Герои в белых халатах: как хирурги провели операцию на сердце в горящем кардиоцентре
18:59 04/04/2021Даже в XXI веке многое решают не высокие технологии, а человеческие поступки. Фантастическая история из Благовещенска. В пятницу хирурги местного кардиоцентра провели операцию на открытом сердце, пока в здании бушевал пожар. Как это было, рассказывает корреспондент «МИР 24» Дмитрий Барбаш.
Это видео снято из окна кардиоцентра. Пока хирурги делают сложнейшую операцию на сердце, пожарные проливают крышу. Когда врачам только сообщили о возгорании, они не поверили.
«Мы, естественно, отреагировали в шуточной форме, первое апреля, говорим, было вчера. Не смешно, еще никаких признаков не было. Пожар был на крыше, а мы на первом этаже», – рассказал сердечно-сосудистый хирург, заведующий кардиологическим хирургическим отделением Валентин Филатов.
Пожар в клинике кардиохирургии начался в половину восьмого утра по московскому времени. Огонь охватил полторы тысячи квадратных метров. Началась эвакуация больных, но всех вывести из горящего здания было невозможно.
В тот момент одному из пациентов проводили аортокоронарное шунтирование. Хирургическое вмешательство, которое помогает восстановить кровоток в артериях сердца. И такую операцию нельзя остановить. Можно только закончить.
«Любая паника ведет к хирургическим ошибкам. Цель – сохранить жизнь пациента. Зашить грудную клетку на фоне работающего искусственного кровообращения, это просто невозможно. Это летальный исход», – пояснил член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор Сергей Готье.
«Влажные простыни были под двери положены. И у нас атмосфера сохранялась относительно стабильная, без задымления», – рассказал заведующий отделением анестезиологии и реанимации Виктор Никитин.
Оперирующим хирургом за столом был Валентин Филатов. Заведующий кардиохирургическим отделением в этой больнице работает четыре года. Выпускник Амурской государственной медицинской академии, как и его коллеги, с такой ситуацией столкнулся впервые.
«Отключилась электроэнергия. Потух свет. Но аппаратура у нас работала в прежнем режиме. Единственное, из-за того, что у нас централизованная подача кислорода, ее по безопасности отключили. И пришлось экстренно переключиться на баллоны», – рассказал Валентин Филатов.
В этой бригаде много молодых медиков. Анестезиолог-реаниматолог Станислав Фукс работает третий год. Тоже закончил Амурскую государственную медицинскую академию.
«Пожарные очень помогли нам. Попросил респираторы, баллоны, что у них есть. Чувствовался уже запах гари. Если у нас выйдет из строя хирург, некому будет доделывать операцию», – рассказал он.
Операция длилась четыре часа пять минут. Прошла успешно. На улице спасенного дважды пациента ждал реанимобиль.
«Это, безусловно, поступок, достойный клятвы Гиппократа, которую каждый из нас произносит раз в жизни, и мы от нее никогда не отступаем. Это для врачей понятно, и я убежден, что 99,9999 процента поступили бы именно так. Самое главное, чтобы больной был жив, а врачи соответствующим образом не зазнавались», – сказал академик РАН и РАМН, главный внештатный специалист сердечно-сосудистый хирург Минздрава России Лео Бокерия.
«Это, я считаю, подвиг. И, конечно, этот подвиг должен быть отмечен правительственной наградой. В последнее время много подвигов у медиков, и приятно, что мы свои честь и достоинство не теряем», – отметил президент Национальной медицинской палаты, доктор медицинских наук Леонид Рошаль.
Все это время, пока пожарные тушили огонь, а врачи делали шунтирование, рядом с клиникой был Александр Сафронов, приемный сын того самого пациента, что лежал на операционном столе.
В своем Instagram губернатор Амурской области Василий Орлов выложил список всех, кто участвовал в операции. Это хирурги Александр Филиппов и Валентин Филатов, анестезиологи-реаниматологи Виктор Никитин и Станислав Фукс, перфузиолог Георгий Кондратов, медицинские сестры Анжелика Хорсак и Елена Андриевская, санитарка Ирина Хангану.
Врачей сгоревшей клиники распределят по областным больницам. Вернуться в ту самую операционную хирург Валентин Филатов и его команда смогут не раньше, чем через несколько лет. Реставрация здания, которое является еще и объектом культурного наследия, начнется только через год.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе