На этой неделе первому и единственному президенту Советского Союза Михаилу Сергеевичу Горбачеву исполнилось 90. Человек и перестройка в материале корреспондента «МИР 24» Максима Красоткина.
Он пришел к власти в 1985-м и сразу обогатил лексикон советского человека понятиями «перестройка» и «гласность». На фоне предыдущих правителей 54-летний генсек – просто юнец и вел себя не как типичный советский вождь: говорил с народом с расстояния вытянутой руки.
Советская система требовала перемен. Зависимая от нефти экономика Союза держит удар за ударом. В первый год правления Горбачева цена за баррель падает почти в три раза. Бюджет теряет валютную выручку, на которую покупает за границей элементарный ширпотреб.
Зерно и то покупают за границей. Хотя кому, как не Горбачеву, понимать стратегическую важность сельского хозяйства. Ведь именно за уборку хлеба он, еще будучи школьником, получил высшую награду СССР – Орден Трудового Красного знамени. Ее давали только передовикам производства, да и то не всем. 17-летний Михаил был тогда помощником комбайнера.
«Тогда были удачные климатические условия, урожай был хороший. И они намолотили лучше всех, можно сказать», – отметил житель села Привольное Александр Савело.
В селе Привольное, под Ставрополем, своего земляка помнят хорошо. Тут он закончил школу с серебряной медалью и уже в 10 классе стал кандидатом в члены КПСС. Это когда еще не все его одноклассники вступили в комсомол.
«Мы нажарили яичницы на постном масле, так что она у нас купалась в масле, они принесли какое-то свое вино, и мы обмыли его кандидатский билет», – поделилась одноклассница М. Горбачева Мария Игнатова.
Малой родине он был благодарен. В Привольном, когда стал генсеком, появился асфальт и железная дорога с вокзалом.
«Здесь ходили и товарные поезда, и пассажирские. Лично я ездил несколько раз на Москву по этой дороге», – рассказал глава села Привольное, двоюродный племянник М. Горбачева Сергей Бухтояров.
«Один преподаватель читал нам очередное решение партии. И вместо того, чтобы его своими словами сказать и озвучить вопросы, которые вытекают по этому решению партии, он все зачитывал по тексту газеты. Ему была отправлена записка: «Почему вы это читаете? Мы это сами можем прочесть». Когда он прочитал записку, он обиделся. И спросил: «Кто прислал записку?», молчание. Тогда Миша встал: «Я написал». Хотя написал сидящий рядом с ним Володя Либерман», – рассказал начальник Национального центрального бюро Интерпола в СССР, однокурсник М. Горбачева в 1990 – 1991 гг. Константин Родионов.
Этот однокурсник Горбачева после выпуска работал в прокуратуре одного из районов Москвы. Сам будущий генсек получил распределение в это же ведомство, только в Ставрополе.
«Краевой прокурор Петухов сказал: «Товарищ Горбачев, вам придется ехать следователем в один из дальних, не очень солидных районов следователем. Рая, жена его, ему говорит: «Никуда из Ставрополя не поеду! Или развод, или ищи любые ходы, чтоб остался в Ставрополе», – рассказал ветеран Великой Отечественной войны, бывший сотрудник объединения «Союзплодимпорт» Виктор Бушин.
В итоге Михаил Горбачев стал заместителем заведующего отделом агитации пропаганды краевого комитета комсомола. А через год – стремительный взлет карьеры. Он уже главный в ВЛКСМ по Ставрополю. Проработав там два года, выпускник МГУ переходит уже в краевой комсомол и возглавит его в 30 лет, а дальше он уже первый секретарь городского комитета КПСС. Говоря нынешним языком – мэр Ставрополя. Пробыв в этой должности четыре года, возглавил весь Ставропольский край и руководил им до 78-го, после чего его позвали в Москву.
«На территории Ставропольского края, как известно, есть Минеральные воды, Пятигорск, Кисловодск. Туда ездили руководители партии, руководители ЦК, верховного совета на отдых, на лечение. И, естественно, туда приезжал и Андропов, и еще будучи послом, и затем уже представителем КГБ СССР, и естественно, первый секретарь крайкома партии всегда встречает, провожает, участвует в застольях, именно там они сошлись. И он понравился», – отметил заместитель руководителя аппарата президента СССР в 1990 – 1992 гг. Анатолий Сазонов.
Выдвижение Горбачева в столицу случилось после события 19 сентября 78-го, которое называют встречей четырех генсеков. Брежнев, Андропов, Черненко и Горбачев встретились на вокзале Минеральных вод, Брежнев был там проездом. Они по очереди будут править Союзом, сменяя друг друга. Горбачев получил абсолютную власть в 85-ом. Его первое самое громкое решение в должности генерального секретаря – борьба с пьянством. Тогда, в мае 85-го, по всей стране цены на алкоголь резко взлетают вверх, а купить его можно только с двух часов дня до семи. С тех пор любые памятники, где изображен кто-то стремящийся вперед, называют без пяти семь.
«Один раз так хотелось выпить, я подошел к очереди, сделал такое лицо: друга в Афгане убили. Все – пожалуйста. Я без очереди взял водку. Стыдно до сих пор», – вспоминает ведущий программы «Взгляд» Александр Любимов.
От таких нововведений советский человек пить меньше не стал, зато смог обсудить этот момент открыто. В стране объявлена гласность. Перестают глушить западные радиостанции, на экраны выходят программы «12-й этаж», «Прожектор перестройки», «Взгляд». «Другой стиль. Телевидение было такое «зализанное», а тут раз какие-то парни, которые друг друга перебивают, без бумажки рассказывают. Предлагались сюжеты, рассказывали про жизнь в своем городе. И невиданно, что в прямом эфире люди говорят, чего хотят. Это было совершенно невероятно для аудитории», – отметил Александр Любимов.
Еще в СССР начинают печатать запрещенных ранее авторов: Солженицына, Шаламова, Войновича и других. Появился даже целый пласт – литература перестройки. А сам Михаил Горбачев не сходит с передовиц зарубежных изданий. На западе – «горбимания».
Любовь к советскому лидеру у жителей капиталистических стран вызвала желание Горбачева покончить с гонкой вооружений. Он предлагает президенту США Рейгану убрать ракеты из Европы. Первая встреча прошла на нейтральной территории в Женеве. Представители двух систем хотели переиграть друг друга в мелочах.
«Когда Горбачев приехал в американскую резиденцию, был первый день переговоров, утро. Он был в пальто, а Рейган вышел его встречать в костюме. Хотя было довольно холодно, а пресса писала, что в этом моменте Рейган Горбачева переиграл», – рассказал переводчик Михаила Горбачева Павел Палажченко.
А потом и вовсе мировая эйфория – падение Берлинской стены и объединение Германии. Немцы ликуют, советские военные в ГДР недоумевают: приказ о их выводе похож на отступление.
«Та часть, в которой я служил, вышла просто в чистое поле. Люди в палатках были. Должно было быть построено жилье, и даже были выделены деньги на это», – вспоминает военнослужащий Западной группы войск в 1990 – 1994 гг. Антон Панасенко.
Советский народ начинает раздражать западная популярность их лидера и постоянное присутствие рядом его жены. Раиса Максимовна одевается не хуже первых леди других государств, а в СССР дефицит на все. Пустеют прилавки и дешевеет нефть – основной источник бюджета. На этом фоне начинаются разговоры о выходе из Союза.
Михаил Горбачев предлагает подписать республикам новый договор о Союзе, но часть партийной верхушки и генералов против. Они создают ГКЧП – госкомитет по чрезвычайному положению. Просят президента СССР им не мешать, чтобы договориться, прилетают к нему на дачу в Крым.
«Как мне рассказал мой подследственный, он их послал, как обычно в России посылают, в том направлении на три буквы», – отметил старший следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры СССР в 1991 г. Леонид Прошкин.
Президентскую семью блокируют на даче сотрудники девятого управления КГБ, присланные из Москвы. Личная охрана в тот момент своего шефа предала. У Раисы Горбачевой от стресса случился микроинсульт. Все заканчивается через три дня. Путч провалился благодаря главному политическому врагу Горбачева – Борису Ельцину. Потом именно он в декабре 1991-го поставит подпись под Беловежскими соглашениями. Вместе с решившими отделиться главами Украины и Белоруссии. К тому моменту Киев уже провел референдум о независимости, но Михаил Горбачев не терял надежды сохранить республику в составе одной страны.
«Накануне Борис Николаевич встречался с Горбачевым. И тот его попросил. И Ельцин пообещал убедить Кравчука, пусть даже в этом новом статусе, вернуться в договорной процесс», – отметил госсекретарь РСФСР в 1991-1992 гг. Геннадий Бурбулис.
Впрочем, на свет родился совсем другой документ, в котором говорилось, что Советский Союз прекращает существование. Михаил Горбачев узнал об этом по телефону, причем позже президента США Джорджа Буша. Ему просто не смогли дозвониться из резиденции «Вискули». И пока советский лидер думал, что это такое случилось, в Беловежской пуще решили отметить распад страны.
«Мы сидели напротив, стол же большой, он говорит: «Леонид Макарович, у меня есть информация, что нам надо быстро отсюда уезжать. Есть информация, что некоторые процессы, происходящие после того, как мы опубликовали документ через пресс-конференцию, могут вызвать некоторые сложности. Я, говорит, еду на аэродром», – рассказал первый президент Украины Леонид Кравчук.
Мог ли президент СССР арестовать «беловежскую троицу», чтобы сохранить страну? На этот вопрос Горбачев ответил спустя 20 лет.
«Откровенно говоря, меня эта мысль посещала. Она была все время. К тому времени уже нельзя было мне этого делать. Позади путч, позади героические события, которые подняли Ельцина, как защитника», – сказал он.
А уже 25 декабря 1991-го над Кремлем спустили флаг СССР и подняли триколор. Завершилась эпоха перестройки и началась другая, которую назовут «лихими девяностыми». В эти годы в селе Привольное разобрали железную дорогу, ту самую, которой построил на своей малой родине первый и последний президент Советского Союза.
Подробнее в сюжете: История