От Шепитько до Балабанова: знаковые роли, мистика и женщины в жизни Владимира Гостюхина
15:52 10/03/2021О Владимире Гостюхине всегда говорят как о человеке с «бешеной энергетикой». Юный хулиган из Свердловска, он поступил одновременно в три московских театральных вуза, однако после окончания несколько лет таскал мебель в Театре советской армии. Он прославился ролью предателя Рыбака в картине Ларисы Шепитько «Восхождение», но от следующего ее предложения отказался. Он снимался у Марлена Хуциева, Станислава Говорухина, Никиты Михалкова, Алексея Балабанова и Валерия Тодоровского, четырежды был женат и в конце концов переехал в Минск. Сегодня, 10 марта, Владимиру Гостюхину исполняется 75 лет.
В первый послевоенный год в Свердловске родился Владимир Гостюхин – мамина радость и домашний мальчик. За рыжие волосы и веснушки его часто дразнили, а постоять за себя он не умел. После очередного инцидента в шестом классе, когда Володе сильно досталось по лицу, он пошел заниматься в секцию бокса. На этом с пай-мальчиком было покончено. В 15 лет подросток даже вступил в группировку малолетних хулиганов. В качестве обряда инициации он одним ударом отправил в нокаут случайного парнишку, об этом «непростительном свинстве» актер сожалеет всю жизнь. По его словам, после этого позорного инцидента он больше никогда не позволял себе без основания бить людей, даже если просили режиссеры на съемках. Однажды в Свердловске Гостюхин с товарищем, вступившись за девушку, ввязались в драку против 12 человек.
«Я двоим сломал в этой битве челюсть, а мне сзади бутылкой проломили череп. Мать с ума сошла, для нее это был шок. Трое суток меня дома не было, она и в морги звонила, и в милицию. Я появился дома через трое суток с шапкой бинтов на голове. Она упала в обморок», – рассказывал актер.
После окончания радиотехникума и нескольких лет работы электриком на Центральном стадионе Свердловска, увлекшись самодеятельным театром, Володя отправился в Москву и с первого раза умудрился поступить сразу в три театральных вуза. Выбор пал на ГИТИС. Первый учебный год Гостюхин закончил отличником и старостой курса, на каникулах, гордый и счастливый, он отправился в гости к маме в Свердловск – и тут произошла трагедия. На следующий день после его приезда мать попала под машину и умерла. Полтора года Владимир не мог прийти в себя, чувствовал, будто лишился опоры, начал выпивать. К тому же, жить на маленькую стипендию без маминой помощи было невозможно. Чтобы подзаработать, он устроился сторожем и дворником в детский садик. Благо, еды после детей оставалось много, хватало даже на ночные посиделки с друзьями. Уже на третьем курсе случилась первая небольшая роль в кино – и сразу у Марлена Хуциева в фильме «Был месяц май». Это было в 1970 году.
После года работы в детском саду Гостюхин устроился мебельщиком-реквизитором в Театр советской армии. Перетаскивая мебель и бутафорию, за неимением лучшего актер заучивал роли в подсобке. И вот однажды в 1975 году заболел исполнитель главной роли в спектакле «Неизвестный солдат». Дублера у него не было, положение спас 29-летний Володя Гостюхин, который, как выяснилось, прекрасно знал эту роль. В тот день, когда он заменял заболевшего Павла Цитринеля, среди зрителей сидела Светлана Климова – второй режиссер Василия Ордынского. Вскоре Гостюхину предложили роль Красильникова в сериале «Хождение по мукам». На съемках страстного, отдающегося без остатка своей роли актера заметил ассистент оператора Ларисы Шепитько – и вот его уже приглашают попробоваться на роль предателя Рыбака в картине «Восхождение».
Роль была сложной и интересной, на нее сразу же запали Владимир Высоцкий, Андрей Мягков, Павел Губенко, но Шепитько решила взять в картину актеров без громких имен, чтобы избавить фильм от лишних ассоциаций. Гостюхин в списке стоял 21-м, но именно его утвердили на роль Рыбака. Высоцкий, который в это же время снимался в фильме «Арап Петра Великого» в соседнем павильоне «Мосфильма», по словам Гостюхина, часто заходил и «ревниво смотрел из-за угла».
Фото: ТАСС. Кадр из фильма «Охота на лис»
В 1976 году «Восхождение» сделало исполнителей главных ролей – Владимира Гостюхина и Бориса Плотникова – знаменитыми. За этот успех всем пришлось заплатить сполна. Дело было в режиссерском подходе Ларисы Шепитько – требующем полной самоотдачи, выжимающем из актеров всю энергию, доводящем до предела физических и психических возможностей... Сценарий был написан по повести Василя Быкова «Сотников». Условием писателя было то, что съемки должны проходить в максимально приближенных к повествованию условиях. Снимали под Муромом, стоял мороз минус 35 градусов, а Шепитько снимала дубль за дублем, дожидаясь, пока актеры выдадут нужную эмоцию, заставляла их пережить то, что испытывали партизаны во время Великой Отечественной войны – надо сказать, что и себя она не жалела. Получив нужный результат, она горячо благодарила актеров, помогала им отогреться. «Стоило «умереть» в сцене, чтобы ощутить такую ее благодарность», – отмечал Гостюхин.
К концу съемок актер находился на грани психического срыва. Именно тогда родилась сцена, которой не было ни в повести, ни в сценарии, – это сцена покаяния Рыбака в финале «Восхождения». «Он воет, он рыдает. И когда я дошел до этого состояния, я себя потерял абсолютно, я себя уже не ощущал», – по словам актера, его герой в этот момент превращается в живущее по инерции животное. На одном из кинофестивалей, по которым победоносно шествовал фильм, Фрэнсис Форд Коппола поинтересовался у Шепитько, жив ли актер, который играл Рыбака. «Конечно, жив», – удивилась она. «Странно, вообще-то, после таких ролей не живут», – заметил Коппола.
Фильм имел невероятный успех и получил главный приз Берлинского кинофестиваля. Правда, Гостюхина не фестиваль не отпустили с формулировкой: «Предатель» не может представлять за рубежом советское кино». Тем не менее актер стал известным и востребованным. Ему, наконец, предложили актерскую ставку в Театре советской армии (и не только), а в 1979-м Гостюхин впервые играет дальнобойщика – Ивана Жаплова – в фильме «Случайные пассажиры». По иронии судьбы, перевоплощаться в шоферов ему придется еще не раз, но водительские права Гостюхин получит только после сериала «Дальнобойщики».
Примерно в то же время, что и «Случайные пассажиры», снимается еще одна картина – «Старшина» Николая Кошелева. Старшина Кацуба – фронтовик, которого после тяжелого ранения отправляют в летную учебку обучать 17-летних летчиков-истребителей. Кошелев рассматривал на эту роль Александра Фатюшина, Анатолия Васильева, но выбрал Владимира Гостюхина, а тот «заболел» своим персонажем:
«Он близок мне, я всеми фибрами своей души почувствовал этого человека, сразу же. Я Николаю Кошелеву сказал: «Это моя работа, больше никто, кроме меня, этого не сыграет».
После «Восхождения» Лариса Шепитько задумывает новый фильм – экранизацию повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» – и снова предлагает роль Гостюхину. Казалось бы, новый счастливый билет! А тот, на удивление всем, отказывается: дескать, роль слишком похожа на Рыбака. Шепитько восприняла отказ как предательство. Размолвка с режиссером, который открыл ему путь в большое кино, не давала Гостюхину покоя. Однажды ему приснился сон, будто они с Ларисой гуляют вдвоем и та прощает его. На следующий день пришло страшное известие: Лариса Шепитько погибла в автокатастрофе во время съемок новой картины. Водитель кинофургона рано утром после празднества заснул за рулем, погибли все, кто был в машине. На похоронах Владимир Васильевич узнал, что незадолго до аварии Шепитько прочитала его письмо съемочной группе и сказала: «Я считаю, что он прав, и я прощаю его».
«Мне вспоминается съемка эпизода, когда Рыбак и Сотников, получив от старосты овцу, возвращаются в свой лагерь. Разгоряченный удачей, Рыбак рвется вперед – быстрей добраться до лагеря, уйти из деревни, вернуться к своим. Больной Сотников еле тащится за ним, отстает, мешает, задерживает его. Стоял сильный мороз, хлестала вьюга, вдобавок наметал снегу ветродуй. Я нес овцу и когда к концу эпизода уходил вдаль и слышал команду: «Стоп!», то поворачивался и видел копошащийся белый клубок: то был Плотников, которого моментально заносило снегом (а он снимался в одной шинельке). И каждый раз, каждый дубль к нему бросалась Лариса Ефимовна, накрывала своим телом, растирала ему уши, руки. И вот уже их обоих заносило снегом... Этот заметаемый снежной пеленой клубок снится мне до сих пор по ночам и вызывает в сердце щемящую боль, а может, любовь или благодарность... не знаю», – писал Гостюхин в эссе «Снегом обожженное лицо...» после смерти Шепитько.
Фото: Абулхатин Марат/ТАСС. Кадр из сериала «Дальнобойщики»
В 1977 году группа московских кинематографистов тряслась в поезде по дороге на фестиваль в Риге. За окном весна, солнце, жизнеутверждающий пейзаж... «А у окна стоит и смотрит на это мрачный-мрачный человек, – вспоминал режиссер Вадим Абдрашитов. – Тяжело-тяжело так смотрит на этот самый пейзаж. Я вернулся в купе и сказал Миндадзе: «Смотри, там стоит наш герой». Абдрашитов и сценарист Александр Миндадзе задумали картину «Охота на лис», вся съемочная группа уже была сформирована, а актера на главную роль найти все не удавалось. В том мрачном молодом человеке у окна они не узнали актера Гостюхина, но сотрудничество сложилось. Герой Владимира Васильевича на этот раз – заводской рабочий Виктор Белов, однажды в парке его сильно избивают двое подростков, которые предстают за это перед судом. Один получает условный срок, второй – два года колонии строгого режима. Белова беспокоит возможная несоразмерность наказания, и он начинает ездить в колонию к своему обидчику и добивается досрочного освобождения. Ему кажется, что он может достучаться до подростка...
А в 1991-м Гостюхина зовет на главную роль в российско-французский фильм «Урга – территория любви» Никита Михалков. Гостюхин тут – снова шофер, который оказывается вовлечен в жизнь обычной семьи во Внутренней Монголии. По китайским законам семьям запрещено заводить более трех детей, и отец тройни отправляется в город за презервативами. Домой он возвращается с телевизором, кепкой и велосипедом, а Сергей приглашен в дом и пьет китайскую водку. Весь сценарий занимал семь листов и больше напоминал либретто, но, по словам Михалкова, Гостюхин мужественно пил не очень приятный крепкий напиток и ни на секунду не «выскочил» из характера. Картина-притча, снимавшаяся на сплошной импровизации, получила главный приз Венецианского кинофестиваля. Никита Михалков после этого думал о том, чтобы снимать Гостюхина вместо себя в «Утомленных солнцем», но решил сохранить искренность линии «отец-дочь» с маленькой Надей Михалковой.
«Он замечательный артист. И, что самое главное, он не просто органичный, он невероятно соприкасается в том, что он делает, с тем, кто он таков есть. Это не значит, что он играет самого себя. Это значит, что он играет тогда, когда это становится для него личным. И вот это сознание того, что для него это личное, дает огромную силу убедительности», – говорил о Гостюхине Никита Михалков.
В 90-х на «Мосфильм» пришло запустение. Актеры остались без хороших ролей – кто-то соглашался сниматься в откровенной «чернухе», чтобы заработать на жизнь, кто-то оставался верным театру и жил впроголодь, кто-то уехал, кто-то вообще изменил род деятельности. Владимир Гостюхин нашел прибежище в Театре-студии киноактера в Минске. Там он с успехом начал ставить спектакли. Там же нашел свою четвертую жену – актрису Анну Пролич, с которой живет до сих пор.
Женщины всегда играли особую роль в его судьбе: мать, Лариса Шепитько, четыре жены – Галина, Зинаида, Светлана и Алла. У актера трое детей, все – дочки. Мощная мужская энергетика, о которой говорят многие знакомые актера, влекла к нему женщин, как магнитом. Страстно влюбляясь, он бросался в новые отношения, когда они исчерпывались, по собственному признанию, «ходил налево». Нынешнюю жену Аллу, брак с которой длится уже около 20 лет, он называет своей судьбой, другом и близким по духу человеком. Свое счастье он обрел в Беларуси, ее воплощение – усадьба на Голубых озерах, о какой можно только мечтать.
После «Урги» и провала 90-х актер начал активно сниматься. Не один год шел сериал «Дальнобойщики» с Гостюхиным и Владиславом Галкиным в главных ролях, в 2002-м он снялся в «Войне» Алексея Балабанова, затем во множестве других картин и сериалов, самым успешным из которых можно назвать «Оттепель» Валерия Тодоровского.
Читайте также: