телевидения. Также она написала две книги и возглавила множество конкурсных балетных проектов. На ее счету множество наград и медалей, титулов и званий – отечественных и зарубежных.
Свои последние десять лет великая балерина вместе с мужем жила в Германии. Майя Плисецкая скончалась на 90-м году жизни, прожив длинную, невероятно насыщенную жизнь, оставив яркий след в истории балета. Однако ее могилы не найти ни в Германии, ни в России. Ее нет нигде! Звезда балета завещала развеять свой прах над Россией, смешав его с прахом мужа. Так что ей еще предстоит посмертное возвращение на родину.
Балерина и хореограф Майя Плисецкая, удостоенная знака отличия офицера ордена Почетного легиона, на церемонии награждения в посольстве Франции. Фото: Александра Мудрац/ТАСС
Читайте также:
- Памяти примы: в Душанбе прошел вечер в честь 80-летия балерины Малики Сабировой
- Признание в любви: премьера нового концерта Родиона Щедрина прошла в Петербурге
- Символ русского балета: 95 лет назад родилась Майя Плисецкая
- Легенда в бронзе: Майе Плисецкой поставили памятник в Москве
- 90-летие Плисецкой: зрители Большого театра аплодировали стоя