В субботу пришло печальное известие. Не стало Валентина Гафта.
«Я еврей, стопроцентный еврей. У меня, как у человека, куча недостатков. Но есть одно достоинство, оно врожденное еврейское – задумываться, я им очень дорожу», – говорил Гафт.
Он дорожил каждой ролью. Будь-то лакей Брассет из «Здравствуйте, я ваша тетя», «президент» бомжей в «Небесах обетованных» или полковник Виноградов в фильме «Анкор, еще анкор!».
Валентин Гафт мечтал играть с детства. На сцену первый раз вышел в школе. Родители в талант сына не верили. А он сходу поступил в школу-студию МХАТ. И первый дебют в кино в фильме самого Михаила Ромма.
«Я получил первый гонорар за роль в фильме «Убийство на улице Данте», и большую его часть потратил на маму. У нее болели руки, ноги, и она поехала на курорт. Ну, и конечно, сам. Это было в Риге. Я узнал, что такое сладкая жизнь. Это рестораны, отели», – вспоминал Гафт.
Несмотря на яркую фактуру, в кино поначалу Гафт играл персонажей второстепенных. В театре, наоборот, он востребован. Работал с Лучиком, Гончаровым, Эфросом. Но долго на одной сцене не задерживался. Характер был не сахар.
«Много историй есть, как Гафт пришел работать в Театр Моссовета, был приказ о его приеме. Что-то он очень нелицеприятное сказал художественному руководителю, и вечером был уволен с работы», – рассказал создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз.
Театром Валентина Гафта стал «Современник». Куда его позвал один из основателей и художественный руководитель – Олег Ефремов. Он выступал на одной сцене с Лилией Ахеджаковой, Мариной Нееловой, Константином Райкиным, Юрием Богатыревым.
Именно партнерша по «Современнику» Лилия Ахеджакова привела его к Эльдару Рязанову в «Гараж».
После киноролей второго плана для Гафта это стало еще одной удачей. И вот уже роль полковника Ивана Покровского Рязанов написал специально для Гафта.
Рязанов снимал Гафта во многих своих фильмах. «Небеса обетованные», «Старые клячи», «Забытая мелодия для флейты». На его счету более 150 картин, и в каждой – неповторимый образ.
В свои фильмы его приглашал и Никита Михалков. На вопрос, как можно так играть, Гафт отвечал: «Чужую жизнь играю, как свою».
«Я в театре себя не вижу со стороны. И это меня успокаивает. В кино мне нужно приостановиться. Особенно сейчас. Нужна роль хорошая, нужно разобраться в них, как в театре. Чтобы там было меньше стрельбы, меньше половых актов, меньше измен», – отмечал Валентин Гафт.
Не только блистательный актер. Еще острослов, автор сотен эпиграмм. Он их написал практически на всех своих коллег по цеху. Читал их на всю страну. Многие обижались.
«Это для забавы. Но они могут быть не острыми. У меня, говорят, они какие-то на грани», – сказал однажды Гафт.
Поэзию называл своим хобби. Стихи посвящал другим. Но читал как будто о себе.
А еще любил футбол. Был преданным поклонником московского «Спартака». В день смерти Гафта «красно-белые» вышли на поле в траурных повязках.
«Я так сажу. Кто не играл в футбол, тот счастья не испытывал ни разу. Играя по свистку, не по приказу. От мук любых вас избавляет гол».
Гафт – любимец женщин. Им отвечает взаимностью. Женат трижды. Но по- настоящему он стал счастлив в 1996-ом, когда за него вышла замуж актриса Ольга Остроумова. Она ему понравилась еще на съемках «Гаража» в далеком 79-ом. Он ей. Но на тот момент у обоих были семьи. Пришлось ждать почти 17 лет.
«Честно говоря, никто из нас двоих не думал, что мы дойдем до сегодняшних дней, не поубивав друг друга!» – говорила Ольга Остроумова.
У актера, режиссера, поэта и писателя Валентина Гафта – три ордена «За заслуги перед Отечеством». Звание народного артиста и народная любовь. Даже фамилию ГАФТ поклонники расшифровали как: Гениальный Автор Феноменальных Текстов.
«Живых все меньше в телефонной книжке,
Звенит в ушах смертельная коса,
Стучат все чаще гробовые крышки,
Чужие отвечают голоса.
Но цифр этих я стирать не буду
И рамкой никогда не обведу.
Я всех найду, я всем звонить им буду,
Где б ни были они, в раю или в аду.»
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Новости кино