«Большелобая девочка»: как Наталия Белохвостикова поступила во ВГИК в десятом классе, снялась с Аленом Делоном и нашла мужа в аэропорту
16:36 28/07/2021Сегодня 70-летний юбилей празднует советская и российская актриса, звезда фильма «Тегеран-43» Наталия Белохвостикова. В кино она попала совершенно случайно, но пройти мимо такой красоты и артистичности режиссеры просто не могли. В итоге Белохвостикова стала не просто узнаваемой и любимой многими актрисой, но и главной музой режиссера Владимира Наумова. В детстве она побывала на коронации Елизаветы II, на первые в жизни съемки ее забрали прямо с детской площадки, среди ее партнеров был сам Ален Делон, а будущего мужа Белохвостикова встретила в аэропорту. Об этом и многом другом – в материале «МИР 24».
«Я была толстая, смешная, а щеки мои лежали на плечах»
Многим актерам приходилось пробиваться в мир софитов с самых низов – сквозь трудное детство, тяжелую работу, ночные смены и так далее. Но история Наталии Белохвостиковой совсем другая. Она родилась 28 июля 1951 года в семье столичного дипломата и переводчицы. Отец Наташи, Николай Белохвостиков, имел ранг чрезвычайного и полномочного посла. По долгу службы он часто бывал в разъездах: работал в Великобритании, Канаде, Швеции. Наташе еще не исполнилось и года, когда отец перевез семью в Англию. Там она вместе с родителями прожила до пяти лет.
С ранних лет девочка буквально купалась в роскоши. Так, когда ей исполнилось три года, родители отвели ее в лучший лондонский магазин и разрешили выбрать все, что ей понравится. Наташа долго ходила среди стеллажей и с восторгом разглядывала сотни всевозможных игрушек. Самое яркое впечатление на девочку произвела кукла, которая была ростом с нее. Уговаривать маму с папой долго не пришлось: куклу Наташе незамедлительно купили.
Кроме того, родители часто брали с собой дочь на разные светские приемы. Спустя много лет актриса рассказывала, что у нее сохранились воспоминания о коронации Елизаветы II, на которой она присутствовала. Но лучше всего Наталия запомнила не саму королеву и пышную церемонию, а наряд своей мамы: на ней было нежное сиреневое платье, длинные перчатки и шляпка с вуалью. А уже с двух лет мама начала водить Наташу в кино – правда, не в кинотеатр, а в советское посольство, куда часто привозили отечественные фильмы. Это было первое знакомство малышки с кинематографом.
Наташа свободно говорила по-английски и могла бы получить образование в Англии, но родители решили, что в школу дочь пойдет в Москве и отправили ее жить к бабушке. Девочка очень тосковала по маме с папой, и, чтобы отвлечься, залпом читала книги. Тогда у нее впервые зародились мысли о том, чтобы стать актрисой.
Возвышенная и утонченная, позднее она станет музой для многих именитых режиссеров. Но в детстве Наташа обладала далеко не модельной внешностью: это был тихий, замкнутый и довольно упитанный ребенок. Сегодня она вспоминает об этом с улыбкой: «Меня прозвали «запасным Черчиллем», поскольку я была толстая, смешная, а щеки мои лежали на плечах».
Однако первая роль в кино нашла девочку совершенно случайно. Точнее, нашел ее режиссер Марк Донской. В 14 лет Наташа поехала в Швецию в гости к родителям. Там, в Стокгольме, на одной из детских площадок ее и увидел Донской: в то время он искал актеров для массовки в свой новый фильм «Сердце матери» о жизни Марии Ульяновой – матери Владимира Ленина. Увидев Белохвостикову, Донской тут же предложил ей роль. В итоге юная Наташа стала дублершей Елены Фадеевой, сыгравшей Марию Ульянову. И хотя в фильме было лишь несколько небольших эпизодов с ее участием, этот опыт в кино серьезно повлиял на ее дальнейшую карьеру.
Кадр из фильма «Надежда» режиссера Марка Донского. В роли Надежды Крупской – актриса Наталия Белохвостикова. Фото А. Конокотина /ТАСС/
Из-за Герасимова на лбу на всю жизнь осталась морщина
Картина «Сердце матери» вышла на экраны в 1965 году, а два года спустя Белохвостикова оказалась на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького. В коридоре школьница столкнулась с самим Сергеем Герасимовым. К тому моменту он уже снял «Тихий Дон», «Молодую гвардию» и ряд других работ, которые обеспечили ему звание мэтра отечественного кино. Вполне вероятно, что оробевшая перед великим режиссером девушка не смогла бы связать и двух слов, но на счастье рядом оказался художник фильма «Сердце матери» Борис Дуленков. Он представил Наташу Сергею Аполлинариевичу и рассказал, что девушка собирается поступать во ВГИК, где Герасимов вел объединенную режиссерскую и актерскую мастерскую.
«Ах, как жаль, ведь я уже набрал себе курс. Но вы не расстраивайтесь. Приходите первого сентября, я возьму вас без экзаменов», – ошарашил юную актрису Герасимов. Так Белохвостикова стала студенткой ВГИКа, еще будучи десятиклассницей. «Поскольку школу я еще не окончила, то по ночам зубрила школьные предметы (мне разрешили учиться экстерном), а днем ходила на лекции во ВГИК», – рассказывала актриса в одном из интервью.
Впрочем, сначала она была уверена, что Герасимов вовсе ее не запомнил. Шутка ли: такой режиссер, снимает такие большие и серьезные картины, перед ним трепещут самые именитые актеры! А тут – какая-то никому не известная школьница...
«Он, как мне показалось, почти не обратил на меня внимания, вскоре я об этой встрече и думать перестала, – вспоминает Белохвостикова. – Неожиданно позвонил Донской: «Герасимов тебя разыскивает, спрашивает: «Где та большелобая девочка?» Оказывается, наша с ним встреча натолкнула его на написание сценария фильма «У озера».
Роль в этой картине стала первой серьезной работой Белохвостиковой. Она сыграла Лену Бармину, которая вместе со своим отцом-профессором (Олег Жаков) живет в небольшом поселке близ Байкала. Конфликт интересов вспыхивает, когда на южном берегу озера начинают строить целлюлозно-бумажный комбинат. Профессор Бармин и его коллеги категорически против строительства: они убеждены, что вредные отходы предприятия уничтожат экосистему чистейшего озера на Земле. Тем временем Лена знакомится с директором комбината Василием Черных (Василий Шукшин), между ними завязываются любовные отношения. Но их счастье оказывается невозможным: Лена узнает, что Василий женат, а ее отец, видя, что люди ради денег творят с природой, попадает в больницу с сердечным приступом.
Фильм «У озера» вышел на экраны в 1970 году, Наталия Белохвостикова тогда была студенткой второго курса. Актриса очень волновалась, ведь ее партнером в картине был сам Василий Шукшин, да и под зорким оком Герасимова стыдно было оплошать. Поэтому в перерывах между лекциями Наташа усердно репетировала и старалась безукоризненно выполнять все указания режиссера. К примеру, у Герасимова возникла своеобразная причуда: он решил, что у Лены непременно должна быть вертикальная морщинка на лбу. Чтобы выполнить волю режиссера, Наталия часами сидела перед зеркалом и хмурила брови. В итоге морщина действительно появилась, но за время съемок девушка так привыкла к новой мимике, что линия на лбу осталась с ней на всю оставшуюся жизнь.
В 1971 году актриса окончила ВГИК и стала сниматься на киностудии имени Горького. В выпускной год она снялась в фильме Сергея Урусевского «Пой песню, поэт» о жизни Есенина. Роль великого поэта в картине исполнил Сергей Никоненко, а Белохвостикова воплотила на экране образ Анны Снегиной, прототипом которой была деревенская помещица и одна из первых возлюбленных Есенина – Лидия Кашина. В скором времени Белохвостикова сыграла еще одну возлюбленную великого человека: в драме «Надежда» она исполнила роль супруги Владимира Ленина – Надежды Крупской. Вождя мирового пролетариата в фильме сыграл Андрей Мягков.
Кадр из художественного фильма режиссера Юрия Вышинского «Океан». Анечка – актриса Наталия Белохвостикова, Платонов – актер Николай Олялин /ТАСС
Между Костолевским, Джигарханяном и Аленом Делоном
В 1976 году Наталия Белохвостикова присоединилась к Театру-студии киноактера. В том же году она вновь блеснула красотой и талантом в кадре у Герасимова. На этот раз – в многосерийном телефильме «Красное и черное» по одноименному роману Стендаля. В этой исторической драме, действие которой разворачивается во Франции начала XIX века, Белохвостикова сыграла молодую красавицу-маркизу по имени Матильда де ля Моль. И справилась с этой ролью блестяще: ей всегда удавалось органично сочетать в себе какую-то почти рафаэлевскую, небесную возвышенность и вполне земную (но не приземленную) силу, достоинство и волю. Ее героини искрились непередаваемым шармом, но при этом всегда оставались верны себе и тверды в своих намерениях, их веру в мораль и справедливость ничто не могло поколебать.
На съемках «Красного и черного» собрался по-настоящему звездный состав: на одной площадке с Белохвостиковой играли Николай Еременко-младший, Наталья Бондарчук, Леонид Марков, Глеб Стриженов, Михаил Глузский и другие выдающиеся актеры. После этого фильма зритель уже хорошо знал Белохвостикову, у нее появились свои почитатели. И все же наибольшую популярность ей принесла работа с режиссерами Александром Аловым и Владимиром Наумовым. У них она снялась в таких фильмах, как «Легенда о Тиле», «Берег» и «Тегеран-43». Съемки в последнем многие справедливо считают наиболее успешной работой актрисы.
В этой картине Белохвостикова сыграла сразу две главные роли, так как действие разворачивается в двух временных линиях – 1943 и 1970 годах. Связующей нитью через весь фильм проходит история любви советского разведчика Андрея Бородина и переводчицы с персидского языка, француженки русского происхождения Мари Луни. Герои фильма заново переживают события времен Второй мировой войны: во время тегеранской конференции группа террористов готовит покушение на глав государств-союзников – Сталина, Рузвельта и Черчилля. Андрею Бородину и Мари удается сорвать планы убийц, но те в итоге сбегают, а герои расстаются. Однако на этом история не заканчивается, и спустя много лет героям вновь грозит опасность...
Смотрите фильм «Тегеран-43» 1 августа, в воскресенье, в 10:10 на телеканале «МИР».
Во время съемок в этом фильме Наталии Белохвостиковой вновь достались потрясающие партнеры: разведчика Андрея Бородина сыграл Игорь Костолевский, главу террористов Шернера – Альберт Филозов, а нанятого им убийцу – Армен Джигарханян. Но, пожалуй, главной изюминкой картины стало участие в ней звезды французского кино – Алена Делона. Он исполнил роль инспектора полиции Жоржа Фоша, в советском прокате его персонажа озвучивает Родион Нахапетов. В интервью Белохвостикова не раз признавалась, что Делон произвел на нее впечатление «потрясающего, педантичного и высокопрофессионального артиста».
Как видно, в основном Наталии Белохвостиковой доставались серьезные, драматические роли. Поэтому когда режиссер Светлана Дружинина предложила ей главную роль в музыкальной комедии «Принцесса цирка» по знаменитой оперетте Имре Кальмана, многие восприняли это как шутку. Кроме того, на роль Мистера Икс Дружинина пригласила студента МГИМО, будущего чехословацкого дипломата Игоря Кеблушека. По признанию Светланы Сергеевны, она просто увидела этого юношу на какой-то театральной премьере и настолько впечатлилась его внешностью, что подошла к нему и позвала сниматься в кино. Все вокальные партии главных героев пришлось доверить другим людям – Кеблушек не умел петь, а у Белохвостиковой оказался слишком низкий голос. Однако, несмотря на все эти обстоятельства, фильм имел большой успех в прокате.
Зрители также могут помнить Наталию Белохвостикову по фильму «Маленькие трагедии», где она исполнила роль Доны Анны. В этой картине свою последнюю роль сыграл Владимир Высоцкий.
Нашла мужа благодаря сигарете, а сына – из-за крестика
В личной жизни Наталии Белохвостиковой царят гармония и постоянство. С 1974 года ее единственным супругом является режиссер Владимир Наумов, который в свое время подарил ей так много прекрасных ролей. В 1977 году у пары родилась дочь Наташа. Наумов настоял, чтобы дочку назвали в честь матери. Девочка пошла по стопам родителей: уже в три года дебютировала в кино – снялась в том самом «Тегеране-43», который прославил ее маму. Сейчас Наташа снимается в картинах своего отца и параллельно сама занимается режиссурой. Так, в 2004 году на экраны вышел ее фильм «Год Лошади: Созвездие скорпиона». Главную роль в этой сюрреалистичной картине Наталия отдала своей звездной матери: Белохвостикова сыграла бывшую артистку цирка, которая пытается спасти от живодерни постаревшего коня, с которым она раньше выступала. Кстати, мать и дочь Белохвостиковых можно увидеть и в одном кадре: для этого стоит посмотреть фильм «Джоконда на асфальте».
Интересно, что с будущим мужем Наталия Белохвостикова хоть и работала в одной сфере, но познакомилась при совершенно необычных обстоятельствах. Впервые они встретились в аэропорту «Шереметьево». Оба летели на фестиваль в Белград: Белохвостикова летела туда представлять фильм «У озера», а Наумов вез свою ленту «Бег». Как вспоминает актриса, она увидела в самолете «сумасшедшего гения». Наталия обратила внимание на необычное поведение Наумова: тому предложили закурить, а он взял сигарету, но вместо того чтобы поджечь ее, принялся нюхать и мять в руках, высыпая весь табак себе на брюки. Позже актриса узнала, что за полмесяца до того полета Наумов бросил курить.
Посмотрев фильм Герасимова с участием Наталии, режиссер обратил на нее внимание. Их представили друг другу. Вернувшись в Москву, они продолжили общение, вскоре стали встречаться и поженились. Несмотря на большую разницу в возрасте (Владимир старше Наталии на 24 года), счастью и гармонии, которая царит в их доме, можно только позавидовать.
Помимо дочери, в семье Наумовых-Белохвостиковых есть еще один ребенок – Кирилл. Пара усыновила мальчика в 2007 году, когда ему было три года. По словам всех знакомых, это вовсе не был какой-то пиар-ход со стороны супругов – они и не помышляли о том, чтобы брать ребенка из приюта. Но когда 14 лет назад Владимир и Наталия приехали в один из детских домов в рамках фестиваля «Я и семья», они не смогли устоять перед полным надежды и тепла взглядом этого мальчика. По воспоминаниям Наталии, Кирилл вел себя очень спокойно, не капризничал и не просил, как многие дети, взять его к себе, уверяя, что он самый лучший. Он просто робко подошел к актрисе и сказал: «Тетенька, у вас крестик есть, а у меня нет. Подарите мне». Растроганные Наталия и Владимир подарили малышу не только крестик, но и новый любящий дом. А в этом году в семье Белохвостиковой случилось еще одно прибавление – дочь Наталия родила первенца.
В настоящее время Наталия Белохвостикова не снимается в кино и все время проводит с семьей. Она признается: в молодости из-за плотного графика упустила много важных моментов, связанных со взрослением дочери. Поэтому теперь актриса направляет все силы на воспитание сына и внука.
Актриса, режиссер Наталья Наумова, актриса Наталия Белохвостикова и режиссер Владимир Наумов (слева направо) перед началом церемонии открытия 39-го Московского международного кинофестиваля у концертного зала «Россия». Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Подробнее в сюжете: Новости кино