От самого молодого сенатора к самому пожилому президенту: путь Байдена

19:52 20/12/2020

Джо Байден – новый хозяин Белого дома. Его победу подтвердила коллегия выборщиков. Человек он опытный. В политике всю жизнь. Его биография чем-то напоминает биографию советского партаппаратчика. Почему – в репортаже корреспондента телеканала «МИР 24» Романа Никифорова.

«306 голосов выборщиков – это то же количество голосов выборщиков, которое получили Дональд Трамп и вице-президент Пенс, когда они победили в 2016 году», – отмечает Байден и, принося извинения, откашливается.

Джо Байден кашляет 17 раз за 14 минут выступления и пугает своих сторонников. Для новой администрации Белого дома медицинская тема может стать одной из главных. Избранный президент все больше напоминает позднего Леонида Брежнева – выступления только с суфлером.

«Туда смотреть? – уточняет Брежнев. – Организация Объединенных Наций, которая объединяет почти все государства Земли…»

Рассеянность, забывчивость – классика жанра. Брежнев как-то терял очки. Байден забывал, куда положил медицинскую маску.

Путь в большую политику для юного Джозефа, казалось, был закрыт – в школе он сильно заикался.

«Он был жертвой травли. Он не хотел, чтобы это определяло его. Поэтому он очень много работал. Он смотрел в зеркало, двигал губами, чтобы убедиться – он может говорить», – указывает автор книги «Барак и Джо» Стивен Ливингстон.

Терпение и труд все-таки превращают Джо Байдена в профессионального политика. То есть – в партаппаратчика на советский манер. В 30 лет он самый молодой в истории Америки сенатор. Практически член ЦК. Фигура заметная: пламенный оратор. Клеймит апартеид.

«Южноафриканцы в большинстве своем – черные, и они были унижены. Это не про тупое кукольное правительство! Это не про африканский режим. Мы не верны им! Мы верны не Южной Африке! А южноафриканцам!» – говорит Байден.

Байден – посол доброй воли. Дважды приезжает в Советский Союз – в 1979-м и 1988-м. Встречается с Брежневым, потом – с Громыко. Тема – ядерное разоружение. На президентские выборы Байден идет в 1988-м и 2008-м. Но оба раза сходит с дистанции еще на предварительном этапе. Зато при Обаме получает пост вице-президента. Казалось бы, это и есть вершина его политической карьеры. Ан нет: прогрессивная общественность не отпускает опытного партийца на пенсию. Самый молодой сенатор превращается в самого пожилого президента.

Чудачества, ляпы и оговорки нового лидера публику уже не смущают. Традиция. Четыре года назад страна наблюдала припадки кандидата от демократов Хиллари Клинтон. Есть еще спикер нижней палаты Конгресса Нэнси Пелоси. Подозрительные ужимки и странный смех. Пелоси, кстати, на два года старше избранного президента – ей уже 80. Если посмотреть на состав Конгресса, то выбор Байдена на роль лидера демократов уже не кажется странным.

В палате представителей 20 постоянных комитетов. 14 из них возглавляют политики старше 70 лет. Финансовые вопросы решает Максин Уотерс – 82 года. Ассигнованиями занимается Нита Лоуи – 83 года. Освоением космоса Эдди Бернис Джонсон – ей 85.

«Это американская система: вроде власть меняется, постоянно выборы, постоянно нервотрепка. А в реальности что получается? Это просто надувательство», – считает политолог Дмитрий Михеев.

Президенту верхней палаты Чаку Грассли – 87. Из сотни сенаторов почти треть – а именно 31 – в категории 70+. При этом около половины – 46 – сидит в своих в креслах больше 10 лет, а более четверти политиков – 26 – попали в конгресс еще в прошлом веке.

«Чем дольше будет сенатор находиться, пребывать в Вашингтоне, тем больше политический капитал он заработает и в большей степени от этого выиграет тот штат, интересы которого он представляет в американской столице. Поэтому очень трудно новичкам, которые вступают в американскую политику, бросить вызов сенаторам, которые пробыли один, два или три срока», – рассказывает главный научный сотрудник Института США и Канады Владимир Васильев.

Ну чем не Политбюро? Хотя даже в самом возрастном его составе, в 1981-м, почти все так называемые «кремлевские старцы» были моложе нынешнего Байдена. За исключением Арвида Пельше и Михаила Суслова. Но пока старой гвардии в американских обкомах, ЦК и Политбюро реально ничто не угрожает. Джо Байден вполне может чувствовать себя «дорогим товарищем Джо» или даже «дедушкой Байденом».

«Я люблю детей больше, чем людей», – говорит Байден.

Снова классика жанра: лукавый прищур, напутствия подрастающей смене. Если уж не галстук повязать, то хотя бы значок приколоть.

Мальчик: «Нам нужен кто-то, у кого есть доброе сердце, чтобы вести нас лучше, чем президент Трамп».

Байден: «Ты действительно хороший, замечательный молодой человек».