Когда впервые человек испробовал на себе целительные свойства яда кобры или гадюки? Доподлинно неизвестно. Но вместе с тем появился спрос на крайне опасную работу. Как поймать змею, сцедить яд и остаться в живых? Ответы на эти вопросы знает только змеелов – профессия из числа редких и, наверное, в наши дни вымирающих. Впрочем, не для Алишера Ярматова из кишлака Жом, что в Самаркандской области Узбекистана. Вот уже полвека он добывает змеиный яд.
Он заходит в комнату с холщовым мешком. Переворачивает его и высыпает содержимое на пол. На цветастом ковре единовременно оказывается свыше десятка змей. Кобры раскрывают свои капюшоны и тут же принимают стойку. Шипя и покачиваясь, замирают, перед тем, кто так непочтительно с ними обошелся. Мы, случайные зрители, с ужасом замираем в дверном проеме, готовые в любой момент спасться бегством.
«Они сейчас все ядовитые, – говорит Алишер Ярматов. – После взятия яда их трогать нельзя, они будут буйные очень. Сейчас, с ядом, они спокойные».
Увидеть такое воочию и не испытать леденящий ужас! Возможно ли?! Для большинства людей – это тот самый страшный сон, который хочется поскорее развидеть. Но для Алишера Ярматова, известного в Узбекистане под именем «Доктор Кобра», эти пресмыкающиеся почти члены семьи. С ними он живет под одной крышей. И это не метафора. Змеи – его профессия и источник благосостояния. Поэтому любить змей и обращаться с ними почтительно в семье Ярматовых учатся с малолетства. Главное – не бояться. Страх змеи хорошо чувствуют. Правда, вот так вот рассыпать чешуйчатых по полу… Такой аттракцион возможен только с кобрами. Алишер-ака говорит, что среди змей эта самая благородная. Прежде чем укусить – предупредит.
«Первый раз закрытым ртом ударит, – говорит змеелов. – Когда хотят укусить, другой звук издают. Предупреждают. Вот смотрите, смерть рядом!».
Игры со смертью – часть повседневной жизни. Вот он гладит кобру по брюшку, а затем запускает змеиную морду к себе в рот, называя это «поцелуем». И тут же подносит кобру к маленькой внучке. За чем со смирением наблюдает супруга змеелова – Махия. Это раньше она змей боялась, а сейчас уже привыкла, что они повсюду.
Кажется, Алишер Ярматов, заигрывая со змеями, все время балансирует на грани. А ведь от этих хладнокровных ему серьезно доставалось. 31 раз (!) его кусали кобры. Змеелов, шутя, замечает, что давно уже достоин Книги Рекордов.
«Представьте, однажды с интервалом в 5 минут меня укусило две змеи. Сначала кобра, потом гадюка. Даже палец пришлось ампутировать, – демонстрирует змеелов травмированную руку, а затем шрамы на голове. – Теперь уже я старею, немного боюсь. Кобру – нет, а вот гадюк – да. Потому что, когда укусит, боль очень жгучая, невыносимая. Меня гюрза укусила два раза, гадюка три раза кусала, а кобра уж без конца».
Но как же остаться в живых после змеиного укуса? Опытный змеелов знает, что крайне важно в течение часа (не позже, пока не потерял сознание) принять лекарство от аллергии, а затем срочно к врачу.
6 уксусов и 3 реанимации пережил и сын Алишера Ярматова – Нурбек.
«Шесть раз мне требовалось хирургическое вмешательство. Несколько раз в больнице мне помогли, а 4 раза самостоятельно дома лечился. Очень сложно заниматься змеями», – говорит Нурбек Ярматов. Но как бы сложно не было, другой профессии он для себя не искал. С детства видел змей на руках отца и мечтал стать змееловом.
Сейчас Нурбек вместе с братом – главные поставщики кобр и гадюк. На охоту за змеями весной и летом ездят по два раза в неделю. А еще бывает, что Ярматовых на помощь пастухи зовут, когда змеи нападают на скот.
«Нас зовут, в основном, когда они жалят скот, баранов. Для того, чтобы предохранить баранов от падежа, мы едем и забираем этих змей», – говорит Нурбек.
Всех вновь прибывших ползучих гадов помещают в специально созданный для этих постояльцев колодец во дворе дома. Здесь есть все для их благополучия, включая сырость и тень, которую создает ель внутри колодца. Для большинства людей елка, увешанная такими «гирляндами», кошмар наяву. А для Альшера-ака – стратегический запас яда. Весной и летом змей доят примерно раз в неделю. Чтобы продемонстрировать процесс получения ценнейшего во всех отношениях лекарства, из змеиной ямы достает гадюку. В отличие от кобры, эта змея нападает и кусает без предупреждения. С ней даже опытные змееловы предпочитают меньше связываться. Процесс сцеживания яда опасен не менее, чем поимка: змея в любой момент может вырваться и нанести смертельный укус.
«Видите, какие зубы у них большие. Вот смотрите», – Алишер Ярматов раскрывает пасть гадюки и прикладывает их к краю чашки Петри. Прижимает и по стенкам стекает прозрачная жидкость – та самая, драгоценная, ради чего и рискует жизнью змеелов. После дойки яда остается чуть на донышке.
«Здесь примерно полграмма, – комментирует добытое змеелов. – Этого многим хватит. Мы этот яд высушим. Он 25 лет будет годным».
В солнечных лучах высыхающий яд становится тонкой пленкой на дне чашки Петри и отливает золотом.
«Похоже на золото, когда высохнет чистое золото будет», – говорит змеелов. От прямого вопроса, сколько же стоит его лекарства из змеиного яда, Алишер-ака по-восточному отвечает уклончиво: «Очень дорогое. Само лекарство недорогое. Яд очень дорогой. Ну вот этого (прим. ред. – показывает на высохший яд в чашке Петри) одному человеку на одно лечение полностью хватит. Но мы яд в чистом виде не продаем – это незаконно. Только в виде мазей или растворов. А так, я читал, что в России 3-4 тысячи долларов платят за один грамм яда в сухом виде».
Вот уже 50 лет Алишер Ярматов зарабатывает и лечит змеиным ядом. Уверен – лучшего лекарства нет. Свои знания черпает из книг и подтверждает собственным опытом.
«Яд во многом помогает, очень во многом, – говорит Доктор Кобра. – Не зря же у фараонов такое почтение к змеям было. Лекарства и мази на основе змеиного яда разрушают раковые клетки, нормализует работу сердца, помогают при бронхиальной астме и позвоночной грыже. Да много чего лечат. Вы знаете, яд кобры помогает от рака, например. Яд гадюки от нервных болезней. Яд скорпиона способствует работе мозга».
За помощью к Доктору Кобре обращаются те, кто потерял надежду и веру в традиционную медицину. В поисках чудодейственного лекарства к нему приезжают со всей страны. И не только. Своими победами над недугами, казалось бы, безнадежно больных, Доктор Кобра особенно гордится.
«Болезнь зависит от иммунитета, – уверен Алишер Ярматов. – Когда у человека поднимается иммунитет, он начинает выздоравливать. А яд очень сильно поднимает иммунитет».
Известно, что для здоровья на Востоке распространено употребление змеиного мяса в пищу. Этот деликатес особенно популярен среди людей знающих и способных оценить не только вкус, но и пользу. Правда, такое блюдо не в каждом кафе предложат. Надо знать специальные места. Но те, кто ездил по дорогам Средней Азии, наверняка, замечали, как вдоль обочин подростки крутят какие-то палки. Так вот, это они змеями торгуют. Но своих подопечных Доктор Кобра не ест. Выпускает осенью в горы на зимовку. По весне же начинается новая охота на гадюк и кобр. В апреле и мае яд самый лечебный.
Возможно, в будущем Алишер Ярматов напишет тракт о змеях. Но пока свое наследие он видит в зоопарке, который построил за свой счет. Пару лет назад местный хокимият выделил кусок пустынной земли под строительство. Теперь это первый частный зоопарк в Самаркандской области. В вольерах животные и птицы, которые обитают в этих краях.
«Детям же интересно. Не каждый может в Ташкент поехать, чтобы посмотреть на животных. А здесь они могут волка увидеть, змей. Особенно много белок, – с гордостью демонстрирует насельников своего зоопарка Алишер Ярматов. – Вот это от меня останется».