«Театр – территория свободы»: «Современник» представил смелый эксперимент в память о Викторе Цое

16:37 23/07/2021
«Театр – территория свободы»: в «Современнике» поставили смелый эксперимент в память о Викторе Цое
ФОТО : Фото предоставлены пресс-службой театра "Современник" / Даниил Примак

«У многих пора отпусков. Но, наверное, это самое время, когда пора спать. Предлагаем вам необычный формат нашего спектакля, когда мы хотели выйти за рамки привычного драматического действия и позволили себе такую роскошь – поиграть в музыкантов. Театр – территория свободы, поэтому вы можете подпевать, если вам хочется подпевать, вы можете танцевать, если вам хочется танцевать. Ни в коем случае не отключайте ваши мобильные телефоны. Если вы внимательно вслушаетесь в текст, то поймете всю драматичность нашей жизни…» – приветствует режиссер-постановщик Виктор Рыжаков зрителей.

В московском театре «Современник» решились на эксперимент – спектакль-концерт в память о Викторе Цое – «Живой». Режиссер-постановщик Виктор Рыжаков собрал 21 историю о музыканте и мастерски перемешал их песнями автора, но в оригинальной аранжировке. Краткие выдержки из биографии тесно переплетаются со стихами Цоя и создают рисунок спектакля. В постановке задействованы молодые артисты, играющие на различных музыкальных инструментах.

«Театр – территория свободы»: «Современник» представил смелый эксперимент в память о Викторе Цое

Виктор Цой не нуждается в представлении. Легенда, символ свободы и перемен. В этом спектакле хорошо чувствуется какой-то особый нерв и пульсация жизни, все полтора часа, что идет действие, неуемная энергия артистов тесно переплетается с памятью каждого сидящего в зале и образует в финале настоящий взрыв! И вот уже миллионы людей достают свои мобильные телефоны, включают фонарики и уже непонятно, то ли ты в театре, то ли ты на концерте, то ли где-то внутри себя – в воспоминаниях, растворенных в музыке. И пусть она звучит несколько иначе, чем у Цоя, но в этом и есть своя особая нота, цепляющая душу.

«Театр – территория свободы»: «Современник» представил смелый эксперимент в память о Викторе Цое

«Кажется, своей поэзией, всей своей жизнью Цой разгадал парадокс бесконечности, взломал матрицу и теперь может менять пространство и время так, как захочет. И все же он остается невыразим и не познаваем: его можно воспринимать, вслушиваться в его тексты, ловить их ритмы, но только не пытаться зафиксировать. Он так или иначе ускользнет». Попытки проникнуть в суть неповторимой поэзии Цоя дали импульс для рождения проекта «Живой» – драматического спектакля, герои которого говорят на языке музыки и поэзии», – утверждают авторы постановки.

Ко всему прочему, стоит отметить сценографию: длинный подиум не только занимает треть сцены, но и выходит в зрительный зал, что еще раз намекает на бесконечность пути Виктора Цоя, о выходе за рамки, о свободе, о которой музыкант пел и к которой стремился всю свою жизнь. И, конечно, стена – почти как на Арбате – на которую транслируется определенный видеоряд.

«Театр – территория свободы»: «Современник» представил смелый эксперимент в память о Викторе Цое

Но ни в коем случае не ждите такого же исполнения. Артисты намеренно уходят от привычной интонации музыканта: какие-то слова даже не пропевают, а произносят шепотом. Все это создает особую обстановку, но именно это и делает постановку настоящим спектаклем, а не просто рок-концертом. Авторы аранжировок Татьяна Бурель, Родион Аверьянов помимо привычных гитар и барабанов добавили саксофон, фортепиано, скрипку, виолончель и даже аккордеон.

«Театр – территория свободы»: «Современник» представил смелый эксперимент в память о Викторе Цое

Какие-то песни можно даже сразу не узнать – настолько необычно исполнение. Достаточно самобытно и особенно оригинально звучат женские голоса. Но самое главное – во всем этом исполнении чувствуются душа, любовь, энергия, жизнь и память! И сегодня «Живой» не только Цой, но и этот спектакль. Конечно, поскольку артисты – все же больше актеры, чем музыканты, не стоит требовать от них безукоризненного исполнения, но именно это придает всему происходящему большую эмоциональность. И как бы там ни было, такие эксперименты не просто имеют право на существование, но и проникают в душу и сердца, а значит, «Живой» – может и должен жить!