«Позволит окончательно закрыть вопрос русского языка»: чем чреват закон о коренных народах Украины?
В среду, 2 июня, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала «циничным неприкрытым нацизмом» законопроект «О коренных народах Украины», внесенный на рассмотрение Верховной рады президентом Владимиром Зеленским и вычеркивающий из списка коренных народов самое многочисленное меньшинство в стране – русских.
«Это не только культурный, языковой геноцид, это еще и неприкрытая, насильственная украинизация всех национальностей и народов, проживающих на территории Украины, – заявила Матвиенко на заседании верхней палаты российского парламента. – Предлагаю дать поручение комитету Совета Федерации по международным делам направить обращения во все международные организации с просьбой обратить внимание на такой циничный неприкрытый нацизм, который получает уродливое развитие на Украине».
Украинский лидер внес в Верховную раду законопроект «О коренных народах Украины» 18 мая. Документ вызвал неоднозначную реакцию – дело в том, что к коренным народам страны он относит только «автохтонные народы Крыма»: караимов, крымчаков и крымских татар. Те, кто причисляют себя к этим национальностям, получают возможность говорить и учиться на родном языке, открывать в соответствии с украинским законодательством органы самоуправления, СМИ и школы.
При этом, по данным всеукраинской переписи населения, которая была проведена в 2001 году, на Украине насчитали 77,8% украинцев, 17,3% русских, 0,6% белорусов, 0,5% молдаван, 0,5% крымских татар, 0,4% болгар, 0,3% венгров, 0,3% румын, 0,3% поляков, 0,2% евреев, 0,2% армян, 0,2% греков, 0,2% татар и 1,2% представителей других национальностей. Если вычесть все народы, которые имеют собственное государственное образование за пределами страны, то из списка коренных жителей вычеркивается абсолютное большинство, а именно русские, болгары, венгры, румыны, поляки, евреи, армяне и греки.
Как уточняется в пояснительной записке, коренным народам предоставляется право на полное владение всеми правами человека и основными свободами, изложенными в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека и других международных договорах. Им гарантируется «правовая защита от любых действий, направленных на лишение признаков этнической принадлежности и целостности как самобытных народов; лишение культурных ценностей; выселения или принудительное перемещение из мест компактного проживания в любой форме; принудительную ассимиляцию или принудительную интеграцию в любой форме; поощрение или разжигание расовой, этнической или религиозной ненависти, направленной против них». Гарантируются ли все эти права другим национальным меньшинствам, исторически проживающим не территории современной Украины, не уточняется.
С одной стороны, законопроект направлен на укрепление связей с ушедшим Крымом, который на Украине считают оккупированным, с другой – является инструментом для продолжающейся дерусификации страны. По мнению социолога Евгения Копатько, Владимир Зеленский с этой задачей справляется даже лучше, чем его предшественник Петр Порошенко.
«Трагедия на Украине гораздо глубже, и процесс дерусификации идет гораздо дольше, чем кажется многим экспертам, просто он ускорился, – говорит Копатько. – Русский язык запрещен для обучения, если раньше в 500 школах из 16 тысяч обучали русскому языку, то сейчас этого нет совсем. Второе – из бытовой жизни, общения русский язык тоже вытесняется. Этот закон позволит окончательно закрыть вопрос русского языка на Украине, причем в очень короткий исторический период».
По данным социолога, сопротивления этому процессу внутри страны нет, о чем свидетельствуют опросы, которые проводятся на Украине. Если до 2014 года большинство украинцев выступали за два государственных языка – украинский и русский, то сегодня большинство людей голосуют только за украинский.
Отметим, что, по данным всеукраинской переписи населения 2001 года, 29,6% жителей страны назвали русский язык – родным. Исследование, проведенное Украинским центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова (УЦЭПИ), показало, что в 2011 году 61% опрошенных граждан Украины считали родным украинский язык, 36% – русский язык, 2% – другие языки.
Пока Украина стремится к моноязычности, европейские социологи отмечают, что социальное и индивидуальное многоязычие в настоящее время является нормой в большинстве регионов мира. Несмотря на то что во второй половине XX века в европейских странах преобладала идеология «одна нация, один язык», всплески миграции в последние десятилетия в сочетании с виртуальной мобильностью создали «сверхразнообразные» условия в большинстве европейских обществ, замечают в своем исследовании ученые Жоана Дуарте, Эдуардо Гарсиа-Хименес и Сара МакМонагл. Исследователи отмечают, в мире произошел «многоязычный поворот в языковом образовании», что свидетельствует о росте альтернативных подходов к моноязычной идеологии. Кроме того, ученые уверены, что новая парадигма ставит под сомнение одноязычную предвзятость и такие понятия как «носитель языка», делая тем самым многоязычие современным трендом.
Историк и политолог, президент Фонда исторической перспективы и член Общественной палаты РФ Наталия Нарочницкая считает, что законопроект «О коренных народах Украины» продвигается под давлением организации, которая в России была запрещена в 2016 году как экстремистская.
В свою очередь, украинский политолог, руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко в интервью порталу «МИР 24» заявил, что вопрос о принятии закона о коренных народах стоит давно, еще со времен второго президента Украины Леонида Кучмы, и нынешний законопроект не вызвал никакого резонанса внутри страны.
«Разработку этого законопроекта активно поддерживали представители крымских татар и организаций национальных меньшинств, которые претендуют на этот статус. К другим народам этот закон не имеет никакого отношения, – утверждает Фесенко. – Речь идет о закреплении их права на территорию проживания. У нас никаких дискуссий на эту тему нет вообще, нет никакой острой темы и полемики внутри Украины. Я думаю, что эта тема представляется кому-то острой за пределами Украины. По поводу коренных народов – надо учитывать контекст самого термина, кто считается «коренным народом»? Есть международный контекст, согласно которому коренные народы – это люди, которые живут в рамках определенной экологической ниши в единстве с ней. Это прежде всего различные племена. В Украине статус коренного народа в силу определенных исторических причин получили крымские татары, караимы, крымчаки – те народы, которые подверглись репрессиям в Советском Союзе и у которых нет другой исторической родины».