Постковидный синдром: с какими осложнениями сталкиваются заболевшие?

18:52 29/11/2020

COVID-19, несмотря на все усилия ученых и медиков, до сих пор малоизученная болезнь. Все говорят о его опасности, но редко мы слышим о последствиях. А они иногда пострашнее самого вируса. В этом убедилась медицинский обозреватель «МИР 24» Анастасия Глебова.

Городская больница №20 Санкт-Петербурга, реанимационное отделение. На койках крайне тяжелые пациенты с новой коронавирусной инфекцией. Здесь они проводят, как правило, несколько недель. Но даже после выписки всех без исключения ждет долгая реабилитация от так называемого постковидного синдрома. Анатолий Росляков был между жизнью и смертью 14 дней.

«До коронавируса ходил на фитнес. И где я подцепил, даже не знаю. Дышать было сложновато. Это основное. К температуре привык, сильно не напугала», – поделился пациент Анатолий Росляков.

Более 90% тех, кто переболел коронавирусом, даже в легкой форме, сталкиваются с осложнениями. Это тот самый постковидный синдром, он для каждого индивидуален. Появляются симптомы, которых ранее пациент мог не замечать. Сильные головные боли, ухудшение памяти, зрения и слуха, слабость. Сердечно-сосудистые недомогания, ночная потливость, скачки артериального давления. Обостряются и хронические заболевания. COVID-19 может поразить все системы организма.

«Критичные органы – это легкие, безусловно, они повреждаются в первую очередь, это ворота инфекции. Страдает головной мозг. Страдает центральная нервная система и периферическая, страдают органы желудочно-кишечного тракта, страдает мышечная система», – отметил начальник службы по лечению пациентов с COVID-19 Городской больницы № 40 Сергей Азаренко.

Инструкция по выживанию
Казалось бы, безобидный признак болезни, когда не чувствуешь запахов и вкусов, связан с повреждением тканей мозга.

«Так называемая хеморецепторная дисфункция, которая проявляется в виде потери или извращения обоняния и вкуса. При проведении МРТ мы видим, что в первую очередь страдают обонятельные луковицы и обонятельные тракты», – добавил Сергей Азаренко.

Спутанность сознания, дислексия, даже галлюцинации – так инфекция «бьет» по головному мозгу. Симптомы могут сохраняться до полугода.

«В редких случаях, в гораздо меньшем проценте болезнь, сопровождающаяся очень высокой температурой, интоксикацией, может переходить даже в форму психотических состояний, реактивных психозов», – прокомментировал психотерапевт Дмитрий Ковпак.

Одним из самых опасных последствий перенесенного вирусного заболевания может стать инсульт. Дело в том, что COVID-19 «сгущает» кровь. Такой сгусток может легко перекрыть кровеносный сосуд, даже крупный, что опасно и мозгу, и сердцу, и особенно легким. Инфекция может изменить «рисунок» этого органа до неузнаваемости. Даже спустя месяцы на компьютерной томографии можно увидеть ее следы.

«Матовое стекло – это признак коронавирусной инфекции, признак воспаления. Мутность на протяжении всей легочной ткани», – отметила врач-пульмонолог Наталья Шапиро.

Тренер по плаванию Дмитрий Денисенко попал в больницу, когда вирус успел повредить 90% его легких. Реанимация и 10 суток в кислородной маске.

«Когда я вставал, у меня пульс поднимался до 110 ударов мгновенно. Я садился, и у меня пульс был под 100 сразу. И это после выписки уже. Я начинал задыхаться», – поделился пациент Дмитрий Денисенко.

Теперь каждый день как на работу идет в поликлинику на реабилитацию. Лечат его в специальной капсуле – барокамере. Она помогает справиться с гипоксией.

«В этой методике используется два фактора. Концентрация кислорода, абсолютная концентрация, то есть это практически 100-процентный кислород. И лечение проходит под повышенным давлением. Оно выше атмосферного», – объяснил врач-терапевт Александр Замятин.

Еще один результат перенесенной инфекции – тяжелая интоксикация всего организма. Его «очищающие» системы просто не справляются. Страдает тонкий кишечник, желчевыводящие пути и особенно печень.

«Сам вирус повреждает печень, нестероидные противовоспалительные или жаропонижающие тоже повреждают печень в зависимости от дозировки. Кроме того, антибиотики, которые используются во время лечения коронавируса, также проходят превращения в печени и немножко ее разрушают. Итого мы имеем тройной удар по печени», – сказал гастроэнтеролог-гепатолог, кандидат медицинских наук Сергей Вялов.

А иммунную систему человека новая болезнь и вовсе заставляет работать против себя. В защите от внешних воздействий обнаруживаются серьезные прорехи.

«К сожалению, как показывает опыт, COVID-19 может привести к началу аллергического заболевания, аутоиммунного заболевания, уже такие случаи были у предрасположенных людей. В этот срок могут появиться аллергические заболевания как у взрослых, так и у детей, даже если их раньше не было», – добавила аллерголог, иммунолог Мария Васильева.

Лечить постковидный синдром почти всегда приходится дольше, чем собственно коронавирус. Используют лечебную физкультуру, ингаляции, магнитотерапию, электрофорез, массаж, плавание. Амбулаторно, в поликлинике или в санатории – здесь еще и природа помогает. За время пандемии ученые и врачи не успели полностью понять даже природу происхождения вируса, но прогноз медиков тревожен.

«Мы видим только сиюминутные осложнения коронавирусной инфекции и уже понимаем, что несколько месяцев требуется на реабилитацию. А про отдаленные последствия, связанные с заболеванием детей и с дальнейшей способностью к рождению своих детей, возникают действительно вопросы. Потому что вирус поражает и половые органы детей, и взрослых тоже», – заявил Сергей Вялов.

А пока в реанимации все чаще оказываются молодые пациенты. Геннадию всего 36 лет. COVID-19 повредил почти 90% тканей его легких.

«Очень сильная слабость после того, как ты достаточно долгое время лежал. И сильная одышка почти от любых вещей, которые ты делаешь», – сказал пациент Геннадий Мохнаткин.

Как и каждый, кто столкнулся с новым вирусом, он мечтает забыть о постковидном синдроме, встать с постели, выйти на улицу и вздохнуть полной грудью. Но через защитную маску.