«Не стреляй!» – хочется крикнуть и вжаться в кресло, но зрители молчат, только вздрагивают периодически…
В Российском Академическом Молодежном Театре в рамках проекта «Повести Белкина» ученик Сергея Женовача Егор Равинский на сцене Белого зала поставил спектакль «Выстрел» по одноименной повести А.С. Пушкина. Всего два ряда для зрителей, маленькое уютное помещение с белыми кирпичными стенами создают особую камерную обстановку.
Все действие разворачивается как на ладони, но тем не менее переносит нас во времена классика – автора произведения, оставляя при этом и в современности, что подчеркивает достаточно быстрый темпоритм постановки. Зритель почти все время находится в напряжении. И чем дальше – тем больше, особенно после того, как прозвучит первый выстрел Сильвио. Так что скучать тут точно не придется ни подростку, который пришел визуализировать школьную программу, ни его родителям, ни даже бабушке с дедушкой. Первому, скорее всего, понравятся динамика и юношеский напор и максимализм, а последним – отсутствие сомнительных творческих ноу-хау, которыми пестрит современный театральный мир. Это действительно классика, которая звучит сегодня со сцены весьма современно.
«Выстрел» – первая повесть цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», которая рассказывает о необычной дуэли, продолжавшейся пять лет. Противники граф (Виктор Панченко) и Сильвио (Алексей Веселкин-ст.) – два антипода, обладающие совершенно разными характерами.
В первом поединке моральным победителем оказывается граф, чем вызывает раздражение и бешенство противника. Во втором – Сильвио. Именно по этому выстрелу повесть и получила свое название. Сильвио не только побеждает графа, он убивает в себе мстителя.
Зеркала на стенах, балетный станок, бутылки, четыре молодых гусара, среди которых и рассказчик – Белкин (Алексей Веселкин-мл.). Он говорит со зрителем просто, с глазу на глаз в прямом смысле слова и невольно заставляет задуматься о юношеском максимализме и цене человеческой жизни. Все внимание сосредоточено на актерской мимике, но и костюмы, и декорации создают особый антураж, напоминая нам о временах Пушкина. Но больше всего, пожалуй, запоминаются спецэффекты, разработанные Павлом Горбуновым, которые буквально заставляют зрителей подпрыгивать на месте – очень уж громкими оказываются звуки, то ли это из-за своеобразной акустики, то ли действительно они так звучат, но это, пожалуй, единственное, что нарушает камерность постановки. В самые напряженные моменты хочется крикнуть: «Не стреляй!» и вжаться в кресло, но зрители молчат, только вздрагивают периодически…
Отдельно хочется отметить работу хореографа Дмитрия Бурукина. Пластические этюды, которые воплощают действующие лица, по-настоящему смешны и задают особый настрой. С первых секунд спектакля понимаешь, что станешь свидетелем чего-то интересного…
Но веселью гусаров противопоставляется мрачность Сильвио. И этот персонаж становится таинственной фигурой, разгадать которую поможет Белкин, но не сразу. Молодость и зрелость чувствуются тут особенно ярко еще и благодаря тому, что роль этих персонажей исполняют отец и сын – Алексей Веселкин-ст. и Алексей Веселкин-мл.
Спектакль легкий, в меру веселый, с хорошими добротными шутками, но это не мешает задуматься о чем-то важном. И не зря сам режиссер Егор Равинский задается вопросом: «Где та грань, за которой храбрость обращается в легкомыслие? И если в тебе достаточно мужества равнодушно играть собственной̆ судьбой̆, хватит ли его, чтобы забрать жизнь другого человека?» И на этот вопрос предстоит ответить каждому, кто услышит оглушительный «Выстрел» в РАМТе.
Подробнее в сюжете: Театр
- Иммерсивный спектакль по мотивам пушкинского «Моцарта и Сальери» показали в Русском доме Еревана
- Новая «Снегурочка» в Большом театре: чем удивит зрителей хореографическая сказка от балета «Кострома»?
- Премьера Мариинского театра Владимира Шклярова похоронили в Санкт-Петербурге: с ним попрощались овациями