Проект высшей пробы: как на Джеруе добывают золото

20:35 21/03/2021

Миллионная прибыль и сотни рабочих мест. На неделе Кыргызстан и Россия запустили золотодобывающий комбинат «Джеруй». Это крупнейший проект в истории двух стран. Месторождение пытались освоить американцы, канадцы, англичане и соседи из Казахстана, но получилось только у россиян. О том, как добывают золото республики, репортаж корреспондента «МИР 24» Жазгуль Каримовой.

Село Кара-Ой, что в Таласской области Кыргызстана, находится на высоте более двух тысяч метров. Во все времена этот край славился животноводством. Отсюда в советские годы поставляли лучших жеребцов.

«У меня пять детей и только один сын рядом, остальные уехали, чтобы зарабатывать, в Бишкек, Турцию. Но мы еще не знаем, как работа фабрики повлияет на наше здоровье? Также нам говорят, что мы не сможем пасти коров на наших пастбищах», – поделился житель села Кара-Ой Камчибек Абдыш уулу.

Талас в Кыргызстане – это в первую очередь историческая и духовная точка. Это родина народного героя Манаса и писателя Чингиза Айтматова. Но в то же время это дотационная область. Здесь не было крупных предприятий. И открытие золоторудного комбината Джеруй превратит регион в один из бюджетообразующих. Компания готова ежегодно перечислять в виде налогов более 45 млн долларов.

Добывать золото на Джеруе российская группа «Альянс» планирует как минимум 15 лет, запасы позволяют. Мельницы запущены. Они будут работать круглосуточно. Мощность до полутора миллионов тонн руды в год, из нее можно получить до 3,5 тонн чистого золота.

«Начало работы имеет действительно важное значение для российско-киргизского экономического сотрудничества. И в целом для дальнейшего укрепления партнерских союзнических отношений между нашими странами», – сказал президент России Владимир Путин.

Российские инвесторы уже вложили 400 млн долларов. 100 миллионов – за лицензию. Они поступили в бюджет Кыргызстана еще в 2015 году.

Джеруй – второе по объемам месторождение республики. Содержит 88 тонны золота и 17 серебра. Обнаружили его в середине прошлого века. Тогда считалось, что драгоценного металла здесь в три раза меньше, чем на другом местном руднике Кумтор, но оно почти на поверхности. В советские годы эти два предприятия должны были стать флагманами экономики, сделать из сельскохозяйственной страны – промышленную. Тогда уже на севере работали фабрики по переработке редкоземельных металлов и урана, а на юге – сурьмы и ртути. По залежам последних страна до сих пор занимает второе место в мире.

«Хочу обратить особое внимание на необходимость соблюдения всех имеющихся экологических требований при разработке месторождения», – заявил президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров.

Вопросы экологии местные жители поднимают постоянно. От хвостохранилища до ближайшего села всего пару километров. Даже в день запуска сельчане ждали президента у месторождения.

«Этих людей можно понять, и мы открыты для взаимодействия. В Таласе есть почтовый ящик, такой же почтовый ящик будет в Сасык-Булаке, и, наверное, здесь, на центральной проходной. Те люди, которые не очень дружат с интернетом, могут написать письмо и положить в почтовый ящик», – сказал пресс-секретарь группы компаний «Альянс» Андрей Румянцев.

Старший технолог Бакыт Мырзалиев, он, кстати, сам житель Таласской области, доказывает, что производство безопасное. Количество цианида в отходах (его используют для вымывания золота из руды) соответствует всем мировым стандартам. К тому же, фабрику и хвостохранилище построили в месте, где меньше всего грунтовых вод.

«При строительстве хвостохранилища мы использовали геомембрану австрийского производства. На хвостохранилище дырок нет. Оно абсолютно герметичное», – пояснил Бакыт Мырзалиев.

«У нас оборудование со всех частей света. С Европы, Австралии, Америки. И наше оборудование позволяет измельчать руду, которая приходит с карьера размером в 60 см до буквально пыли», – рассказывает технолог.

Только после этого начинается добыча золота. Система расходует минимальное количество воды, что тоже важно для экологии. Ее используют многократно, постоянно очищая. Оборудование устанавливали два года. Помогали европейские и японские специалисты.

На территории этой фабрики можно легко разместить два футбольных поля. Чтобы обслужить эти махины-автоматы, сотрудники за день проходят минимум семь километров. Несколько раз поднимаются до 12-го этажа и спускаются вниз. На фабрике уже работает более 500 человек, 90% – кыргызстанцы.

«Наша компания отправляла людей на стажировку в Казахстан поработать на аналогичном оборудовании, не только на мельнице, а на всех участках», – рассказал технолог золотоизвлекательной фабрики Асан Мамырбаев.

Интересно то, что сотни сотрудников комбината драгоценного металла так и не увидят. Раствор, содержащий золото, кстати, внешне – это просто обычная грязь – стекает по трубам под землей в это закрытое здание. Здесь нет окон и только две двери. Сюда могут войти лишь два лаборанта. Они и выпекают золотые слитки.

Все слитки по законам республики компания вывозит на местный аффинажный завод, а после чистое золото будет покупать Национальный банк.

Пустыри вокруг месторождения постепенно стали преображаться. Этот многофункциональный центр Эрнест Ишимов начал развивать шесть лет назад. Здесь есть гостиница, кафе и станция техобслуживания.

«Мой отец здесь прожил где-то 20 лет, и раньше я тоже не понимал, что отца сюда тянет, в этот холод, ветра. Когда я сюда приехал, у нас возникла идея построить здесь комплекс, создать условия для дальнобойщиков, для туристов, организовать, можно сказать, такой оазис в горах», – рассказал предприниматель Эрнест Ишимов.

70% клиентов – это сотрудники Джеруя и компаний, что обслуживают предприятие. Запуск фабрики, считает Эрнест Ишимов, даст новый толчок развитию инфраструктуры региона. Сам бизнесмен уже планирует строить здесь лыжную базу.