COVID-2020: что обрело и потеряло общество в год пандемии

13:05 31/12/2020
COVID-2020: что обрело и потеряло общество в год пандемии
ФОТО : Михаил Терещенко/ТАСС

Социологам и психологам еще предстоит разобраться, как пандемия коронавируса изменила отношения между людьми. Об этом напишут книги и диссертации, но уже сегодня очевидно, что общество стало другим. В условиях карантина благодаря интернету и соцсетям люди стали больше общаться, открыли для себя много нового, оценили преимущества удаленной работы. Широкое поле деятельности открылось для волонтеров и благотворителей. При этом самоизоляция стала испытанием на прочность семейных отношений, а необходимость носить маски и соблюдать безопасную дистанцию – тестом на социальную зрелость. «МИР 24» выделил основные тенденции и явления в общественной жизни 2020 года.

Привыкнуть к маске

Особенность противостояния коронавирусу в России в том, что самого начала пандемии регионы сами решали, какие ограничения и на какие сроки им устанавливать. Где-то обходились масочным режимом, а где-то закрывали въезд для не имеющих медицинских справок. Одним из самых строгих регионов в этом смысле был Татарстан: приезжие обязаны были либо представить справки об отсутствии у них коронавируса, либо по прибытии в республику отправиться на двухнедельную самоизоляцию. В целом же обошлось без крайне жестких запретительных мер, и, как результат, удалось избежать перенапряжения в обществе. Чего не скажешь о Европе и США, где моральная усталость от запретов вылилась в демонстрации протеста и уличные бои с полицией.

COVID-2020: что обрело и потеряло общество в год пандемии

ФОТО: Валерий Шарифулин/ТАСС

Лето россияне прожили относительно спокойно, но в сентябре коронавирус пошел в новую атаку, и регионы вновь начали вводить ограничения – на массовые мероприятия, работу общепита, театров, спортивных центров, музеев. Отдельно, как в Подмосковье, людям старше 65 лет и с хроническими заболеваниями запретили выходить из дома без крайней необходимости. Параллельно были усилены контрольные и санкционные меры. В Москве вернулись к штрафам за проезд в общественном транспорте без масок, были наказаны рублем торговые центры, бары и фитнес-клубы, где обнаружились нарушения требований Роспотребнадзора. Дошло и до крупных скандалов, как в Петербурге, где шоу репера Басты в присутствии многотысячной толпы без масок стало предметом обсуждения на совещании у премьер-министра России Михаила Мишустина и стоило выговора председателю городского комитета по культуре. Работу Ледового дворца, где проходили концерты, приостановили, а позднее губернатор города Александр Беглов ввел запрет на посещение музеев, театров и концертов с 30 декабря по 10 января и на работу предприятий общественного питания с 30 декабря до 3 января.

Добавим, что с начала пандемии в России за нарушения ограничений по коронавирусу уже оштрафовали больше миллиона человек. Общая сумма штрафов превысила полтора миллиарда рублей.

Удаленка: прелести и безобразия

Лучший способ пореже надевать маску – работать удаленно. В Москве даже ввели собственную норму: как минимум, 30% персонала предприятий и организаций должны работать из дома. За нарушение – штраф.

Удаленка многим пришлась по душе: не надо думать об офисной одежде, рано вставать по утрам, тратиться на бензин и городской транспорт. Опросы показывают, что все больше работников хотели бы и дальше зарабатывать деньги, не выходя из дома. Так, последнее исследование аналитического сайта People Analytics Perceptyx показало, что из более чем 750 тысяч работников примерно 100 крупных компаний в основных отраслях промышленности хотели бы вернуться в офис после пандемии всего лишь 4% респондентов. Это почти на 30% меньше, чем весной. Оказалось также, что дома работать не только удобнее, но и производительнее: почти 100% опрошенных заявили, что удаленный режим работы позволяет им работать продуктивнее.

Страх и ненависть на собеседованиях

Интересно, что на момент этого опроса численность граждан России, работающих удаленно, выросла в 30 раз по сравнению с данными на 1 апреля и превысила 2 млн человек. Об этом рассказал премьер Мишустин. Он призвал активнее применять удаленную занятость, чтобы улучшить ситуацию на рынке труда. И отметил, что дистанционная работа удобна для работников с ограниченными возможностями здоровья и родителей с маленькими детьми.

COVID-2020: что обрело и потеряло общество в год пандемии

Но есть обратная сторона медали. Работая удаленно, многие ощущают себя как бы и не дома, и не на работе. Плачет ребенок, лает собака, звонят в дверь соседи, возникают мелкие сантехнические неприятности – все это не может не отвлекать от дела, даже если объявить домашним: «Меня нет, я на работе!». И повышается ли в таких условиях на самом деле производительность труда, большой вопрос. Может, эти заявления – от лукавого, чтобы скрыть «пижамные» безобразия? Именно на эту мысль наводит опрос, проведенный в Великобритании среди двух тысяч удаленщиков. 40% из них заявили, что самым удобным рабочим место считают диван. 15% признались, что иногда работают в саду, а 8% и 6% соответственно – внимание! – в чужой постели и в ванне.

Дальше – хуже: исследование компании по кибербезопасности Netskope показало, что на удаленке сотрудники на 240% чаще посещают порносайты с рабочих устройств, а общий трафик на сайты с эротическими видео на рабочих компьютерах вырос на 600%.

«Резкий переход к удаленной работе в 2020 году вызвал повальный наплыв на специфические сайты в организациях, поскольку люди из-за перехода на домашний режим работы смешали личную и корпоративную жизнь», – говорится в докладе компании.

В общем, надо как-то попытаться понять, что и дома ты на работе.

Почему разводов стало меньше

Интересно, как коронавирус повлиял на супружеские отношения. Казалось бы, самоизоляция и та же удаленка должны провоцировать напряженность между людьми, накопление раздражительности, эмоциональное выгорание. Но не тут-то было. В мае Минюст ответственно заявил, что россияне стали меньше разводиться. За первый квартал в стране расторгли брак 142,6 тысячи пар, что на 5,2 тысячи меньше, чем год назад. Правда, и заключенных браков стало меньше – в этот же период поженились 157,1 тысячи пар – на 3,8 тысячи меньше, чем в прошлом году, что как раз можно объяснить коронавирусными трудностями.

Образцовое отношение к браку показала Москва, где количество разводов в апреле сократилось на 70%: если в 2019 году за первые три недели месяца было зарегистрировано более 2,7 тысячи расторжений брака, в этом году – 810.

Возможно, в период самоизоляции решивших развестись на самом деле не стало меньше, просто загсы ограничили прием заявлений, или выходить из дома лишний раз не хотелось. Такие подозрения вызывает статистика из Китая, где после карантина число разводов выросло, и очередь в загсы растянулась на три недели.

Лекция на березе

Коронавирус отправил на удаленку школьников и студентов. Уже весной и учеников младших классов, и вузовцев можно было заметить на дачах с ноутбуками. Этот феномен тоже казался временным, но учиться в новом учебном году пришлось как в аудиториях, так и дома. Поскольку как раз с сентября динамика коронавируса вновь пошла по нарастающей, удаленные уроки и лекции стали нормой. К примеру, в Москве, где показатель заболеваемости остается самым высоким в стране, введенный в октябре дистанционный режим обучения для учеников 6-11-х классов продлен до конца декабря, то есть до конца второй четверти. Ходить в школу разрешено только ребятам с 1-го по 5-й классы, для которых коронавирус менее опасен. А разного рода кружки и секции остаются закрытыми.

COVID-2020: что обрело и потеряло общество в год пандемии

Несмотря на все сложности, Роспотребнадзор оптимистично смотрит на ситуацию в школах и не планирует отменять итоговое сочинение для одиннадцатиклассников. В ведомстве считают, что испытание можно будет провести в очном формате.

Для одних удаленная учеба – домашний комфорт, а для других – экстрим. Скажем, студент Омского института водного транспорта Алексей Дудоладов вынужден каждый день залезать на березу – это единственный способ войти в интернет. Дело в том, что Алексей живет в деревне в 200 километрах от регионального центра, и в глубинку скоростной интернет еще не пришел. Студент уже написал губернатору, что ему надоело учиться на дереве. Пока же есть один способ не выпасть из учебного процесса: сделать антенну и поднять повыше.

Герои «красной зоны»

Борьба с коронавирусом потребовала полной отдачи и самоотверженности от медицинских работников. Они несут тяжелую вахту в «красной зоне» инфекционных госпиталей, месяцами не видя близких. Многие врачи и медсестры отдали свои жизни, спасая больных.

В июне президент России Владимир Путин подписал указы о награждении работников медицинских и научных учреждений за вклад в борьбу с пандемией. Звание Героя Труда получили пять врачей, в том числе главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко. Он первым из руководителей медучреждений организовал системную помощь заболевшим, сам переболел коронавирусом и вернулся к работе, «Коммунарка» стала символом противостояния российской медицины неизвестному ранее заболеванию. Золотую Звезду также получили главврач Покровской больницы в Санкт-Петербурге Марина Бахолдина, руководитель ГКБ №29 в Нижегородской области Юлия Гаревская, врач Центра гигиены и эпидемиологии в Калининградской области Ирина Коваль и главрач московской ГКБ №52 Марьяна Лысенко.

Орденом Пирогова и медалью Луки Крымского за самоотверженный труд при исполнении профессионального долга были награждены несколько сот медицинских работников.

«Искренне гордимся, восхищаемся вашим поведением, вашим профессиональным подвигом. Он помог каждому из нас полнее осознать, прочувствовать истинную ценность жизни и значение того дела, которому вы посвятили свою жизнь. Жертвенный подвиг медицинских работников в период эпидемии навсегда войдет в историю нашей медицины и в целом нашей страны», – сказал Путин во время онлайн-беседы с медиками.

Один из примеров выполнения врачебного долга продемонстрировала заведующая приемным отделением инфекционного госпиталя в Красноярске Елизавета Бойцова. Недавно она впервые за полгода покинула «красную зону». Врач заступила на дежурство 30 марта и за прошедшие месяцы обеспечила лечение 500 больных коронавирусом. Мест на всех не хватало, но Бойцова сумела найти резервы, а когда потребовалось, отдала одному из больных кушетку из своего кабинета. После полугодичного дежурства и двухнедельного карантина врач решила оправиться в Москву на обучение, а в январе вновь заступить на дежурство.

COVID-2020: что обрело и потеряло общество в год пандемии

ФОТО: Владимир Гердо/ТАСС

Героизм врачей, медсестер, самоотверженный труд бригад скорой помощи отмечают во всех странах Содружества. В Бишкеке например, наградили медалями «Шагнувшие в бессмертие» врачей, офицеров МЧС и МВД за вклад в борьбу с COVID-19. За время пандемии в Кыргызстане более трех с половиной тысяч медиков заразились коронавирусом, 86 умерли.

Студенты особого назначения

Наравне с медиками самоотверженность в служении людям проявили волонтеры. Пандемия буквально всколыхнула добровольческое движение. В странах Содружества активисты доставляют продукты пожилым людям, вынужденным подолгу находиться в самоизоляции, собирают деньги на средства защиты для врачей, участвуют в жизнеобеспечении инфекционных госпиталей. В Бишкеке появился штаб, который объединил около 20 организаций, которые помогали гражданам еще во время первой волны коронавируса. Добровольцы помогают нуждающимся питанием, медикаментами, средствами личной защиты, приходят к одиноким инвалидам, в детские дома.

А ветеран войны из Санкт-Петербурга Зинаида Корнева сама стала волонтером – она собрала для семей врачей, пострадавших от коронавируса, больше 4,5 миллиона рублей. Поступок ветерана отметил президент Путин, наградив ее знаком отличия «За благодеяние».

Не менее важна психологическая поддержка. Операторы колл-центра движения «Мы вместе» в Петербурге принимают звонки со всей России. Если человеку нужно обсудить проблему, связанную с самоизоляцией и карантином, его звонок переадресовывают специалисту.

На смену школьным учителям, которые заразились коронавирусом, приходят студенты педагогических вузов: Министерство просвещения России создало волонтерский проект, сформировав отряд «студентов особого назначения». Будущие учителя работают в школах, не прерывая собственной учебы.

Курьер – профессия года

Пандемия наложила отпечаток и на спрос на профессии. По оценкам сервиса Работа.ру, в марте профессия курьера вошла в топ-10 самых востребованных как среди работодателей, так и среди соискателей: число вакансий выросло на 20% по сравнению с февралем. Только Москве было открыто более 1,4 тысячи курьерских мест.

Почему вдруг так понадобилось больше курьеров, вполне объяснимо: на самоизоляции люди стали чаще обращаться в службы доставки. Продукты, товары, документы – все привезет курьер, если нет возможности или желания выйти из дома. Посыльные спешат к клиентам на велосипедах, мопедах и на своих двоих, выполняя в день десятки заказов и зарабатывая таким образом в среднем по России примерно 30 тысяч рублей в месяц.

Работа курьера утомительна и опасна. К концу дня уже с трудом ориентируешься в навигации и дорожной обстановке, а постоянное нахождение среди людей повышает риск заражения коронавирусом. Хорошо, если это учитывают работодатели и государство. Доставщики в Аргентине и Колумбии такого понимания не нашли и устроили общую забастовку. Курьеры в этих странах не имеют медицинской страховки, у них низкие зарплаты. В Буэнос-Айресе за одну доставку платят всего 58 центов. При этом работа доставщика в Латинской Америке, где процветает уличная преступность, очень рискованна.

COVID-2020: что обрело и потеряло общество в год пандемии

ФОТО: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Если одни профессии пандемия сделала крайне востребованными, то другие ушли в разряд почти ненужных. Аналитики международного портала поиска работы Glassdoor перечислили профессии, которые в 2020 году стали терять свою актуальность, а вскоре могут остаться вообще без спроса. Антирейтинг возглавил аудиолог – специалист по слуху. В первую пятерку также попали координатор мероприятий, демонстратор продукции, оптик и повар. Уменьшается спрос на консультантов по красоте, работников гостиниц, стилистов, амбассадоров бренда, грумеров для домашних животных и некоторых других специалистов. Почему не нужно будет проверять слух или стричь собак, придется отнести к очередным загадкам коронавируса.

Выгнать не имеют права

Когда из-за пандемии начала замедляться работа предприятий и многие работники оказались перед угрозой увольнения, работодателям в России дали понять, что это не повод для того чтобы выставлять людей на улицу. В марте о недопустимости увольнения сотрудников под предлогом ситуации с коронавирусом заявил премьер-министр Михаил Мишустин. Премьер предупредил, что если какие-то предприятия поддадутся соблазну решить текущие проблемы за счет сокращения персонала, их ждет общение с трудовой инспекцией, налоговой службой и прокуратурой.

А Госдума, в свою очередь, приняла закон об особенностях дистанционной работы. Работодатель теперь будет обязан обеспечить сотрудника на удаленке оборудованием и рабочим инструментом, чтобы тот мог исполнять свои трудовые функции. Вопрос рабочего времени также должен быть оговорен трудовым договором или дополнительным соглашением к нему.

Защищены также права работников, оказывающих помощь больным с COVID-19 – Михаил Мишустин подписал постановление о продлении до конца 2021 года социальных выплат им. Речь идет как о медиках, так и обо всех, кто по долгу службы контактирует с инфицированными пациентами.

Шлагбаум для туриста

Туристическая отрасль в числе первых пострадала от расползания коронавируса по миру и закрытия границ. Уже в феврале ограничительные меры принесли потери турбизнесу в объеме 27 мдрд рублей, посчитали в Ассоциации туроператоров России. Локдауны поставили турбизнес на грань разорения, а самим туристам изрядно потрепали нервы и кошельки. Застрявших за границей путешественников пришлось возвращать домой спецрейсами, а те начали искать возможности вернуть деньги за испорченный отдых. Без денег и туров остались и те, кто купил поездку, но не уехал.

Проиграли и ждавшие иностранных туристов в России. К концу года Ростуризм подводит неутешительные итоги: из-за закрытых границ Россия в этом году потеряет около 600 миллиардов рублей, несмотря на то, что авиасообщение с другими странами постепенно восстанавливается.

На этом фоне начал оживать внутренний туризм, но и он встретил препятствия из-за ограничительных мер, вводимых в регионах. К Новому году по той же причине ситуация стала грустной и для въездного туризма. В Санкт-Петербурге, например, объем туристического потока в новогодние праздники упадет на 90%, предсказали в Ассоциации туроператоров России. Это связано с упомянутыми выше ограничениями. В самом деле, закрытые с 30 декабря по 3 января рестораны – не лучшая приманка для туристов.

А на поездки в Москву спрос уже снизился на те же 90%, отметили в АТОР. По иронии судьбы Москва только что завоевала главный приз престижной премии в сфере туризма World Travel Awards 2020 года. В номинации «Лучшее туристическое направление» в категории «Город» она обошла таких конкурентов как Лондон, Нью-Йорк, Париж, Сидней и Лиссабон. А Санкт-Петербург выиграл номинацию «Лидирующее культурное направление мира 2020», обойдя Париж, Лондон, Рим, Венеция, Сидней, Нью-Йорк, Киото, Рио-де-Жанейро и Пекин. Получается, награды за туризм есть, а туризма нет.