«Таинство – это не таблетка от всех проблем»: что такое соборование и зачем в нем участвовать?
10:28 20/04/2021Сейчас у всех православных верующих особое время – Великий пост, который продлится еще почти две недели. В течение Великого поста в православных храмах совершается таинство соборования. Что это такое, всем ли верующим надо в нем участвовать и как к нему готовиться, рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» клирик Ильинского кафедрального собора г. Архангельска священник Павел Бибин.
– Отец Павел, расскажите пожалуйста, в чем главный смысл таинства соборования?
Павел Бибин: Суть соборования выражена в словах Священного писания из послания Иакова, в которых говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне». Между прочим, изначальное название этого таинства – елеосвящение, то есть освящение святого елея. А соборованием его стали называть потому, что оно совершается в собрании пресвитеров – старших в церкви.
Соборование совершается тогда, когда церковный человек, кто-то в общине, серьезно заболевает, и человеческих сил для того, чтобы справиться с болезнью, не хватает. И нужно сделать какое-то особое духовное усилие, для чего и собираются семь пресвитеров. Число семь – символ полноты – в данном случае условно: имеется в виду, что собраться должны все священники этой общины и помолиться за человека, жизни которого угрожает опасность.
– И что, это всерьез помогает?
П.Б.: Да, как правило, исцеляет. Тому есть примеры. Даже если собиралось не семь, а один-два пресвитера, но при этом еще и церковная община или даже ее часть – человек исцелялся от серьезных проявлений редких болезней, когда медицина помочь уже не могла – и возможности организма, а иногда и финансы, были исчерпаны.
– Как и когда совершается таинство соборования? Есть ли какие-то общецерковные нормы или принципы, правила?
П.Б.: Оно совершается только в случае крайней необходимости. Но в церковную культуру вошла практика, когда люди стали собороваться постами. Эта традиция достаточно поздняя, она укоренилась к XIX – началу ХХ века.
Люди стали участвовать в главном таинстве – евхаристии, таинстве благодарения – очень редко, всего раз в год. И чтобы чаще чувствовать приобщенность к благодати Божьей, стали стремиться за Великий пост успеть и исповедоваться, и причаститься, и собороваться. И сейчас соборуют в основном постом. Но вообще соборовать можно в любой день, это никак с постом не связано.
– То есть собороваться стали просто для профилактики?
П.Б.: В Священном писании есть загадочные слова, что человеку, о котором помолится собрание старейшин церкви, «простится всякое согрешение». И народное сознание трактовало их так, что в таинстве соборования в принципе человеку прощаются все грехи. И сейчас часто ходят на соборование не для того, чтобы исцелиться, а чтобы получить прощение грехов, ведомых и неведомых, то есть очиститься: вдруг на исповеди что-то утаил или забыл.
Смысл таинства стал изменяться и его современное понимание с изначальным таинством соборования почти не связано. Акцент сместился в сторону покаяния, понятого специфически, очень потребительски, я бы даже сказал магически, то есть в самом худшем варианте.
– Мы иногда видим опасливое отношение к соборованию: мол, соборуют перед смертью. Есть ли на самом деле такая связь?
П.Б.: Опять же это такой перевертыш. Изначально соборование было связано с тем, чтобы человека избавить от смерти, когда он серьезно болен. Его нужно соборовать, чтобы вернуть к жизни, а не выписать ему путевку в жизнь вечную. Это церковное ходатайство, чтобы дать человеку возможность еще пожить в общине, а значит – послужить Богу, успеть еще сделать что-то доброе в своей жизни.
Перед смертью в нормальном случае человеку надо помочь исповедоваться и причаститься, но собороваться перед смертью я никакого смысла не вижу. Когда меня зовут кого-то из сильно престарелых людей соборовать и при этом не просят исповеди и причастия, меня это всегда удивляет, и я предлагаю все-таки второе.
– Кому нужно и полезно приступать к этому таинству? Уместно ли участие детей?
П.Б.: Полезно приступать к этому таинству всем, но только тогда, как я уже сказал, когда в этом есть крайняя необходимость. Без этого может быть профанация.
Таинство – это все-таки не таблетка от всех проблем, нельзя все время сваливать ответственность на кого-то: на Бога, на церковь. Некоторые говорят: ой, я за пост пять раз соборовалась, такая благодать: читают Писание семь раз, помазывают человека освященным маслом семь раз – как хорошо, какая красота! Евангелие еще на голову в конце положат. То есть люди просто ходят собороваться, как бы запасая благодать впрок.
В итоге соборование «девальвируется». Но то же ведь можно сказать и про другие таинства: из евхаристии сделали фактически молебен с причастием, из покаяния – психологические беседы, из крещения – обряд из серии «хуже не будет». Хотя все эти церковные таинства означают очень серьезные события в жизни человека, которые совершаются Божьей любовью и человеческой верой.
Фото: ТАСС
Взять соборование: человек умирал – и вернулся к жизни. Это же событие! Нельзя превратить это в обыденность – пять раз за месяц на всякий случай.
Самая большая проблема в том, что к таинствам начали относиться потребительски. Само название богослужебного сборника – «Требник» – заставляет об этом задуматься. Нельзя к таинствам церкви относиться потребительски, и церковь не должна торговать таинствами, благодатью. Но для того, чтобы всерьез об этом говорить, а не критиканствовать, должна быть нормальная община людей, которые друг за друга отвечают, вместе стараются жить по-христиански и дома, и на работе, и в храме. Это совсем не то же, что набрать семь священников, которых ты первый и последний раз в жизни видишь, и пригласить их к себе домой.
– Есть ли обстоятельства, при которых нельзя собороваться?
П.Б.: Без веры во Христа нельзя ни в коем случае. Если есть магическое отношение – ожидание, что все произойдет само собой, если только исполнишь обряд – то не надо собороваться.
– Нужно ли как-то подготовиться, и как это сделать?
П.Б.: Готовиться к соборованию нужно. Человек, ради которого оно совершается, должен все зависящее от себя, чтобы исцелиться от болезни, сделать прежде, чем просить церковь сугубо помолиться за него.
Но главная подготовка к соборованию заключается в том, чтобы жить церковно, то есть соборно – любить свое церковное собрание, быть в дружестве с людьми и Богом. Это как раз то, чего не хватает на сегодняшний день практически во всех церковных таинствах: личностности и соборности. А это таинство даже называется «соборование».
И сегодня есть необходимость в том, чтобы возвращать ему изначальное значение, восстанавливать качество, осмысленность и действенность таинства, что зависит в том числе от отношения и подготовки к нему.
Читайте также: