«Стальная фиалка»: чем Ия Саввина вызвала зависть Гурченко и как подложила «свинью» Ахмадулиной

18:40 02/03/2021
«Лучшая актриса среди журналистов»: чеховская трагедия Ии Саввиной
ФОТО : Валентина Кузьмина /ИТАР-ТАСС

«Я – лучшая актриса среди журналистов», – смеясь, говорила она о себе. И отнюдь не лукавила: в мире кино и театра маленькая, хрупкая выпускница журфака Ия Саввина появилась совершенно случайно – девушка всегда мечтала работать по специальности и вовсе не помышляла о карьере актрисы. Но игра в студенческом спектакле перевернула ее судьбу: тоненькую девочку с «акварельным» лицом и ангельскими глазами заметил сам Алексей Баталов. И предложил попробовать свои силы в кино – в экранизации «Дамы с собачкой» Иосифа Хейфица. После роли чеховской Анны Сергеевны Саввина проснулась знаменитой. Но мало кто знал, чего ей стоили многочасовые репетиции, во время которых она фактически училась актерской профессии с нуля. Впрочем, природный дар, который она излучала, невозможно было скрыть – даже при том, что придя в театр, Саввина не могла произнести свои реплики так, чтобы их было слышно.

За что актрису невзлюбила Людмила Гурченко, как Любовь Орлова спасла Саввиной карьеру и почему она много лет жила в браке с нелюбимым человеком и боялась заводить детей – в материале «МИР 24».

«Маленькая беленькая девчонка»

Девочка с необыкновенным и звучным именем Ия появилась на свет 2 марта 1936 года в Воронеже в семье донских крестьян. Ее родители развелись незадолго до войны, потом мать повторно вышла замуж. Мама Саввиной, Вера Ивановна Кутепова, сперва хотела назвать дочку Светланой – из-за цвета ее волос. Но решив, что со временем волосы могут потемнеть, как это бывает у многих детей, дала дочери имя Ия, что в переводе с грузинского означает «фиалка».

Почти все женщины в роду Саввиной не имели даже среднего образования: большинство ее тетушек окончили четыре класса церковной школы, так и не научившись толком читать и писать. Лишь ее мать по настоянию мужа сперва окончила рабочий факультет, а зачем поступила в Воронежский мединститут. В военное время Вера Ивановна была единственным врачом на несколько окрестных деревень, за что ее очень ценили и уважали, рассказывала Саввина.

Отчим Ии был военным, поэтому семье часто приходилось переезжать с места на место. Но, несмотря на частую смену школ, Ия преуспевала в учебе и стала золотой медалисткой. Девочка с детства любила литературу и мечтала стать учительницей, поэтому, приехав в Москву, тут же подала документы на филфак МГУ. Но опоздала – места для медалистов на факультете закончились. Тогда Ия решила поступать на факультет журналистики, и успешно прошла вступительные испытания.

 «Стальная фиалка»: чем Ия Саввина вызвала зависть Гурченко и как подложила «свинью» Ахмадулиной

ФОТО: В.Виленкина и Г.Тер-Ованесов /Фотохроника ТАСС

Учеба доставляла ей удовольствие, но еще одним страстным увлечением девушки был театр. Саввина написала множество статей и очерков, посвященных творчеству знаменитых актеров того времени – Михаила Ульянова, Нины Ургант, Фаины Раневской, Любови Орловой, Сергея Юрского и многих других. Но этим ее интересы не ограничивались: Саввина и сама играла в Студенческом театре МГУ, который уже на тот момент мало чем уступал профессиональным театрам. По слухам, ее талант там разглядели не сразу и сперва предложили заведовать реквизиторским цехом. Какое-то время Ия служила в театре костюмером, но постепенно ей стали давать небольшие роли. Этот опыт помог сделать первые шаги в актерской профессии.

Вот что сама Саввина говорила о начале своего творческого пути: «Диплом у меня журналистский, театрального образования нет. Был момент, могли выгнать за профнепригодность. Я в этом деле с сорок шестого года, если иметь в виду художественную самодеятельность и потом студенческий театр, и так далее. У меня не было театральной школы никакой, и встречались люди, которые меня учили. Общение с ними само учило».

Первым серьезным опытом на сцене для Саввиной стало участие в спектакле Ролана Быкова «Такая Любовь» по пьесе чешского драматурга Павла Когоута. Дать шанс молодой актрисе Быкова уговорил руководитель театра МГУ Константин Липский.

Правда, не обошлось без трудностей: голос миниатюрной Ии был настолько тихим, что его не было слышно даже в первых рядах. Однако Быков поддержал молодую актрису, хотя поначалу и сомневался в выборе актрисы на главную роль.

«[Быков] сказал своей жене тогда: «Все хорошо, все расходится, вот только героини нет. Ну, нет героини. Взял какую-то там беленькую девчонку маленькую». Тем не менее, у нас вроде все складывалось, а когда мы вышли на сцену, меня не было слышно в первом ряду, даже при пустом зале. Тогда Ролан Антонович, человек необыкновенного дарования, фантазии невероятной сказал: «Иечка, нужен посыл, посыл в зрительный зал». Это осталось у меня на всю жизнь. Посыл этот стоит дорого при давлении девяносто на шестьдесят. Когда я уходила со сцены с Раскольниковым в «Соне Мармеладовой», было сто восемьдесят на сто двадцать. Вот чем оборачивался этот посыл», – вспоминала Ия Саввина.

А дальше все, как это часто бывает, решил случай. В один из вечеров на спектакль пришел уже известный на тот момент актер Алексей Баталов. В то время он готовился к съемкам в фильме «Дама с собачкой» Иосифа Хейфица. Баталов был отобран на роль Гурова, а вот главную героиню режиссер никак не мог отыскать. Увидев на сцене Саввину, Баталов предложил ей прийти на пробы. И не ошибся: Хейфицу понадобилось лишь одного взгляда, чтобы понять – перед ним та самая Анна Сергеевна. Тихая речь, тонкий стан, кроткий, но пронзительный взгляд серых глаз – Саввина идеально попадала в образ. И Хейфиц, и Баталов поразились тому, как похожа оказалась актриса на девушку из иллюстраций Кукрыниксов к чеховскому рассказу.

Конечно, это назначение многих удивило. Людмила Гурченко вспоминала: «Лично меня искренне огорчило, что такую неприметную девушку берут на «даму». Да и сама Саввина понимала, что ей придется очень много трудиться над такой сложной и глубокой ролью, которая даже опытной актрисе не всегда под силу. Секреты актерского мастерства девушке приходилось познавать прямо в процессе съемок. Невероятная работоспособность и талант актрисы не остались незамеченными: фильм «Дама с собачкой» удостоился приза Каннского кинофестиваля, а Саввина получила специальную награду за лучшую женскую роль.

«Орлова спасла мне голос»

В 1958 году Ия Саввина закончила университет и некоторое время все-таки работала по специальности – сначала в издательстве и на телевидении. И все же основополагающее место в ее жизни занял театр. «Дама с собачкой» вышла на экраны в 1960-м году, практически сразу после этого Саввину пригласили в Театр им. Моссовета. Здесь ее снова ждало нелегкое испытание: Ие доверили главную роль в спектакле «Нора» по пьесе Генрика Ибсена. До этого в течение нескольких лет Нору играла сама Любовь Орлова – надо ли говорить, как волновалась юная Саввина, узнав, чьей преемницей ей предстоит стать!

«Заботами театра первый спектакль был обставлен как событие. Тут были и специальные афиши с крупно набранной шапкой: «Дебют артистки Ии Саввиной» (увидев, я чуть не умерла от страха)», – рассказывала актриса. Но премьера прошла успешно, и после спектакля Саввина получила огромную корзину цветов с запиской: «Нора желает Норе успеха, бодрости духа, спокойствия. Тогда все будет хорошо. Обнимаю. Любовь Орлова».

Кстати, это был не последний раз, когда Орлова поддержала свою молодую коллегу. Однажды она в буквальном смысле спасла карьеру Саввиной – а может, и жизнь.

«Любовь Петровна Орлова при вселенской славе вселенской скромности человек. Она спасла мне горло, – рассказывала Саввина. – Сначала был узелок, потом образовалась папиллома. Когда она услышала, как я разговариваю, тут же позвонила, поехала сама к министру здравоохранения и устроила меня к лучшему специалисту не только в Москве, но вообще у нас, а может быть, и за рубежом. Был такой Павел Антонович Демидов в четвертом управлении. Она спасла мне голос. Ведь все же видели, все слышали, как я разговариваю, но никому в голову не пришло. Вот это Любовь Петровна. Казалось бы, чему она меня научила? Она научила, не уча, тому, как люди должны быть внимательны друг к другу, как надо по возможности помогать тем, кто нуждается в помощи. Это тоже имеет отношение к искусству. Мое глубочайшее убеждение, что злой человек не может быть хорошим артистом».

В Театре Моссовета Саввина делила сцену с величайшими актерами своего времени: Верой Марецкой, Геннадием Бортниковым, Верой Марецкой, Фаиной Раневской. С последней они и вовсе стали близкими подругами – их сблизила совместная работа в спектакле «Странная миссис Сэвидж».

«Она [Ия Саввина] была настолько правдива, настолько убедительна, что мне было трудно представить себе ее иной. Но тут же вспомнила пленительную «даму с собачкой» в кинофильме, вспомнила ряд других ее работ в кино и театре иного плана, и мне стало ясно, что я встретилась с большой актрисой большого дарования, и очень этому обрадовалась…» – писала Раневская о своей новоиспеченной партнерше.

В 1969 году Саввина исполнила роль Сони Мармеладовой в постановке «Петербургские сновидения» по произведениям Федора Достоевского. Ее игру высоко оценили зрители и критики.

 «Стальная фиалка»: чем Ия Саввина вызвала зависть Гурченко и как подложила «свинью» Ахмадулиной

ФОТО: Коньков Александр/ТАСС

В 1977 году Ия Саввина по приглашению Олега Ефремова перешла во МХАТ. Там она снова перевоплотилась в чеховских героинь (сыграла Полину Андреевну в «Чайке», Войницкую в «Дяде Ване»), играла в спектаклях по Вампилову (жена Саяпина в «Утиной охоте»), Рощину (Лиззи в спектакле «Перламутровая Зинаида»). После раскола во МХАТе в 1989 году Саввина продолжила служить в МХТ им. А. П. Чехова и оставалась верна ему до конца жизни.

«Привез мужиков и баб и заставил с ними разговаривать»

Но и от киноролей актриса не отказывалась. После съемок в «Даме с собачкой» ей стали поступать предложения от разных режиссеров, причем героини, которых ей предлагалось играть, были максимально не похожими друг на друга. Но Саввиной всегда удавалось найти к ним подход и сыграть так, что самый придирчивый критик говорил: «Верю!» Пик ее кинокарьеры пришел на 60-е: она снялась в фильмах «Кроткая» (1960), «Грешница» (1962), «Звонят, откройте дверь» (1965), «В городе С.» (1966), «Анна Каренина» (1967).

 «Стальная фиалка»: чем Ия Саввина вызвала зависть Гурченко и как подложила «свинью» Ахмадулиной

ФОТО: Мастюков Валентин/ТАСС

Одной из самых значимых и сложных ролей того периода для Саввиной стала роль Аси в фильме Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» («Асино счастье»). Поначалу актриса не верила, что ей удастся воплотить задумку режиссера, да и сам Кончаловский сомневался в своем выборе.

«Никак не мог подобрать Кончаловский артистку. Тогда пришел в картотеку, где фотокарточки все. Рассматривает фотокарточки, и ему говорят: «Попробуйте Саввину». – «Саввину, даму с собачкой? Вы что, с ума сошли?» И потом говорит: «Вот это лицо мне нужно. Такая беленькая косточка». Все хохотали: «Посмотрите, что там написано на обратной стороне», – с улыбкой вспоминала актриса.

В своем фильме Ефремов решил задействовать не профессиональных актеров, а обычных людей из деревни. Но исполнительницу главной роли среди крестьян он так и не нашел. Тогда режиссер вновь вспомнил про Саввину и решил устроить ей испытание.

«Я пришла, он привез мужиков и баб, как мы их называем, которых он отобрал, и заставил с ними разговаривать. На другой день я ему сказала, уходя: «Пробоваться не буду, сниматься не буду». – «Ты с ума сошла, почему?» – «Я не могу, я не могу с ними работать. Я уже вся в коросте актерской какой-то, а это живые люди. Я никак не смонтируюсь с ними». – «Нет, нет, нет, я пробую вас». Он просто насильно приехал к 9 утра. Я жила тогда на Фрунзенской набережной. Взял меня за шиворот, посадил в машину и привез на площадку, и мы попробовались.

Это было трудно очень. Не знаю, получилось или не получилось, но я старалась. Ни в коем случае нельзя было подражать им. Надо было их ощутить, вобрать в себя, потому что когда человек кому-нибудь начинает подражать, это дохлый номер. Это уже провал, это уже не правда. Я ни в коем случае им не подражала, этим замечательным людям, а пыталась впитать. Может быть, мне помогло то, что я все-таки деревенская», – вспоминала Ия Саввина.

Подложила Ахмадулиной «поросенка»

Удивительным образом Саввиной удавалось перевоплощаться из аристократки в крестьянку, из невинной девочки с оленьими глазами – в жесткую, расчетливую и властную женщину. Практически не меняясь внешне, она могла быть то робкой чеховской «дамой», то измученной семейной жизнью Долли Облонской, то деревенской хромоножкой Асей. А в 1969 году Саввина впервые сыграла отрицательного персонажа – Лидию Аникееву в комедии Эльдара Рязанова «Гараж». И, надо признать, образ зампредседателя гаражного кооператива действительно удался Саввиной. Рязанов признавался, что актриса ответственно подошла к съемкам, всегда образцово заучивала текст и прекрасно вжилась в роль – работать с ней было одно удовольствие.

 «Стальная фиалка»: чем Ия Саввина вызвала зависть Гурченко и как подложила «свинью» Ахмадулиной

ФОТО: ТАСС

В том же году Саввиной поступило одно из самых необычных предложений в ее карьере. Режиссер мультипликации Федор Хитрук предложил ей озвучить Пятачка в серии мультфильмов о Винни-Пухе. Саввина очень обрадовалась: ее сын обожал книги Бориса Заходера, да и она сама знала «Винни-Пуха» наизусть.

Услышав звонкий, «хрустальный» голос Саввиной, Хитрук тут же понял: «Это стопроцентное попадание». При монтаже запись слегка ускорили, а тон повысили. Но это не единственная особенность Пятачка. Мало кто знает, что манеру речи приятель Винни перенял у поэтессы Беллы Ахмадулиной! Саввина очень любила слушать, как она читает свои стихи – ритмично, нараспев, как маятник раскачивая каждое слово. Так что, если внимательно прислушаться, можно услышать в голосе Пятачка «ахмадулинские» нотки. Кстати, как и в случае с Орловой, Саввина получила здесь обратную связь: после выхода мультфильма на экраны Белла Ахмадулина позвонила Саввиной и сказала: «Спасибо, что подложили мне не свинью, а прелестного поросенка».

В 1980-х Саввина снималась все реже. Среди работ с ее участием стоит отметить картины «Наше призвание» (1981), «Слезы капали», «Частная жизнь» (1982), «Продлись, продлись, очарованье…» (1984). В 1987 году она сыграла одну из главных ролей в картине Павла Чухрая «Запомните меня такой».

В 1990-х и 2000-х актриса продолжала сниматься, но главные роли ей уже не доставались – все больше эпизоды и роли второго плана. В 2003 году Саввина неожиданно для многих снялась в авангардной драме Кирилла Серебренникова «Постельные сцены», где сыграла мать одного из главных героев. Последними работами актрисы стали роли в фильмах «Место под солнцем», «Слушая тишину» и «Ты меня слышишь?»

Ребенок – и счастье, и «крест»

Ия Саввина рано вышла замуж: со студентом-гидрогеологом Всеволодом Шестаковым они познакомились в театре МГУ. Молодые люди много общались во время репетиций, вскоре между ними возникла симпатия, переросшая в любовь. Они поженились, и в 1957 Ия родила сына Сергея. Но пополнение в семье принесло и огромное горе: мальчик родился с синдромом Дауна. Врачи предлагали Саввиной отказаться от ребенка, но она и слышать об этом не хотела.

Актриса до конца жизни совмещала работу и уход за больным сыном, во многом ей помогала свекровь. Фаина Раневская говорила, что «у Саввиной настоящий крест дома», имея в виду ее ребенка. Однако, как вспоминал близкий друг актрисы Григорий Горин, она никогда не прятала и не стеснялась своего сына, а напротив, гордилась им. Как истинная мать, она была готова на все ради ребенка: готовила ему специальную диетическую пищу, без конца возила по врачам, сама научилась делать массаж и т.д. В конце концов, не зря Саввину часто называли «стальной фиалкой»: невзирая на хрупкую внешность, она была на редкость волевой и сильной женщиной.

Их брак со Всеволодом фактически превратился в фиктивный, но ради сына и свекрови Саввина продолжала жить с мужем на протяжении 16 лет. Тем временем Сергей достиг больших успехов: несмотря на тяжелый недуг, он закончил школу с хорошими оценками, поступил в университет и устроился работать переводчиком. Есть в нем и творческая жилка: Сергей пишет прекрасные натюрморты и даже выставляет свои картины на выставках, а также играет на фортепиано.

Ия Саввина могла бы стать одной из тех матерей-героинь, которые отдали всю жизнь ребенку, но, к счастью, она не стала отказываться от возможности снова полюбить. Вскоре после развода с Шестаковым она познакомилась с режиссером Петром Штейном, который оказался младше ее на целых 11 лет. Впрочем, долго этот роман не продлился: Штейн увлекся другой женщиной. Но в 1979 году Ия Саввина наконец повстречала долгожданную любовь: судьба свела ее с актером Анатолием Васильевым. Они познакомились во время поездки на Соловецкие острова. Там выяснилось, что они оба неравнодушны к рыбалке – так завязалось их общение. Приехав в Москву, они продолжили встречаться, и уже скоро Анатолий стал самым близким человеком для Ии и ее сына.

Они прожили в гражданском браке почти 30 лет и расписались за две недели до смерти актрисы. Как вспоминал Анатолий Васильев, Саввина как будто предчувствовала скорый уход. Также в одном из интервью актер признался, что Саввина боялась рожать еще детей – опасалась, что они родятся больными, как ее первенец.

 «Стальная фиалка»: чем Ия Саввина вызвала зависть Гурченко и как подложила «свинью» Ахмадулиной

ФОТО: ТАСС

Ия Саввина ушла из жизни в возрасте 75 лет. Причиной смерти стала онкология. Еще в 2008 году врачи диагностировали у актрисы меланому – тогда опухоль удалили, от химиотерапии Саввина отказалась. Однако в 2011 году рак вновь заявил о себе: у актрисы появились метастазы. Последним ударом, не оставившим ей шансов на выздоровление, стала авария, в которую Саввина попала в июле на трассе Ярославль-Владимир. Последствия аварии вызвали осложнения болезни. 27 августа 2011 года актриса скончалась. Ию Саввину похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с могилами Евгения Евстигнеева, Олега Борисова и Евгения Леонова. После смерти Саввиной заботу о ее сыне взял на себя ее муж Анатолий Васильев.