«Мертвые птицы плавали по воде десятками»: экологическая катастрофа в Новой Москве

18:37 06/08/2021
«Мертвые птицы плавали по воде десятками»: экологическая катастрофа в Новой Москве
ФОТО : ТАСС / Felix Kдstle/DPA

В начале августа ряд СМИ сообщил об экологической катастрофе в масштабе района Новой Москвы – во Втором Николо-Хованском пруду погибла вся живность, включая более сотни водоплавающих птиц и семью бобров. Со вступлением этой местности в Новую Москву на некогда чистой природной территории развернулось бурное строительство жилых комплексов и вырос огромный оптовый рынок «Фуд Сити». Одновременно начали стремительно загрязняться река Сосенка и Второй Николо-Хованский пруд. Жители деревни, стоящей на самом его берегу, жаловались во всевозможные инстанции на невыносимый запах – сотрудники МЧС, увидев первые показатели приборов, поторопились надеть защитные костюмы и маски.

Экспертиза воздуха, проведенная в 2019 году Росприроднадзором, показала следующие превышения: по аммиаку в 30,8 раза, сероводороду – в 1041,2 раза, хлороводороду – в 34,6 раза, а формальдегиду – в 241,8 раза. В пробах воды превышения составили по марганцу – в восемь раз, свинцу – в 36,7 раза, железу – в 18,2 раза, фосфат-иону – в полтора раза, нефтепродуктам – в 7,2 раза, БПК5 – в 27,1 раза. Результаты были направлены в Генпрокуратуру, нарушителей выявили – ими оказались «Фуд Сити» и застройщик «А101», – оштрафовали, а пруд почистили. Однако в 2021-м история повторилась: на сей раз загрязнения воздуха не выявили, а вот погибших животных, птиц и рыб уже не вернуть.

«МИР 24» поговорил с главой поселения Сосенское Кириллом Бармашевым о том, что сегодня угрожает пруду.

Кирилл Олегович, какие структуры ответственны за состояние этого пруда, кто должен следить за тем, чтобы туда не попадали промышленные и другие вредные стоки?

– Сложно говорить, потому что пруд, согласно Водному кодексу РФ, находится в федеральной собственности. При этом никаких обслуживающих организаций на его содержание не назначено. То есть фактически он бесхозный в плане обслуживания. Плюс в него стекают коллектора, которые находятся на балансе у «Фуд Сити». По идее, согласно Гражданскому кодексу и другим нормативным актам, «Фуд Сити» должен осуществлять контроль за теми стоками, которые поступают в эти коллектора. Они этого не делают.

Кто должен контролировать, выполняют ли они эти требования?

– Там много ведомств участвуют: и Роспотребнадзор, и департамент ЖКХ города Москвы, который заключает договора на водопользование, фактически дают разрешение на сброс отработанных вод; департамент природопользования, который является органом, который отвечает за экологический контроль на территории города, плюс каким-то образом там еще Росприроднадзор должен участвовать, поскольку река в федеральной собственности – они сейчас тоже проверки свои проводят.

Как долго тянется эта история и в чем оказался корень зла?

– Эта история в таком активном виде существует уже года четыре, в 2019 году было обострение, потом все это немножко затихло, и сейчас очередное. Тогда в воздухе были превышения в тысячи раз разных веществ, сотрудники МЧС ходили в костюмах химзащиты, в противогазах. В этот раз – из-за гибели птиц, до этого еще в конце июня мне начали жители жаловаться, что вода стала пахнуть сильнее. 6 июля мы нашли огромную свалку.

Предположительно, это пункт перевалки отходов «Фуд Сити» в Хованской промзоне. Поскольку через «Фуд Сити» проходит большая часть продуктов, которые потребляет город Москва, соответственно, там очень много продуктов портится, и идет утилизация тоннами. Есть место, куда эти продукты свозятся, там они сортируются, все негодное грузится в контейнеры и вывозится. Этот пункт не был оборудован надлежащим образом, он находился прямо на берегу одного из притоков Сосенки, и оттуда все благополучно стекало. Эта ситуация была в 2019 году, тогда пункт ликвидировали, но в какой-то момент он снова появился практически на том же самом месте.

Получается, к такому сильнейшему загрязнению привели пищевые отходы, а не, допустим, лаки и краски со стройки?

– Нет, там такого нет. Допустим, формальдегид используется для консервации овощей и каких-то еще продуктов. И когда тонны этих продуктов гниют, все это концентрированно стекает в воду. Мы полагаем, что именно это главный источник загрязнения сейчас. То, что используется в пищевой промышленности, в огромных количествах оказывается в воде.

Раньше были какие-то сбросы канализации из других источников, но это прекратилось. Там есть большой ЖК «Испанские кварталы», у них построены очистные сооружения. Если у них бывает сброс, то никто этого не фиксировал. 5 августа было совещание в префектуре, и застройщик отчитывался, что у них все в норме и превышений нет. Департамент природопользования подтвердил, что пробы на их коллекторе не показывали каких-то значительных превышений, вода оттуда течет нормальная. Основные загрязнители в той трубе, которая проходит через территорию «Фуд Сити».

А что стало со свалкой, которая появилась снова?

– После того как мы ее нашли, мы с ними связывались, они ее ликвидировали целиком. Вторую они перераспределили, добавили техники – несколько погрузчиков дополнительно закупили, чтобы быстрее вывозить отходы. Они не скапливаются такими горами. Я вчера сделал съемку с квадрокоптера – там такая небольшая кучка отходов. Новое «обострение» произошло еще из-за жары – гниение усилилось, все быстрее потекло. А 31 июля мертвые птицы плавали по воде пруда десятками. До сих пор все до конца не собрали, по-моему.

Чего сейчас пытаются добиться местные жители, что будет с прудом?

– Нам бы хотелось добиться, чтобы Мосводосток его взял на регулярное обслуживание, чистил его периодически. Чтобы был более активный контроль за «А101» и «Фуд Сити», у которых договор о водопользовании. И по этим договорам (нам вчера разъяснял департамент ЖКХ) водопользователь обязан содержать и водную гладь, и три метра, прилегающие к воде, производить очистку мусора.

Хотелось бы, чтобы за счет департамента ЖКХ была проведена полная очистка пруда: спуск воды, вывоз многометровых отложений, которые там есть. Все это с регулярным контролем за тем, что происходит в коллекторах, кто что туда сливает. Если прекратятся сбросы в промышленных масштабах, то пруд очистится. У нас три большие каскада прудов: в Николо-Хованском, Коммунарке и южнее Коммунарки. Там нет таких проблем, это единственный проблемный пруд. Кроме того, из-за того, что очень большие наносы песка из-за стройки, он очень сильно обмелел, глубина в некоторых местах до 40 см, из-за этого он самоочищаться не может, фактически как отстойник работает. Если его вернуть в прежний вид, он сможет сам себя очищать за счет того, что он проточный, сейчас он просто перестал с этим справляться.