Волк-Харламов, Чебурашка в 3D и сценарии от Донцовой: чем живет закулисье «Союзмультфильма»?
14:28 30/12/2020А вы знали, что мультфильмы появились на свете раньше, чем кино? Более того: именно первые мультипликаторы проложили дорогу братьям Люмьер и их знаменитому изобретению. Точкой отсчета в истории мультипликации принято считать первую половину XIX века. В 1832 году бельгийский физик Жозеф Плато изобрел прибор под названием фенакистископ. Выговорить сложно, но суть предельно проста: на небольшой диск, заключенный в специальную коробочку, ученый наклеил картинки с изображением танцующей балерины. Вращая диск, зритель сквозь узкое отверстие мог видеть картинки, на которых танцовщица принимала разные позы – складывалось впечатление, что фигура движется. Этот нехитрый прибор стал предтечей первых кинопроекторов.
Большой вклад в мультипликацию также внес французский изобретатель Эмиль Рейно. В 1877 году он создал праксиноскоп – еще один оптический прибор для демонстрации движущихся изображений. В 1892 году Рейно продемонстрировал публике первый мультипликационный фильм, или, как он называл это – «светящиеся пантомимы». А еще через шесть лет, в 1898 году, британский режиссер Джеймс Блэктон и его коллега Альберт Смит сняли первый мультипликационный кукольный фильм под названием «Цирк лилипутов». Главными «героями» мультфильма стали деревянные игрушки.
С приходом кино и телевидения мультипликация получила огромное количество возможностей: появилось множество новых техник, жанров анимации, возникли целые мультипликационные вселенные. В этом виде искусства, как и в любом другом, постоянно происходят изменения, за которыми сложно уследить. У современных детей – свои герои, а те мультфильмы, которые когда-то смотрели их родители, сегодня кажутся безнадежно устаревшими... Но это не совсем так!
Старые добрые сказки и персонажи отнюдь не забыты. Так, неизменным эталоном отечественной мультипликации вот уже много лет остается «Союзмультфильм» – крупнейшая в России киностудия анимационных фильмов. Трудно поверить, но в этом году студия празднует 85-летие! А ведь кажется, что только вчера мы с упоением следили за приключениями Чебурашки и крокодила Гены, вечной погоней Волка за Зайцем из «Ну, погоди!», радовались и грустили вместе с Винни Пухом, Пятачком, осликом Иа и другими сказочными героями.
Сегодняшние дети с пеленок погружены в гаджеты, у них другие интересы и другие ценности, но и это поколение продолжает оставаться верной аудиторией «Союзмультфильма». Мы поговорили с генеральным директором студии Борисом Машковцевым и генеральным продюсером Юлией Осетинской о том, как меняется индустрия анимации в России, об использовании цифровых технологий и перспективах формата 2D, обсудили новые проекты «Союзмультфильма» и возрождение любимых советских мультиков, и, конечно, о самой ожидаемой премьере 2021-го года – перезапуске «Ну, погоди!»
– «Союзмультфильм» вот уже 85 лет продолжает держать марку и остается главной анимационной студией в России. Вы постоянно развиваетесь, ведь производители анимации, как и киноделы, не могут игнорировать появление новых технологий, трендов, вам приходится постоянно следить за тем, как меняется сфера образования, развлекательная индустрия и т.д. Расскажите, в чем вы видите главные изменения, которые произошли в работе студии за годы ее существования?
Юлия Осетинская: Самое главное – это то, что собралась прекрасная команда, которая выпускает по-настоящему качественные сериалы, короткометражные и полнометражные фильмы. «Союзмультфильм» – одна из немногих студий в мире, где представлено такое разнообразие техник: традиционная рисованная, различные виды перекладки, кукольная, пластилиновая, высокотехнологичное 3D. В то же время деятельность нашей компании давно уже вышла за рамки только анимационного производства. Мы делаем множество разноформатных офлайн-проектов, разрабатываем образовательные технологии, развиваем собственное лицензионное направление… Наши развлекательно-образовательные детские центры «Союзмультклуб» постепенно открываются по всей стране, а совсем скоро, по мере улучшения эпидемиологической обстановки, на ВДНХ заработает мультимедийный павильон «Союзмультпарк», посетители которого смогут благодаря современным технологиям оказаться внутри мультвселенной и пообщаться с любимыми героями.
– В 2020 году вы запустили несколько интересных проектов – это мультфильмы «Зебра в клеточку» и «Тайны Медовой долины». Сначала хотелось бы спросить про первый мультфильм. Он, судя по всему, рассчитан на самых маленьких, однако в нем заложены довольно серьезные темы и ценности. Основная черта главной героини – ее отличие от всех остальных. То есть этот мультик учит детей с раннего возраста терпимо относиться к тем, кто не такой, как все, и всячески показывает: быть необычным, особенным – это хорошо, и здорово, что все мы разные. В советские годы тоже были мультфильмы с таким посылом («Ежик должен быть колючим?», «Голубой щенок»), но все-таки меньше. В наш же век повсеместной толерантности это, напротив, культивируется. Какие главные ценности вы стараетесь сегодня донести до детей через ваши работы?
Юлия Осетинская: «Зебра в клеточку» – мультсериал о том, как важно принимать себя и позволять другим проявлять свою индивидуальность. И это не про противопоставление: «Я не такой, как все». Это проект о том, что мы все очень разные и уникальные, и это нормально и даже здорово – быть не похожим на других. Наши персонажи учатся справляться со своими эмоциями, пытаются понять иную точку зрения, помогают и поддерживают друг друга. Именно эти важные вещи мы пытаемся донести до нашего маленького зрителя.
– «Тайны Медовой долины» – еще один интересный и необычный мультфильм в жанре детектива, сценарий для которого писала Дарья Донцова. Расскажите, как родился этот тандем? Для Дарьи это ведь первая работа, связанная с мультипликацией?
Борис Машковцев: «Тайны Медовой долины» – очень необычный проект, прежде всего потому, что детектив – жанр, не совсем характерный для детского кино. Тем не менее все зрители с самого детства любят таинственные истории, и с помощью Дарьи Донцовой мы решили сыграть в загадки. Писательница поняла эту концепцию и очень интересно ее обыграла. Фактически Дарья придумала тандем главных персонажей на лету, в течение пяти минут, когда мы только рассказали ей про то, что мечтаем сделать детектив для дошкольников. И да, для признанной мастерицы жанра – это первая работа в области мультипликационного кино.
– У героев нерусские имена – вы специально хотели подчеркнуть их иностранное происхождение? Или это попытка придать мультфильму некой интернациональности?
Юлия Осетинская: Я не соглашусь, что имена персонажей нерусские, они интернациональные. Например, Чинк – вообще выдуманное имя. Оно родилось у нас из-за того, что Чинк постоянно все фотографирует, а звук затвора у многих фотоаппаратов сопровождается похожим звуком – «чинк!» Имя Люси (Люся), Софи (Софья), Нина и другие можно рассматривать как сокращенный вариант всем известных имен.
– Одна из самых интересных деталей: мультфильм создавали на игровом движке Unreal Engine! Скажите, зачем это было сделано? Для чего использовать такую замысловатую технологию, с помощью которой делаются игры со сложной детализированной графикой, для детского мультфильма?
Борис Машковцев: Ничего необычного в том, что один из проектов, который мы запустили, делается в такой технологии. Он и по жанру необычен. Почему бы в таком случае не попробовать и новый инструмент? В конце концов все аниматоры, как любые художники, пользуются тем инструментом, который их вдохновляет. И коллектив, который работает над «Тайнами Медовой долины» вдохновил движок, который обычно используется в компьютерных играх, но на самом деле уже несколько лет разработчики этого движка пытаются найти свое место в индустрии анимации, в индустрии спецэффектов.
– Расскажите немного о процессе создания мультфильма, из каких этапов он состоит? Сколько человек работают над одним проектом?
Юлия Осетинская: Это, с одной стороны, стандартный, а с другой стороны, всегда несколько уникальный процесс для каждого проекта. Чаще всего создание проекта начинается с идеи/истории, но иногда толчком становится визуальный образ персонажа. А бывает и так, что цепляет, вдохновляет название или словосочетание. Как случилось, например, с нашим проектом «Енотки». Первичной разработкой проекта занимается небольшая группа людей – сценарист, художник, режиссер и продюсер. Некоторые из участников могут совмещать в себе несколько функций. Чуть позже команда разрастается и пополняется другими участниками.
– Сейчас один из самых обсуждаемых проектов студии – перезапуск мультфильма «Ну, погоди!». Новый облик героев и актеры, выбранные для их озвучания – все это вызывает в сети живые споры. Расскажите, как вы приступали к работе над перезапуском этого мультфильма, был ли особый трепет? Все-таки это один из культовых советских мультфильмов, который в свое время смотрела вся страна. Попытки аниматоров придать старым героям новый облик, осовременить их, довольно часто критикуют (например, в интернете многие осудили внешний вид Волка, назвав его слишком «хипстерским» и т.д.). Как вы воспринимаете такую критику и почему не боитесь браться за продолжение проектов, которые сами называете «Золотой коллекцией»?
Борис Машковцев: Перезапускать проект с культовыми героями – всегда волнительно. Это, как сейчас принято говорить, новый вызов. Такие задачи по-настоящему интересны с творческой стороны, поскольку мы не стремимся копировать то, что делали наши предшественники, и создать прямое продолжение классического «Ну, погоди!» Ориентир – на новых зрителей, современных детей, поэтому мы дадим свою трактовку легендарной буффонады. Ведь фактически Волк и Заяц – это два клоуна, а клоунада – это вечный жанр, к которому анимация обращалась во все времена.
– В прошлом году стало известно, что Волка и Зайца в новой версии будут озвучивать популярные комики – Гарик Харламов и Дмитрий Хрусталев. Расскажите, как происходил подбор актеров озвучания, какие еще были кандидатуры? Как и было ожидаемо, многие тут же накинулись на вас с критикой – мол, резидентам «Comedy», которые привыкли шутить ниже пояса, никогда не дотянуть до Папанова. Как вы к этому относитесь?
Борис Машковцев: Несмотря на то, что для современных телезрителей Гарик Харламов и Дмитрий Хрусталев являются уже состоявшимися звездами, для нас они такие же актеры, как и любые другие, и они были вынуждены пройти кастинг наравне с другими кандидатами на эти роли. Мне кажется, это хорошо, когда люди ассоциируются с одним жанром, а хотят себя попробовать в другом. И мне кажется, все должны порадоваться тому, что резиденты «Comedy Club» готовы обратить свое внимание не только на привычную молодежную аудиторию, но и на детей. Фактически поменять свое амплуа. Согласитесь, что для них это тоже определенный риск, некоторое приключение, и это требует актерской смелости.
– Одна из самых ожидаемых больших премьер «Союзмультфильма» – полнометражный мультипликационный фильм «Суворов». Его уже окрестили главным «долгостроем» студии, поскольку активная работа над ним идет лишь в последние три года. Почему детям решили показать именно фигуру Суворова, а не, скажем, Кутузова или Багратиона? Будет ли это мультфильм, который расскажет, что война – это плохо (при том, что главный герой – великий и прославленный русский полководец)?
Юлия Осетинская: Да, судьба у проекта непростая, как и у великого полководца – Суворова. Наш фильм основан на исторических событиях, при этом он все же не про войну. История развивается на фоне военных действий. Суворов – великий полководец и очень интересная личность, и поэтому вполне логично, что его выбрали как ключевую фигуру для нашей истории. При этом главный герой фильма – юноша Гриша, который попал в ставку к Суворову и стал его адъютантом. Именно его глазами мы смотрим на все события, которые развиваются в фильме. В актуальной версии фильма упор сделан на приключение, изменения и рост главного персонажа. Один из основных посылов фильма – это то, что героем может стать каждый, если им движет любовь.
– В 2021 году планируется начать съемки полнометражного художественного фильма «Чебурашка», где главный мультяшный герой будет создан с применением современных компьютерных технологий (motion capture и др.) и интегрирован в фильм методом совмещения Full CG. Насколько я понимаю, Чебурашка окажется в современном мире, а значит, как и герои «Ну, погоди!», будет решать современные проблемы и говорить о том, что актуально для современных детей. Как вы видели это изначально? Как пример: он будет пользоваться мобильным телефоном и компьютером, делать селфи и прочее? Как происходит поиск этого тонкого и хрупкого баланса, когда нужно уже, по сути, старого, советского персонажа перевести в новый мир с совершенно другими правилами, ценностями, модой, гаджетами и т.д.?
Борис Машковцев: Фильм про Чебурашку будет делать одна из самых интересных и успешных творческих команд в России – команда «Yellow, Black and White Group». И это была их инициатива. Так что, на самом деле мы сами с интересом ждем, когда коллеги продемонстрируют нам первые сценарные наметки, и мы узнаем, что же за приключения будут происходить с Чебурашкой. Наверняка это будет современная история, потому что Чебурашка – персонаж вечный, и он может существовать в любую эпоху. Бессмысленно погружать современного «Чебурашку» или современных «Ну, погоди!» в прошлое. Получится, что мы делаем ретро-кино, а нам интересно сделать кино для нового зрителя. Потому что, когда мы хотим поностальгировать, мы смотрим именно старые выпуски «Ну, погоди!» и «Приключения Чебурашки и крокодила Гены». Как будет вести себя Чебурашка, для нас самих является сюрпризом, но мы уверены, что «Yellow, Black and White Group» все сделает со вкусом.
– Вы планируете в дальнейшем сосредоточиться именно на 3D-графике? Считаете это основным направлением в мировой и в том числе российской анимации?
Юлия Осетинская: У нас нет цели делать все проекты исключительно в 3D-графике. Планируем продолжать развивать все имеющиеся на студии техники и создавать уникальные, современные, актуальные проекты, созданные в разных жанрах и технологиях.
В заключение хочу предложить вам немного взглянуть в будущее. Насколько я знаю, на территории вашей студии работает «СоюзМультКлуб», где проводятся различные лекции, мастер-классы, а еще действует школа анимации, где дети учатся сами создавать мультфильмы. Расскажите, что эта школа дает детям, как пришла идея ее создания? Как думаете, те малыши, что там сейчас занимаются – из них вырастет достойная смена?
Борис Машковцев: С одной стороны, «СоюзМультКлуб» выполняет функцию экскурсионного бюро. Через него любой ребенок, да и любой взрослый может официально попасть на студию, посмотреть музей, узнать про историю студии, посмотреть в нашем кинозале новые фильмы, иногда эксклюзив. И в том числе дети получают возможность самостоятельно попробовать себя в роли аниматоров и под руководством наших педагогов сделать небольшой мультфильм и получить его на руки. Сейчас мы развиваем «СоюзМультКлуб» как франшизу, то есть в разных городах будут появляться клубы, которые сделаны по нашей лицензии, в которых будут создаваться секции анимации для детей. Они будут работать по тем же методикам, которые разработаны для «СоюзМультКлуба» на киностудии. Мы будем следить за тем, чтобы качество этого образования соблюдалось. И мы надеемся, что для современных детей это будет хорошей формой развития и проверки своих творческих навыков, потому что анимация – это универсальный вид творчества. Вы одновременно учитесь рассказывать истории, работать с изображением, с фонограммой, вы должны проявить актерские навыки, операторские, художественные. И, может быть, кто-то из детей настолько заразится какой-то из этих профессий, что в итоге решит связать с нею жизнь. А мы очень заинтересованы в том, чтобы появилось следующее поколение аниматоров.
Все материалы предоставлены студией «Союзмультфильм».