Конец ЖЭК-арту: почему в России запретили украшать дворы покрышками и как будут утилизировать резиновых лебедей?

17:32 30/08/2021
Народное искусство или полное уродство? Гуси-лебеди из покрышек скоро исчезнут из дворов

В ближайшее время по всей России начнется чистка придомовых территорий от отслуживших свое автомобильных покрышек, которые жители использовали для своих нужд, в том числе для создания различных клумб, ограждений и арт-объектов. Дело в том, что автомобильные покрышки признаны вредными для экологии, и после введения летом 2021 года запрета на их вторичное использование в быту правоохранительные органы начнут добиваться исполнения этого закона.

Знаменитые «гуси-лебеди» и другие скульптуры из покрышек, так же как тренажеры и детские аттракционы, которые построили из них предприимчивые граждане по всей стране, будут вывезены и утилизированы. О том, есть ли какая-то эстетическая ценность в исчезающем явлении, которое уже получило снисходительное название «ЖЭК-арт», рассказали корреспонденту «МИР 24» эксперты.

Народное искусство или попытка застолбить права собственности?

«Так называемый ЖЭК-арт, безусловно, можно расценивать как народное творчество, это же народ делает, – говорит историк деревянного зодчества, скульптор, руководитель дизайн-студии «Столярная мастерская «Переправа» Федор Удольский. – Люди стараются, облагораживают свой быт. Ведь даже из обычной покрышки можно сделать скульптуру со вкусом. Я недавно был в Крыму, и там очень распространено создание придомовых арт-объектов. Часто жители ставят манекены и наряжают их: то это сельская девочка сидит на пенечке, то генерал в форме с оружием, то целые сценки. И все это так интересно и классно смотрится! В том числе – и скульптура из шин. Мне, как ценителю народного искусства, это нравится».

С этим мнением не согласен профессор МАРХИ Александр Кожевников. «К сожалению, у нас нет культуры ландшафтного дизайна, которая шла бы изнутри, от народа, – говорит архитектор. – Если в Европе эта культура ландшафтных приемов, которые применяют обычные жители, очень развита, то у нас все это уничтожено на корню. Впрочем, если посетить музеи деревянного зодчества «Кижи» или «Малые Корелы», то становится понятно, что изначальная культура украшения пространства у нашего народа была. Но она разрушена годами коллективизации, тотальным бегством из села и всеми другими процессами в нашем обществе. Люди, которые когда-то приехали из деревень, заселились в города, но у них все равно есть тяга к земле, тяга благоустроить какой-то маленький участок, отметиться на нем, обозначить что это – их собственность. Но они не знают, как это сделать».

Конец ЖЭК-арту: почему в России запретили украшать дворы покрышками и как будут утилизировать резиновых лебедей?
Shutterstock/FOTODOM

Поэтому, по словам архитектора, люди смотрят, что есть у соседей, и пытаются использовать подручные средства, в том числе и автомобильные покрышки: закапывают их в землю, красят, пытаются сделать своеобразные инсталляции.

«Выглядит это довольно жутко, расценивать это как народное искусство сложно. Потому что часто все это сделано просто с целью отметить свое право на кусочек земли. Но так происходит, конечно, не от хорошей жизни», – говорит эксперт.

Почему нельзя рубить с плеча?

По словам президента Международного союза ремесленников, члена общественного совета при Минкультуры РФ Дениса Прикарева, всем этим наивным искусством занимаются, как правило, пенсионеры и инвалиды.

«Если сейчас эти доморощенные инсталляции во дворах станут сносить, то это нанесет колоссальную психологическую травму людям, которые всем этим занимаются, – говорит эксперт. – Ведь у них нет других отдушин: нет возможности поехать в санаторий, за границу, даже посетить психолога».

«Множество социальных программ сейчас просто закрыто. А те электронные программы, которые пропагандирует правительство Москвы, для пожилых людей тоже недоступны. Ведь пенсионеры не умеют пользоваться гаджетами, да у них просто нет электронных устройств. И отобрать у них возможность любоваться на результаты своего труда – пусть даже они примитивные и малохудожественные – это цинично и бесчеловечно, жестоко и негуманно», – говорит Прикарев.

По словам Дениса Прикарева, если Департамент жилищной политики хочет окультурить пространство вокруг домов, то сперва нужно наладить диалог с их жителями. «Как минимум собрать мнения этих пенсионеров, дать им возможность найти другую отдушину в жизни, надо начинать с кружковой работы с пожилыми людьми. В этом должны участвовать и психологи. Короче, необходима социальная и психологическая реабилитация, чтобы не травмировать пожилых людей и людей с особенностями. Ведь часто ЖЭК-артом занимаются именно инвалиды. А иначе это будет серьезной психологической травмой для них», – говорит эксперт.

ЖЭК-арт – это важный и довольно универсальный культурный феномен, считает куратор программ городской интеграции фонда V-A-C Ярослав Алешин. «Не нужно думать, что подобное творчество характеризует исключительно быт жителей спальных районов. Его смысловые аналоги можно встретить и на дачных участках весьма преуспевающих граждан, и в «местах силы» различных сообществ по интересам. Он выражает не только неудовлетворенность людей ассортиментом готовых функционалов, форм и сюжетов, представленных в сегменте рынка товаров уличного благоустройства», – говорит Алешин.

«Прежде всего ЖЭК-арт – это выражение стремления к деятельному и творческому переустройству своей повседневной среды. Важнейшего стремления, с которого, в сущности, и начинается диалог с культурой и о культуре», – считает эксперт.

По словам эксперта, здесь нет смысла говорить о качестве, наивности, пользоваться другими категориями подобного рода. «Знаменитым арт-объектам Дюшана, включая его «писсуар», уже больше 100 лет. Так что классическое заявление неискушенного зрителя «я тоже так могу» совершенно правомерно. Действительно, так может любой. Осталось лишь дать каждому сориентироваться в многообразии контекстов истории искусства и определить собственное место на большой карте культуры», – говорит Алешин.

«Привычная иерархия высоких и низких жанров, равно как посвященных и непосвященных участников, здесь неприменима. Наоборот, способность увидеть одно в другом, себя в знаменитом художнике, а его скульптуру – в композиции из шин возле родного подъезда – это и есть способ обретения универсального языка культуры, который так сейчас необходим. Поэтому в наших программах мы среди прочего приглашаем художников, вместе с которыми участники групп разрабатывают и реализуют творческие проекты. И ЖЭК-арт в этой деятельности, конечно же, важнейшее подспорье», – говорит Ярослав Алешин.

Конец ЖЭК-арту: почему в России запретили украшать дворы покрышками и как будут утилизировать резиновых лебедей?
Shutterstock/FOTODOM

Если все же утилизировать, то как?

Утилизировать правильно все покрышки, которые найдутся по садовым участкам и дворам, по словам экспертов, будет нереально. «У меня большие сомнения, что это будет более экологично, – говорит Федор Удольский. – Эту покрышку погрузят в КАМАЗ, отвезут в сторону и, скорее всего, закопают в двух километрах от прежнего места. Никто утилизировать их не будет, все отправится на свалку и будет по-прежнему портить экологию. Или покрышки сожгут, что еще хуже для экологии. А ведь в регионах, на местах их будут утилизировать, скорее всего, именно так, потому что производств для правильной экологической переработки шин у нас мало».

С этой точкой зрения не согласен эколог, инженер-физик, автор учебника «Управление ЖКХ» Илья Рыбальченко. «Существует огромное количество способов переработать покрышки в экологически полезные материалы, – говорит эколог. – Существует прорывное изобретение «пушка Фролова». Это система высокотемпературного безопасного экологичного разложения материала покрышек, которую придумал заведующий Лаборатории горения и взрыва Российского института химической физики профессор Фролов. Это технология XXI века, и, с точки зрения науки, это технология, сопоставимая с изобретением атомной энергии. Она работает, с ее помощью из мусора можно получать полезные материалы. но она еще не внедрена в производство».

«Есть также пиролизные производства. В России их уже сотни, а в Соединенных Штатах их тысячи. Пиролизные производства позволяют из покрышек получать топливо, которое подходит для автомобиля. Эта система настолько эффективно действует в США, что до трети топлива, которое продается на бензоколонках – это пиролизное топливо, полученное из мусора. То есть покрышки вполне эффективно и экологически безупречно перерабатываются. Единственное, чего делать нельзя – это их жечь, в том числе и на мусоросжигающих заводах», – заключил эксперт.