От Бехтерева до Сперанского: кто из российских и советских ученых мог бы стать лауреатом Нобелевской премии по медицине?

13:47 15/09/2022
От Бехтерева до Сперанского: Кто из российских и советских ученых мог бы стать лауреатом Нобелевской премии по медицине

Президент России Владимир Путин объявил 2022-2031 годы в России десятилетием науки и технологий. Решение было принято «в целях усиления роли науки и технологии в решении важнейших задач развития общества и страны». Работы наших соотечественников стали неоценимым вкладом в мировую науку и навсегда изменили жизнь человечества.

Особого внимания заслуживают исследования и изобретения россиян в области медицины, благодаря которым врачам всего мира удается ежегодно спасать миллионы жизней. MIR24.TV рассказывает о величайших российских и советских ученых, совершивших такие важные открытия, благодаря которым они могли бы стать лауреатами Нобелевской премии по физиологии и медицине.

В 1901 году престижная Нобелевская премия была вручена впервые. С тех пор она ежегодно вручается за научные открытия, которые принесли самую большую пользу человечеству. Лауреатами премий в разные годы стали 27 наших соотечественников, причем лишь двое из них получили премию по физиологии и медицине.

Первым русским Нобелевским лауреатом стал в 1904 году физиолог Иван Павлов – профессор, академик, создатель науки о высшей нервной деятельности. Наградой он был отмечен за работу в области физиологии пищеварения. А в 1908 году лауреатом этой премии стал биолог, эмбриолог, иммунолог Илья Мечников – за создание теории иммунитета.

Надо ли говорить, что на самом деле десятки, если не сотни российских и советских ученых совершили открытия в области медицины, которые в разные годы принесли неоценимую пользу человечеству. И в наши дни вклад соотечественников в мировую науку ничуть не меньше, чем был в прошлом. Вот что рассказали в интервью корреспонденту MIR24.TV эксперты в области медицины и биологии.

Где Евгений Павловский, а где COVID-19

От Бехтерева до Сперанского: кто из российских и советских ученых мог бы стать лауреатом Нобелевской премии по медицине?
Евгений Никанорович Павловский (1884–1965). Фото: Википедия

«Советский ученый, достойный Нобелевской премии и не получивший ее – это Евгений Никанорович Павловский (1884–1965): биолог, эпидемиолог, создатель теории о природной очаговости болезней. Если бы человечество могло знать о грядущей пандемии коронавируса, его работы высоко оценили бы уже тогда, – говорит санитарный врач, врач-дезинфектолог, врач-организатор здравоохранения Николай Дубинин. – Его теория о природной очаговости инфекционных и паразитарных болезней стала одним из наиболее значительных общебиологических обобщений XX века».

«Особую важность эта теория приобрела через 80 лет, в наши дни, поскольку коронавирус – это также природно-очаговое заболевание, возникшее среди переносчиков и резервуарных хозяев – летучих мышей. А контроль и изучение природных очагов, если бы они были налажены, не позволили бы пандемии начаться столь масштабно и неожиданно», – считает Николай Дубинин.

«После Павловского уже несколько поколений советских и российских ученых работают над проблемой природной очаговости болезней. Возможно, данное направление так и осталось бы просто научным достижением. Но ситуация с коронавирусом все изменила в корне», – говорит эксперт. Таким образом, Нобелевскую премию по медицине заслуживает Евгений Павловский, а также создатели вакцины «Спутник V». И те, и другие исследования, кстати, происходили на базе НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи.

Двухголовые собаки и лучевая диагностика

«Ученый, который достоин Нобелевской премии – это академик РАМН Евгений Николаевич Мешалкин (1916 -1997). Это великий хирург из Новосибирска, – говорит врач, доктор медицинских наук, главный специалист по функциональной диагностике ГКБ им. Виноградова Айтен Сафарова. – Он развил целую школу кардиохирургии. В январе 1950 года он первым в стране выполнил катетеризацию сердца 24-летней пациентке с диагнозом «Боталлов проток». Это положило начало эндоваскулярной хирургии и лучевой диагностики в СССР и в дальнейшем послужило развитию одной из самых крупных научных школ современной Европы».

От Бехтерева до Сперанского: кто из российских и советских ученых мог бы стать лауреатом Нобелевской премии по медицине?
Евгений Николаевич Мешалкин (1916 -1997). Фото: Википедия

В СССР трудился и выдающийся ученый-трансплантолог Владимир Демихов. Многое из того, чего мировая наука добилась только в XXI веке, он осуществил еще в середине XX. В 1937 году, учась на третьем курсе института, он разработал первый в мире протез сердца. Собака, которой Демихов вживил имплант, прожила два часа. Система кровообращения работала, но причиной смерти стало воспаление, которое тогда еще не умели эффективно лечить. Его опыты на собаках привлекали пристальное внимание зарубежных коллег, но в СССР оставались непризнанными.

Двухголовые собаки Демихова вызывали у обывателей подозрение и ужас, а между тем, ученый разработал и воплотил методы трансплантации почек, печени, конечностей, желез внутренней секреции. Уже в начале 50-х он смог заменить сердце животного донорским органом без подключения к искусственному кровообращению.

А также первым в мире разработал и воплотил на практике маммарно-коронарное шунтирование. Однако в поле зрения Нобелевского комитета его достижения так и не попали.

Как идеи русского ученого принесли Нобелевскую премию американцам

От Бехтерева до Сперанского: кто из российских и советских ученых мог бы стать лауреатом Нобелевской премии по медицине?
Алексей Матвеевич Оловников (1936). Фото: Википедия

В 2009 году Нобелевская премия по физиологии и медицине была вручена трем американским исследователям Элизабет Блэкберн, Кэрол Грэйдер и Джеку Шостаку, описавшим важную биологическую проблему теломер – концевых участков хромосом и фермента теломеразы. Однако теоретически механизм этот был предсказан российским биологом-теоретиком Алексеем Матвеевичем Оловниковым в 1971 году, говорит руководитель отдела медицинского обучения Basis Genomic Group, врач- эндокринолог и диетолог Михаил Заботин.

«Ученый являлся также и автором редусомной теории, предполагающей укорочение латеральных молекул ДНК. Технологий, способных ее подтвердить или опровергнуть на практике, на сегодняшний день не существует. Кроме того, он предложил очень смелую концепцию о «луносенсоре» – эпифизе или шишковидной железе. Эпифиз – это биологические часы организма, которые управляют синтезом гормонов гипоталамуса и гипофиза. Алексей Оловников высказал предположение, что эпифиз реагирует на гравитацию Луны, а, следовательно, 28-дневный цикл земного спутника и продолжительность жизни человека определенным образом связаны. Несмотря на то что эта концепция пока не доказана, гормон шишковидной железы мелатонин, представляющий собой регулятор циркадного ритма всех живых организмов, в медицинской практике применяется не только как средство для улучшения сна, иммуномодулятор и антиоксидант, но и как средство антивозрастной медицины. В то же время работы Алексея Оловникова в должной степени не оценены до сих пор, ссылки на его труды в научных статьях встречаются довольно редко», – рассказывает Заботин.

От Бехтерева до Сперанского

На самом деле, в поле зрения Нобелевского комитета достижения отечественных ученых попадали довольно часто. Если изучить архивы комитета по физиологии и медицине, которые, правда, рассекречены не все, а лишь до 1953 года, то выяснится, что многие российские ученые были кандидатами на самую престижную научную премию, но в результате так и не получили ее. Вот только некоторые имена.

Владимир Бехтерев (1857- 1927)

От Бехтерева до Сперанского: кто из российских и советских ученых мог бы стать лауреатом Нобелевской премии по медицине?Фото: Википедия

Выдающийся российский психиатр, основоположник рефлексологии и психопатологии как научного направления. В 1907 году Бехтерев основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт – первый в мире научный центр по комплексному изучению психологии, психиатрии и неврологии.

Выдвигался на Нобелевскую премию в 1912, 1914 и 1925 годах, но ни разу так и не получил необходимого количества голосов членов Нобелевского комитета по медицине и физиологии.

Василий Разумовский (1857-1935)

От Бехтерева до Сперанского: кто из российских и советских ученых мог бы стать лауреатом Нобелевской премии по медицине?Фото: Википедия

Российский и советский хирург с мировым именем, автор около 150 научных работ. В период русско-японской войны руководил работой военно-полевого госпиталя. Был основателем и первым ректором Саратовского государственного университета, ректором Тбилисского государственного университета и первым ректором Бакинского государственного университета. Также Разумовский был крупным публицистом и историком. Добрая треть всех его работ посвящена истории хирургии и медицины в целом.

Выдвигался на Нобелевскую премию по медицине и физиологии в 1914 году.

Александр Максимов (1874-1928)

От Бехтерева до Сперанского: кто из российских и советских ученых мог бы стать лауреатом Нобелевской премии по медицине?Фото: Википедия

Российский и американский ученый, гистолог и эмбриолог, член-корреспондент РАН, впоследствии – профессор Чикагского университета. Среди достижений ученого – разработка гипотезы о существовании полибластов (особый тип клеток соединительной ткани), научное обоснование теории кроветворения, введение понятия «стволовые клетки», работы в области гистогенеза (процессов, обеспечивающих восстановление и регенерацию тканей). Эти достижения до сих пор служат базой для развития клеточной биологии и регенеративной медицины.

Номинировался на Нобелевскую премию в 1918 году за «работы в области гистогенеза плаценты, гистогенеза соединительных тканей во время воспалительных процессов и работы в области кроветворения». В 1922 году вместе с семьей вынужден был бежать из России по льду Финского залива, перебрался в США, где занял должность профессора кафедры анатомии и главы лаборатории экспериментального исследования тканей Чикагского университета.

Василий Кедровский (1865-1937)

От Бехтерева до Сперанского: кто из российских и советских ученых мог бы стать лауреатом Нобелевской премии по медицине?Фото: Википедия

Российский и советский бактериолог и патологоанатом. Основные научные работы посвящены микробиологии, эпидемиологии и патологической анатомии проказы и туберкулеза. Ученый впервые показал возможность получения чистой культуры проказы, вызвал экспериментальную проказу выделенным им микробом, обосновал ее эпидемиологию. Изучал изменчивость микробов и доказал, что их состояние зависит от условий окружающей среды, в которой они находятся.

Выдвигался на получение Нобелевской премии в 1933 году.

Алексей Сперанский (1887-1961).

От Бехтерева до Сперанского: кто из российских и советских ученых мог бы стать лауреатом Нобелевской премии по медицине?
Фото: Википедия

Российский и советский патофизиолог, академик АН СССР и Академии медицинских наук. Его основные труды посвящены роли нервной системы в развитии различных патологических процессов в организме. Сперанский выявил общие закономерности и особенности течения нервных дистрофий, установил роль нервной системы в процессах выздоровления.

Выдвигался на Нобелевскую премию восемь раз: дважды в 1934 году и шесть раз в 1936 году.

Петр Лазарев (1878-1942).

От Бехтерева до Сперанского: кто из российских и советских ученых мог бы стать лауреатом Нобелевской премии по медицине?Фото: Википедия

Русский и советский физик, биофизик и геофизик, педагог, академик АН СССР. Лазарев вошел не только в историю медицины, он написал несколько работ, связанных с исследованием Курской магнитной аномалии, а также занимался исследованиями океанических течений. Ученый исследовал процесс физиологической адаптации органов чувств (зрения, слуха, вкуса и обоняния) к действующим на них раздражителям. И создал физико-химическую теорию возбуждения.

За эту работу он был номинирован на Нобелевскую премию по медицине в 1934 году.. А всего за три года до этого в марте 1931 года Лазарев был арестован и осенью того же года отправлен в ссылку в Свердловск. В столицу вернулся благодаря ходатайствам коллег в 1932 году, но до конца жизни критиковался в СССР за «лженаучные теории».

Николай Аничков (1885-1964)

От Бехтерева до Сперанского: кто из российских и советских ученых мог бы стать лауреатом Нобелевской премии по медицине?Фото: Википедия

Русский и советский исследователь, доктор медицинских наук, профессор, академик АН СССР, президент АМН СССР, генерал-лейтенант медицинской службы, член девяти зарубежных научных академий и научных обществ.

Аничков впервые доказал, что в основе атеросклеротических поражений артерий лежит проникновение холестерина в стенку сосуда. Ученый подробно проследил и изучил стадии развития, прогресса и регресса атеросклеротических бляшек. Это достижение признано в США одним из десяти важнейших открытий в медицине. Начиная с 2007 года Европейское общество по изучению атеросклероза (The European Atherosclerosis Society) ежегодно вручает престижную Аничковскую премию за выдающиеся исследования в области атеросклероза: бронзовую медаль с изображением Николая Аничкова и чек на 10 тысяч евро.

Николай Аничков выдвигался на Нобелевскую премию в 1937 году.

Сергей Костычев (1877- 1931)

От Бехтерева до Сперанского: кто из российских и советских ученых мог бы стать лауреатом Нобелевской премии по медицине?Фото: Википедия

Российский и советский физиолог, биохимик и микробиолог, академик РАН, основатель и первый директор ВНИИ сельскохозяйственной микробиологии. Автор физиолого-химических исследований, посвященных дыханию растений и фотосинтезу. Сергею Костычеву принадлежат труды по физиологии и биохимии микроорганизмов.

Выдвигался на получение Нобелевской премии в 1929 году.

Александр Гурвич (1874-1954)

От Бехтерева до Сперанского: кто из российских и советских ученых мог бы стать лауреатом Нобелевской премии по медицине?Фото: Википедия

Российский и советский биолог, автор трудов по цитологии, эмбриологии, биофизике, теоретической биологии. Открыл сверхслабые излучения живых систем (митогенетическое излучение), стимулирующее деление клеток (митоз). И создал концепцию морфогенетического поля (биополя). Понятие биологического поля, введенное Гурвичем, вошло в мировую биологию.

Номинировался на Нобелевскую премию по физиологии и медицине несколько раз: в 1932, 1933 и 1934 годах.

Владимир Энгельгардт (1894-1984)

От Бехтерева до Сперанского: кто из российских и советских ученых мог бы стать лауреатом Нобелевской премии по медицине?Фото: Википедия

Советский биохимик, специалист в области молекулярной биологии, академик АН СССР и АМН СССР. Исследователь изучал процессы дыхания клетки, баланс фосфорной кислоты в эритроцитах, исследовал мышечную ткань. Работы Энгельгардта легли в основу теории и практики консервирования крови, труды по соотношению дыхания и брожения нашли применение в микробиологии, в промышленности, использующей процессы брожения, в медицинской практике. С 1960 года Владимир Энгельгардт занимался изучением биосинтеза белка.

Выдвигался на получение Нобелевской премии в 1946 году.

Милица Любимова-Энгельгардт (1898-1975)

От Бехтерева до Сперанского: кто из российских и советских ученых мог бы стать лауреатом Нобелевской премии по медицине?Фото: Википедия

Советский ученый-биохимик, профессор, доктор биологических наук. Жена и многолетний сотрудник Владимира Энгельгардта. Ей принадлежат исследования в области деятельности мышц, в том числе она доказала, что белок миозин (основная составляющая мышц) обладает еще и свойствами фермента. Он способствует расщеплению аденозинтрифосфорной кислоты, а выделяемая при этом энергия используется для сокращения мышц.

Номинировалась на Нобелевскую премию вместе с мужем в 1946 году.

Владимир Петрович Филатов (1875-1956)

От Бехтерева до Сперанского: кто из российских и советских ученых мог бы стать лауреатом Нобелевской премии по медицине?Фото: Википедия

Советский офтальмолог, хирург и изобретатель, академик АМН СССР, доктор медицины, профессор. Разработал метод пересадки роговицы, при котором в качестве пересадочного материала выступает донорская роговица. А также предложил собственные методы лечения глаукомы и трахомы, изобрел много оригинальных офтальмологических инструментов, создал учение о биогенных стимуляторах и разработал методы тканевой терапии, которая и сейчас широко применяется в медицине.

Номинировался на получение Нобелевской премии в 1950 году.

Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (1900-1981)

От Бехтерева до Сперанского: кто из российских и советских ученых мог бы стать лауреатом Нобелевской премии по медицине?Фото: Википедия

Советский биолог, генетик, доктор биологических наук. Основные направления исследований: радиационная генетика, популяционная генетика, проблемы микроэволюции. Доказал, что единичная мутация может вызывать множественные изменения во внешнем облике организма.

В 1925 году Николай Тимофеев-Ресовский с супругой переехал на работу в Берлин, где совместно с будущим лауреатом Нобелевской премии Максом Дельбрюком создал первую биофизическую модель структуры гена и предложил возможные способы его изменения. Остался работать в Германии. В 1945 году был захвачен оперативной группой НКВД в Берлине и перевезен в Москву. В 1946 году обвинен в измене родине и приговорен к десяти годам заключения, судимость была снята в 1955 году. После этого ученый работал в Институте медико-биологических проблем в Москве.

Выдвигался на получение Нобелевской премии в 1950 году.