«Lё Тартюф. Комедия» в Театре на Таганке: смысл надо искать не в словах, а в мизансценах
14:38 04/06/2021Для них нет ничего святого!
Все спорят, все орут.
Почтенья нет ни в ком.
Да это не семья, а сумасшедший дом.
В Театре на Таганке премьера спектакля Юрия Муравицкого «Lё Тартюф. Комедия». Яркий, взбалмошный, оригинальный, современный… Эпитеты можно подбирать бесконечно, но не ищите здесь ничего традиционного, это уже совсем новый, какой-то другой театр. Абсолютно сумасшедший, но вместе с тем такой правдивый – как сама жизнь. Без штампов. Артисты разрушают не только привычное восприятие текста Мольера, но и «четвертую стену» между зрителями и сценой. Так что любителям классического прочтения сюда, пожалуй, вход воспрещен. Впрочем, сегодня в постоянно меняющемся и динамическом мире удивить кого-то трудно, но у Юрия Муравицкого это получается – тонко, изысканно, вкусно.
Декораций на сцене почти нет. Действие разворачивается в пустом белом объемном пространстве. Как в сумасшедшем доме. И лишь усиливает эффект: позволяет не отвлекаться на детали и воспринимать все происходящее как белый лист. И вот он первый «звоночек» – неважно, в какое время и в каком месте все происходит, важно лишь, что именно и как. У каждого актера своя пластика, которая характеризует персонажа гораздо больше, чем слова. А белые лица с прорисованной мимикой напоминают маски. Не так ли и в жизни люди надевают на себя маски и усиленно прячут то, что внутри? Какой-то прям мир Зазеркалья. Не хватает только Чеширского кота и Алисы.
Текст со сцены звучит настолько оригинально и непривычно, что требует долгого вслушивания и привыкания. Поначалу даже возникают опасения, что ближайшие два с половиной часа ты так и не поймешь ничего. Но нет! Позже осознаешь, что это сделано намеренно, ибо часто люди так и общаются между собой, совершенно не слыша друг друга и не понимая, о чем говорит другой. А действия персонажей и картинка в целом оказываются намного красноречивее, чем слова.
«В тихом омуте полным полно чертей».
Одна говорит нараспев, другая читает рэп, а еще тут поют песни Майкла Джексона и мастерски играют словами: «столПОВТорение – столПОТВорение», преемник – актер берет в руки приемник, из которого доносятся слова диктора новостей, а герой метко подмечает, что мир как навозная куча. И это, пожалуй, тот самый случай, когда форма спектакля интереснее глубинного смысла текста. Впрочем, главная идея пьесы все же тут сохраняется. Это едкая сатира на лицемерие.
Семья Оргон попадает под влияние обманщика, скрывающегося под личиной праведника. Он играет по своим правилам, но притворяется благочестивым. А господин Оргон, слепо доверившись ему, не только обещает выдать замуж за него свою дочь, но и отписывает ему все свое состояние.
Вот так и мы живем: падкие на лесть, часто не замечаем, как обстоят дела в реальности. И абсолютно так же не понимаем и не хотим понимать, кто и что говорит. Верим обманщикам, прячем свое истинное лицо, примеряя на себя различные роли и прячемся за всякой «мишурой» (одежда, косметика, маска, фальшивая улыбка…). Каждый играет какую-то свою роль, ищет свою выгоду и не считается ни с кем. Да тут вообще неважно, по сути, кто есть кто на самом деле, ведь все равно «все, что нам дорого, все втаптывают в грязь».
Актеры торопятся говорить текст так же, как мы торопимся жить. Какое уж тут дело до истинных чувств, желаний и намерений?! При этом режиссер все время мастерски концентрирует внимание зрителя на втором плане, что еще раз подчеркивает бессмысленность текста и вообще слов как таковых. В семье Оргона все только заняты бесконечным выяснением отношений и совершенно не замечают комичности своего быта. В этом мире вообще все с ног на голову. Даже такая деталь, как одежда – отец в розовом костюме, а дочь в голубом платье…
Сбитая, картавая речь на французский манер и особая пластика сразу выдают персонажей. Дочка – «деревянная» как кукла, даже сесть порой не может по-человечески, совсем не сгибаются ноги. Она только падает и перекатывается. Способен ли такой человек на подлинные чувства? Сам Оргон ходит и только трясет руками, словно сотрясая пустой воздух. Что сделает он этими непослушными конечностями? Бессилие, беспомощность и глупость как-то сразу с первого его появления на лицо.
В «Lё Тартюф. Комедии» Муравицкого вообще смысл надо искать не в словах, а в мизансценах. А еще тут герои собираются в Макдональдс и флиртуют со зрителями, а уж если их и распирает от счастья, то в прямом смысле слова! И все это действительно смешно. Не до смеха станет лишь в финале, когда из-за обмана Тартюфа действующие лица останутся в прямом смысле без штанов. И недаром в песне слышится «Тартюф – сатана». Он и вправду сразу же предстает как демон – в черных трусах с гитарой. Но позже сменит свой черный халат на белый, однако сущность его от этого не изменится.
И смотришь во втором действии на эти белые стены на сцене и думаешь: то ли это экран телевизора, то ли монитора. А зрители тем временем купают в овациях жену Оргона за меткое замечание: «Быть честною женой – не значит быть мегерой».
А третье действие начинается с того, что члены семьи Оргон сидят за столом и пародируют зрителей. Раздаются хлопки в зале, а потом точно так же на сцене. И тем самым нам словно говорят: «Ребята, посмотрите на себя со стороны!» И уже совсем нет ни намека на «четвертую стену», она окончательно разрушена, артисты и зрители энергетически сливаются в едином пространстве.
Огромное количество деталей невозможно описать – надо видеть, но каждая несет огромный смысл: например, во время поцелуя скидывают парик – вот так человек освобождается от «мишуры», когда в его душе зарождаются хоть какие-то чувства. И эту деталь мы видим дважды.
«По простоте своей я все злодею рассказал», – говорит Орегон.
Обман раскрыт – все обнажаются. И это тоже символично: без денег члены семьи Орегона нагие, но и перед лицом правды человеку тоже обычно прикрыться нечем.
- А правда ли?
- (чихают)
И это не случайно. Чихнул – значит, правду сказал. Здесь символично все. Только перед нами не люди, а людишки, марионетки. Недаром Тартюф в конце так ловко ими управляет и дирижирует, словно дергает за ниточки.
«Завистники умрут, но зависть никогда!»
А тут и правда все умрут и даже рухнет потолок! Но не зря в финале отчетливо слышно: «С плеч гора свалилась», потому что это все-таки не трагедия, а самая настоящая комедия. Так что если вы любите оригинальность и доверяете смелым творческим экспериментам, то отложите все свои дела и спешите в Театр на Таганке на «Lё Тартюф». Потому что даже если не понять, то увидеть это стоит!
Подробнее в сюжете: Театр
- Премьера Мариинского театра Владимира Шклярова похоронили в Санкт-Петербурге: с ним попрощались овациями
- В Театре Пушкина поставили спектакль по мотивам комедии Оскара Уайльда. От идеи до воплощения прошло 75 лет
- «Манюня» в РАМТе: «Чем старше становишься, тем больше мечтаешь увидеть себя маленькой…»