Долговая драма развернулась на этой неделе в Кыргызстане. В здание сельской управы в Чуйской области ворвалась группа женщин с требованием списать долги по кредитам. Чем же все это закончилось, рассказывает корреспондент «МИР 24» Майя Смехова.
Несколько дней назад из дома, где Асель Надирова живет с сыном и сестрой-инвалидом, судебные приставы вынесли всю мебель и вещи. Ее мать несколько лет назад в тайне от дочерей взяла микрокредит под залог дома – пять тысяч долларов. Несмотря на ставку 30% годовых, исправно платила каждый месяц. Пока у женщины не случился инфаркт.
«Я про всю эту ситуацию узнала, когда дом был продан с аукциона. В итоге получилось, что у нас сроки давности все истекли, мы не можем это обжаловать. Осенью прошлого года я узнала, что на момент смерти мамы дом принадлежал другим людям, мы никто», – пожаловалась Асель Надирова.
Историй, похожих на эту, в Кыргызстане немало. Сил и терпения на долгие судебные разбирательства хватает не всем. В этот четверг десяток женщин, вооружившись бутылками с бензином и газовым баллоном, ворвались в здание одной из сельских управ. Грозили самосожжением и требовали встречи с премьер-министром.
«Нас не 10-15 человек, мы представляем всех кыргызстанцев, которые страдают от кредитов. Нам надоело платить огромные проценты, у нас в стране самые высокие проценты», – заявила участница протеста.
«Пусть все кредиты пересмотрят. В других странах в период пандемии это сделали. Пусть в Кыргызстане дают кредиты под 3% годовых. Сейчас под низкие проценты дают только чиновникам, банкирам, а простым людям – под высокие», –добавила еще одна протестующая Гульшах Исакова.
Переговоры с милицией и с местными властями продолжались около девяти часов. Пока не приехал вице-премьер-министр страны Улукбек Кармышаков.
«Мы могли бы штурмовать здание по статье «захват государственного учреждения». Но руководство страны отправило провести мирные переговоры. Простить все долги за раз, такой возможности у государства нет. Идут переговоры с государственным национальным банком, ищем пути решения», – сказал он.
Это ЧП будто разделило общество. Одни считают, что заемщики сами виноваты. Понабрали кредитов, а платить не хотят. Простить долг – значит создать опасный прецедент. Другие сочувствуют женщинам.
«Человек рассчитывал на одни возможности, но пандемия, никто не ожидал. Закрылись предприятия, потерялись рабочие места. Дети, которых нужно кормить и обучать, вся эта нагрузка на женщине, здесь еще кредит», – сказала депутат Жогорку Кенеша Наталья Никитенко.
«Было рекомендовано всем финансово-кредитным организациям предоставить отсрочку заемщикам не менее чем на три месяца по всем платежам, по кредитам, при этом не ухудшая их кредитную историю. Этим же постановлением было запрещено финансово-кредитным организациям начислять штрафные санкции за ненадлежащее или несвоевременное исполнение обязательств по кредитам, а также взымать комиссии за пересмотр графиков», – пояснил начальник отдела по защите прав потребителей Нацбанка Кыргызстана Мирлан Майтпасов.
Сегодня у микрокредитных организаций более 260 тысяч клиентов. У 13 тысяч платежи просрочены более чем на месяц. Заем в микрофинансовой компании получить гораздо проще, чем в банке, но и проценты в разы выше
«Необходимо провести целый ряд больших, глобальных, комплексных мероприятий. Только после этого будет эффект. Но сейчас, к сожалению, когда уровень инфляции около 10%, девальвация сома около 20%, это крайне сложно», – отметил экономист Алмаз Сарыбаев.
В субботу заемщики вышли на митинг к Дому правительства. В акции участвовало около 50 человек. Основные требования: снижение процентных ставок, запрет на изъятие единственного жилья и предоставление отсрочки по кредитам.
«Нынешняя политика кредитных организаций – это издевательство над людьми. У этих женщин по 40%, по 50% ставки, это беспредел», – заявил участник митинга, финансист Абдумалик Кудайбердиев.
В это время внутри Дома правительства – встреча премьер-министра с женщинами, которые угрожали самосожжением. СМИ не пригласили. Об итогах рассказала одна из участниц.
«И вот он всех оставил, сказал, что это острый вопрос, мы должны решить. Это уже хорошо, хотя он мог сказать: «Это такой тяжелый вопрос, это надо годами решать». Как всегда нам поют. Вот поэтому мы так сделали, эти женщины пошли со мной. Мы хотим, чтобы наш Кыргызстан развивался», – рассказала Гульшах Исакова.
Во время захвата здания сельской управы женщины были в черных платках, в знак траура. А со встречи с премьером вышли уже в белых. С надеждой на светлое будущее.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе