Сегодня любимый многими актер Евгений Стеблов празднует свое 75-летие. Артист театра и кино родился 8 декабря 1945 года. Стеблов снимался в кино, играл в театре, а также выступал в качестве режиссера и автора литературных работ. Картины с его участием уже давно стали настоящей классикой советского кинематографа. О том, как представитель дворянства выживал в Марьиной роще, почему решил стать актером и как однажды переосмыслил жизненные ценности – читайте в нашем материале.
Род Стебловых – дворянский. Прапрадед Евгения Юрьевича, Павел Акинфиевич, служил на заводе Демидовых. А его сын, Павел Павлович, дослужился до генерала, занимал депутатское кресло в городской думе и заодно возглавлял мужскую гимназию в Рыбинске. Рассказывают, что в этом же городе сохранилась фотография, на которой Павел Акинфиевич запечатлен вместе с великим князем Владимиром Александровичем из рода Романовых (младшим братом царя Александра III) и первыми лицами Ярославской губернии. Позже, уже в советское время, семья Стебловых старалась не выставлять на показ историю своего рода по вполне понятным причинам. В документах дед предпочитал указывать, что он обычный служащий, а не дворянин.
Семья решила пустить корни в Москве, поселившись в Марьиной роще – не самом благоприятном районе того времени. Квартира была самая простая, типично советская – в ней то и рос будущий актер. Рассказывают, что среди местных жителей семья сильно выделялась, их даже называли «интеллигентами» – отчасти уважительно, отчасти пренебрежительно. Однако неудобств это не вызывало – юный Евгений напротив был очень дружен с местными мальчишками и был в некотором роде местным авторитетом. Оказалось, что в соседнем дворе жил Владимир Высоцкий. Юноша был старше Стеблова на восемь лет, поэтому в те годы они не дружили. А начали общаться только тогда, когда оба оказались причастны к творческой сфере.
Евгений Стеблов появился на свет у радиоинженера и учительницы. Оба были страстно влюблены в свою профессию, отец постоянно что-то конструировал, а мать стала директором школы. Одно из детских воспоминаний, которым любит делиться актер, – это семейные торжества и каждый раз новый радиоприемник, который отец собирал специально к празднику. По тем временам семья жила достаточно зажиточно: благодаря работе отца в квартире Стебловых появился один из первых телевизоров. Как раз это приобретение помогло Евгению завоевать авторитет среди дворовых мальчишек – те были не прочь прийти в гости и посмотреть «ящик».
Стеблов никогда не ходил в садик, этим он очень гордился. Так получалось больше времени проводить за любимыми делами – летом резвиться в деревне, а зимой гулять с дедом по Останкинскому парку и изучать культурные места. Даже будучи совсем маленьким, Стеблов любил посещать музеи и театры. Тогда-то юноша и начал присматриваться к работе актеров. Перевоплощение простых людей в необычных персонажей казалось ему практически магическим. Мальчик никогда не верил, что перед ним настоящие сказочные персонажи, а вот переодетые и загримированные люди его восхищали гораздо больше. Стеблов тоже захотел стать актером.
В комнате у мальчика даже появился собственный кукольный театр, который ему помогала делать бабушка. Конечно, родители были против – они-то мечтали, что сын будет тянуться к гуманитарным наукам, окончит факультет филологии и начнет преподавать. Когда мальчик подрос и нужно было уже вплотную заниматься выбором профессии и будущим поступлением, они даже пошли на хитрость, наняв Евгению в репетиторы блестящего литератора. Предполагалось, что учитель увлечет юношу и убедит в том, чтобы стать филологом. Однако вышло все наоборот – преподаватель и сам был страстно увлечен театром, поэтому не только поддержал своего талантливого ученика, но и посоветовал ему записаться в драматический кружок.
Женя такую возможность, конечно, упускать не стал. И вот уже через несколько месяцев ему посчастливилось проводить все свободное время в студии при драматическом театре имени К.С. Станиславского. Там юноша по-настоящему почувствовал себя в своей тарелке. Там же он общался с будущими коллегами по цеху: Инной Чуриковой, Никитой Михалковым, Александром Пашутиным и другими знаменитыми деятелями.
После мощной подготовки к театральному вузу юноша стал еще более непреклонен в достижении своей цели. После школы он отправился штурмовать учебные заведения. Примечательно, что во МХАТ, куда Стеблов больше всего мечтал попасть, его не взяли. Комиссия не оценила прочитанных Евгением стихов Владимира Маяковского. А вот в Театральный институт имени Бориса Щукина юношу с радостью приняли – там он и получил профессию актера.
Окончив учебу, Стеблов сразу же начал служить в театре: сначала в Ленкоме, затем в театре Советской армии, а после перешел в театр им. Моссовета. Евгений Стеблов в основном играл классику. «Вишневый сад», «Старик», Василий Теркин». А вот в кино удалось пробиться не сразу.
Артисты Евгений Стеблов, Вячеслав Бутенко, Юрий Кузьменков (слева направо).
Еще до театра актер пробовал сделать карьеру в кинематографе, сыграв мимолетную роль в драме «Юность наших отцов». Но вчерашнего выпускника вуза даже не указали в титрах. А вот вторая попытка стала удачной – Стеблова пригласили на роль Саши Шаталова, героя культовой картины Георгия Данелии «Я шагаю по Москве».
Стоит отметить, что если бы Стеблов поступил во МХАТ, ему бы вообще не разрешили сняться в фильме. А вот руководство «Щуки» было более лояльным, и в исключительных случаях разрешало студентам принимать участие в съемках. К Данелии юноша попал случайно. В компании товарищей по училищу юноша прогуливался по «Мосфильму» в надежде набрести на съемочную площадку. Однажды ему повезло, и он попал на площадку, где искали актеров для фильма «Я шагаю по Москве». На тот момент Данелия уже нашел актера на роль Шаталова, однако режиссеру показалось, что типаж Стеблова больше подходит лирическому герою. Лишь спустя много лет актер узнал об этом неожиданном повороте.
Тогда-то, на съемочной площадке Данелии, юношу и заприметили. Он показал себя как талантливый и гибкий актер, с которым легко и приятно работать. Предложений стало в разы больше. Все чаще известные советские режиссеры стали приглашать Стеблова к себе. Более того, тогда же Стеблов сблизился с Никитой Михалковым, их дружба продолжается и по сей день.
Так всего за несколько лет актер пополнил свою фильмографию картинами, вошедшими в историю советского кино. Самыми известными его работами стали «Перекличка» (1966), «Егор Булычов и другие» (1971), «Не ходите, девки, замуж» (1985). А в 1981 году Стеблов вместе с Василием Ливановым, Виталием Соломиным и Риной Зеленой снялся в фильме о приключениях английского сыщика Шерлока Холмса. Он сыграл роль загадочного антагониста, противника Холмса – доктора Мортимера. А в следующем году актер получил свою первую профессиональную награду – Государственную премию РСФСР имени Н. К. Крупской – за роль отца Павлика в детском мюзикле «Не хочу быть взрослым». Некоторое время Стеблов снимался исключительно в комедиях, но затем Никита Михалков пригласил товарища сыграть Канина в своей кинолента «Раба любви».
Как рассказывают коллеги актера, Стеблов – примерный семьянин. В молодости, правда, артист был очень влюбчивым. В 12 лет он начал ухаживать за соседской девочкой, а позже, уже будучи взрослым и статным юношей, и сам стал пользоваться вниманием девушек. Все это продолжалось ровно до тех пор, пока Стеблов не встретил настоящую любовь – финансиста Татьяну Осипову. В 1971 году Евгений сделал предложение девушке, и они поженились. В браке родился сын Сергей, который решил пойти по стопам отца. Пара была счастлива 38 лет. Стеблов знал, что жена с рождения болела пороком сердца, всю ее жизнь он с трепетом относился к супруге. После смерти первой жены актер снова женился. На этот раз избранницей стала Любовь Глебова, тоже финансист по профессии.
В 1976 году по дороге на съемки фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» актер попал в аварию. Во время операции врачи задели нерв, из-за чего у актера парализовало руку. Стеблову пришлось долго восстанавливать работоспособность конечности, а вместе с тем много переживать. Тогда вместе с супругой Татьяной Евгений нашел утешение в православии. Супруги вместе приняли крещение и переосмыслили свои ценности жизни. Актер признался, что отныне на первое место будет ставить здоровье и благополучие семьи и лишь затем карьеру.