«День рождения» в театре им. Моссовета: на сцене «Под крышей» премьера спектакля по пьесе Гарольда Пинтера
18:25 13/07/2021«Если вы хотите чего-то добиться в этой жизни, надо научиться владеть собой!»
На сцене «Под крышей» в театре им. Моссовета премьера спектакля «День рождения» по пьесе Гарольда Пинтера. Место, надо сказать, невероятно уютное, особая атмосфера тут чувствуется еще до начала постановки. И, в принципе, для таких авторов подходит как нельзя кстати – театр абсурда всегда выигрышнее на маленькой сцене, нежели на больших подмостках.
Драматургия отказа – это всегда риск, ведь никогда не знаешь, поймет ли и оценит ли зритель всю глубину, сможет ли разгадать подтексты и скрытые смыслы, но в то же время и огромный интерес для всей творческой команды. А если это еще и произведение лауреата Нобелевской премии, Кавалера ордена Британской империи, Кавалера ордена Кавалеров чести, Ордена Почетного легиона, то здесь точно есть, что представить и современному зрителю. Гарольд Пинтер – безусловно, фигура значительная. Будучи всего на 24 года моложе Беккета, он добился серьезного успеха в области драматургии абсурда.
«Все мы странники в этом мире…»
Незамысловатая сценография прописана самим автором – стол со стульями посреди комнаты, полки с посудой и, конечно же, дверь. Самое главное – это комната. Ведь, как писал сам автор, он всегда использует прием – двое в комнате. «Поднимается занавес, и у меня возникает вопрос, что произойдет с этими двумя в комнате? Откроется ли дверь и войдет ли к ним кто-нибудь?» И действительно, на протяжении всего спектакля мы видим всегда одну только комнату и наблюдаем, что происходит с теми, кто в ней находится, периодически задаваясь вопросом: что будет, если сейчас войдет кто-то еще? В воздухе постоянно витает ожидание. А что дальше? И мысленно выжидаешь кульминации.
«Не умеем мы ценить жизнь – вот что я вам скажу…»
Итак, морское побережье, пансион с сомнительной репутацией. Содержит его неряшливая Мэг (Лариса Наумкина), которая относится к постояльцам, как мать к ребенку. Муж ее Пити (Виктор Гордеев) почти всегда молчит, но он очень добр. Каждое утро уходит к морю выдавать шезлонги. Гольдберг (Андрей Межулис) и Маккан (Владимир Прокошин) – какие-то псевдомудрые злодеи. Но центральным персонажем является Стэнли (Александр Емельянов) – вялый, ленивый и апатичный тип, который нашел себе тут убежище. О нем почти ничего неизвестно, кроме того, что когда-то он давал концерт – играл на фортепиано, а потом его надули. С хозяйкой дома отношения у него странные, уж слишком она относится к нему не то как к сыну, не то как к любовнику.
Чего же боятся эти люди в комнате? Гарольд в свое время отвечал, что того, что находится за дверью, то есть внешнего мира… И вот мы видим Стэнли, который мечтает о мировом турне, но прячется от враждебного мира в жалком пансионе. И вот вскоре открывается дверь и Стэнли абсолютно теряет покой и уверенность после того, как появляются двое – Гольдберг и Маккан. И вот тут-то и начинается почти детективная история.
Кто они? Эмиссары тайной организации, которую предал Стэнли? Убийцы или санитары сумасшедшего дома, откуда сбежал герой? И вот уже вовсю идет подготовка к вечеринке по случаю дня рождения Стэнли, который утверждает, что на самом деле он родился не в этот день, а потом его начинают пытать, задавая совершенно абсурдные вопросы…
«Некуда идти, поэтому можно пойти хоть куда – все равно куда…»
Вечеринка в самом разгаре. Мэг – королева бала, совершенно не понимает, что происходит, Гольдберг, оказывается, имеет несколько имен и соблазняет соседку Лулу (Дарья Таран). И вот наступает кульминация – игра в жмурки. Стэнли пытается задушить Мэг…
В финале Стэнли меняется до неузнаваемости – он все время молчит и похож на марионетку в руках этих двух злодеев. И что все это значит? Вопросов много. Ответов будет еще больше. У каждого свои. На то он и театр. Но молодой режиссер Александр Кудин сложные взаимоотношения героев разгадывает по-своему. И находит решение в теме любви немолодых хозяев пансиона. Здесь все герои принимают желаемое за действительное и живут в мире своих фантазий и грез, но любовь немолодого хозяина к своей жене составляет как раз основу реальности всего действия. И когда мы видим в финале его теплую улыбку и внимание к Мэг, то все происшествие кажется уже действительно каким-то нереальным, будто это был всего лишь чей-то сон.
«Я верю в жизнь!..»
«День рождения» – это первая полнометражная пьеса Пинтера. Она сочетает в себе некоторые характерные ситуации из предыдущих его работ. Абсурд жизни он всегда считал смешным. «Даже трагедия смешна», – говорил он. Но только до тех пор, пока не обнаружится ужас ситуации. И одна из главных проблем тут, как и в других работах автора, – контроль. И чем меньше человек может контролировать ситуацию, тем он тревожнее. И очень мало кому действительно удается научиться жить, не контролируя все вокруг. И все это еще раз доказывают образы, созданные артистами театра Моссовета в этом спектакле.
К слову, любовь актеров к собственным персонажам видна с первых секунд. И даже злодеи вызывают какую-то невероятную симпатию. То ли это результат обаяния артистов, то ли они намеренно решили наградить своих героев этим качеством, но однозначно одно – влюбляешься в каждого с первой минуты и пристально следишь за каждым действием и словом, сочувствуешь и сопереживаешь и, может быть, даже в какие-то моменты хочешь что-то изменить или стать соучастником действия. Но… Самая большая награда для всей творческой группы – это, конечно же, несмолкаемые овации.
Фото в тексте предоставлены пресс-службой театра им. Моссовета / Елена Лапина
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Театр