Шекспир от Кончаловского, детектив с Домогаровым и подготовка к 100-летию: Театр имени Моссовета открыл 99-й сезон
18:08 14/09/2021Радостный смех, улыбки и крепкие объятия – традиционный сбор труппы в Театре имени Моссовета больше походил на долгожданную встречу выпускников, нежели на серьезное официальное мероприятие. На днях театр открыл 99-й сезон, в котором зрителей ждет много интересного. Художественный руководитель театра Евгений Марчелли рассказал о предстоящих премьерах, подготовке к празднованию столетнего юбилея театра, а также представил новых членов труппы. Корреспондент «МИР 24» побывала на открытии сезона и узнала подробности.
«Такой волнительный момент, конечно. Мы с вами уже прожили сезон и вот теперь приближаемся к серьезному юбилею театра – столетию. Такая цифра интересная – 99. Еще не сто, но уже близко. Надеемся, что это будет очень серьезный и важный сезон», – сказал художественный руководитель театра Евгений Марчелли, приветствуя собравшихся актеров и представителей прессы. Эмоции режиссера легко понять – для Марчелли, заступившего на пост худрука в прошлом году, предстоящий сезон в Театре имени Моссовета станет всего лишь вторым. Но, судя по атмосфере, которой в этот день был буквально пропитан зал, отношения с труппой у него сложились самые теплые.
Прежде чем анонсировать грядущие премьеры, Марчелли напомнил о важных проектах, запущенных в прошлом сезоне. На Основной сцене в 2020 году состоялись две крупных премьеры – «Ричард III» в постановке Нины Чусовой с Александром Домогаровым в главной роли и «Странник» по пьесе М. Горького «Старик» в постановке Юрия Еремина. На малой сцене вышли спектакли «Игроки» по Гоголю, «Фрекен Жюли» по пьесе Августа Стриндберга, «Гроза прошла» по пьесе Дмитрия Мережковского и «День рождения» Гарольда Пинтера.
Марчелли отметил, что, несмотря на большое количество новых проектов, в прошлом сезоне не удалось максимально задействовать труппу. Однако во всех постановках, запущенных в 2021 году, заняты 58 артистов в 93 ролях.
Прежде чем рассказать о грядущих премьерах, Марчелли представил пополнение в творческом коллективе. В этом сезоне у театра появился новый главный художник – Анастасия Бугаева. Также две актрисы, которых зрители уже могли видеть в спектаклях прошлого сезона, были приняты в основной актерский состав – это Екатерина Девкина (Сесиль Кардью в «Как важно быть серьезным», Мери и Дама в «Герое нашего времени», Варя в «Идиоте» и др.) и Дарья Таран (Лулу в «Дне рождения», Лиза в «Горе от ума» и Брук в «Шуме за сценой»). Также в театре появилась стажерская группа в составе Ксении Комаровой, Юлии Буровой, Евгении Лях, Ивана Пищулина, Анастасии Беловой и Дарьи Балабановой.
В новом сезоне на сцене будут представлены 17 новых спектаклей. Первой крупной премьерой осени станет спектакль «Восемь любящих женщин» по пьесе французского драматурга Робера Тома. В оригинале пьеса называется «Восемь женщин», но в постановках российских театров в названии чаще всего фигурирует дополнительный нежный эпитет. Действие пьесы происходит в 1950-е во французской глубинке. Под Рождество большая семья собирается в особняке, чтобы вместе встретить сочельник. Но праздник омрачает трагедия: глава дома убит. Восемь женщин, среди которых родственницы покойного и прислуга, начинают собственное расследование. Выясняется, что мотив для убийства есть у каждой.
Произведение дважды экранизировалось: впервые в 1960 году режиссером Виктором Мерендой, но гораздо более известен фильм Франсуа Озона, вышедший в 2002 году, с блистательными Катрин Денев, Фанни Ардан и другими звездами французского кино. В Театре имени Моссовета состав не менее звездный: роли исполнят Ольга Остроумова, Ольга Кабо, Екатерина Гусева, Евгения Крюкова и другие известные актрисы. Премьера намечена на 10 октября.
В конце октября зрителей ждет еще одна интересная премьера – «Жестокие игры» по пьесе Алексея Арбузова. Действие происходит в конце семидесятых годов в Москве и на нефтепромыслах в районе Тюмени. Главный герой драмы – 20-летний Кай Леонидов, бросивший институт и одиноко живущий в своей трехкомнатной квартире на Тверском бульваре. Его мать с отчимом уехали за границу, мать изредка пишет ему сухие письма, набранные на печатной машинке, но Кая они лишь вгоняют в тоску. Неожиданно на пороге его квартиры возникает незнакомая девушка. Она представляется Нелей и просит приютить ее, пока не найдет работу и постоянное жилье. Постепенно сюжет обрастает новыми героями, каждый из которых ведет свою замысловатую игру, вовлекая в нее всех, кто рядом. Недаром в самом начале знакомства Неля говорит Леонидову: «Вообще-то я часто вру. Это ты учти».
Постановку «Восемь любящих женщин» на сцене воплотит Олеся Невмержицкая, в роли режиссера «Жестоких игр» выступит сам Евгений Марчелли. «Эти две работы уже в запуске, уже практически готово оформление и сценография. Поэтому надеемся, что они выйдут и ничто не помешает нам их реализовать», – сказал Марчелли.
Ну и, конечно, не обойдется без «золотой» классики. Предъюбилейный сезон в театре многие уже окрестили шекспировским. Зрителей ждут сразу три спектакля по произведениям английского драматурга. Интерес к ним во многом подогревает личность режиссера: за Шекспира решил взяться сам Андрей Кончаловский.
«Мы договорились с Андреем Сергеевичем, он выразил свое активное желание и сказал, что ему по силам. Он хочет в этом сезоне запустить две работы. Одна из них – это «Укрощение строптивой» по Шекспиру, и вторая – «Макбет», – рассказал Марчелли. Он добавил, что в будущем Кончаловский также планирует поставить последнюю пьесу классика – «Бурю». Но она, скорее всего, выйдет уже в сотом сезоне.
Премьера «Укрощения строптивой» запланирована на декабрь этого года, «Макбет» зрители смогут увидеть следующей весной. Примерно в то же время, в апреле 2022 года, на сцене театра имени Моссовета сыграют «Гамлета». Свою версию одной из самых популярных пьес всех времен зрителям представит сам Евгений Марчелли.
Отечественных классиков в новом сезоне ставить почти не будут. Зимой 2022 года состоится премьера спектакля «Волки и овцы» Островского, режиссером выступит Игорь Яцко. Кроме того, зрители вновь смогут увидеть «Горе от ума» в постановке Александра Яцко – спектакль будет восстановлен и, скорее всего, премьера состоится уже в октябре.
Весной 2022 года режиссер Анджей Бубень представит на Основной сцене свою постановку «Барышни из Вилько». Это психологическая драма, действие которой разворачивается в Польше конца 1920-х. Главный герой – молодой человек Виктор Рубен, который после 15 лет отсутствия возвращается в усадьбу Вилько. Он надеется, что возвращение в тихую провинцию и встреча с шестью сестрами – подругами его юности – возродят в нем былые прекрасные чувства. Но его встречают трагические известия и атмосфера полного опустошения...
Также до конца года на Большой сцене будет поставлен спектакль «Игра навылет» по пьесе Энтони Шаффера. Режиссером выступит Нина Чусова, главные роли исполнят Александр Домогаров и Станислав Бондаренко. «Игра навылет» – захватывающий детективный триллер, в котором всего два действующих лица: богатый аристократ Эндрю Уайк и владелец нескольких салонов красоты Майло Тиндл, любовник его жены. Эта история с первых же сцен поражает своей неординарностью: все начинается с того, что Уайк приглашает Тиндла к себе в дом и предлагает уехать с его женой, заодно прихватив фамильные драгоценности. Но все, конечно же, совсем не так просто.
Кроме того, в новом сезоне будут поставлены несколько пьес по инициативе самих артистов театра, которым теперь тоже доверяют режиссуру. Это «Дом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу (режиссер Сергей Виноградов) и «Дракон» Евгения Шварца (режиссер Александр Яцко).
На сцене «Под крышей» также выйдет много интересного. 18 ноября 2021 года состоится премьера спектакля «Мама» молодого режиссера Павла Пархоменко по пьесе французского драматурга Флориана Зеллера. Главную роль исполнит заслуженная артистка РФ Анастасия Светлова. А 27 ноября актер театра Владислав Боковин представит свое видение любимой всеми сказки «Карлсон» шведской писательницы Астрид Линдгрен.
Еще одна любопытная премьера – трагикомедия «Горка» по пьесе современного драматурга Алексея Житковского. Сам автор утверждает, что это «пьеса о добре, которое существует вопреки всему». «Горка» рассказывает историю про ежедневный подвиг маленького человека. Главная героиня – девушка Настя, которая работает воспитательницей в детском саду и старается наладить жизнь всех вокруг. Она пытается построить для детей горку, организовать утренник и помочь маленькому мальчику, которого бросили родители, а еще сохранить любовь и просто выжить на крошечную зарплату. Режиссером спектакля выступит Владимир Киммельман.
Исходя из заявленных планов, Евгений Марчелли и в будущем сезоне планирует давать дорогу молодым. Так, в репертуар театра будут включены два спектакля с участием студентов ГИТИСа: это «Общага на крови» по роману Алексея Иванова (режиссер Олеся Невмержицкая) и «Толстая тетрадь» по одноименному роману Аготы Кристоф (режиссер Татьяна Тарасова). В «Общаге на крови» играют студенты мастерской Андрея Кончаловского, а в «Толстой тетради» – подопечные Олега Кудряшова. Последнюю постановку Марчелли назвал одним из самых ярких студенческих спектаклей прошедшего сезона.
И, наконец, еще одной премьерой, намеченной на 2022 год, станет спектакль «Команда» по пьесе Семена Злотникова. Главные героини – девушки-гандболистки, которые пытаются справиться со своими переживаниями и жизненными трудностями накануне важных соревнований.
Озвучив планы на ближайший сезон, Евгений Марчелли рассказал о подготовке к празднованию столетия театра. Уже сейчас ведется масштабная работа в этом направлении, создан специальный оргкомитет, отвечающий за организацию празднования. Как отметил Марчелли, творческие проекты будут реализованы на всех площадках театра, в том числе в фойе и в саду «Аквариум».
«Мы хотим попробовать открыть экспериментальную программу Театра имени Моссовета – так называемую лабораторию современного театра. Это будет достаточно серьезная творческая инициатива и работа. Я надеюсь, что у нас не будет пустовать ни одно пространство, где можно будет репетировать», – сказал Марчелли. Он добавил, что участниками этого проекта станут «уже состоявшиеся режиссеры с именем». «Они будут репетировать с артистами и делать заявки на будущие спектакли», – сказал худрук театра.
Помимо прочего, в Театре имени Моссовета, возможно, скоро появится нечто вроде образовательной программы для молодых актеров. «Хочется пригласить театроведов, историков, знатоков театра для того, чтобы всей молодежи нашего театра провести так называемый ликбез. Чтобы мы узнали историю театра: имена, фамилии, даты, годы жизни, спектакли, события, провалы, легенды – в общем, все, что связано с театром», – поделился Марчелли.
По случаю векового юбилея театр обновится не только в плане репертуара и творческих проектов, но и в плане внешнего вида. Как рассказал директор театра Алексей Черепнев, в следующем году в здании пройдет масштабный ремонт.
«В рамках подготовки к столетию мы планируем обновить зрительный зал, фойе и прежде всего сцену – технически перевооружить, сделать технический ремонт», – рассказал Черепнев. Работы запланированы на лето, когда часть труппы будет на гастролях, а какие-то спектакли театра временно переместятся на другие площадки.
После официальной части в фойе театра состоялся фуршет, во время которого актеры активно фотографировались и общались с прессой. По лицам артистов было видно, что за лето они успели сильно соскучиться друг по другу, а для кого-то расставание с театром длилось гораздо дольше.
«Я уходил из театра и теперь возвращаюсь в надежде на то, что с новым руководством можно будет что-то сделать, с прежним не удавалось», – признался Александр Яцко. Также он отметил, что сейчас, несмотря на пандемию коронавируса, театральная жизнь потихоньку возвращается в прежнее русло. Сам актер уже перенес болезнь и, к счастью, успешно оправился. «Я переболел, мне не понравилось! – смеясь, заметил Яцко. – Буду прививаться. Это болезнь, с ней надо справляться».
Актриса Ирина Климова призналась, что очень ждет, когда в театр вернется стопроцентная заполняемость. «Нам это очень нужно для того, чтобы повысилась посещаемость, и люди не боялись ходить в театр», – сказала она. Актриса также добавила, что с приходом нового художественного руководителя и она сама, и ее коллеги связывают большие надежды.
«Мы чувствуем, что что-то очень сильно изменилось в лучшую сторону, и мне кажется, это видно невооруженным глазом. У нас вот такого события, как сегодня, никогда не было. Это всегда было довольно формально, скучновато, как профсоюзное собрание: мы посидели 15 минут и разошлись. Это максимум. Чтобы руководство организовало вот такое мероприятие на открытие сезона – такого не было никогда. Я уже молчу про то, что мы появились в афишах по городу, что мы слышим название своего театра по радио, видим себя по телевидению, про наши спектакли пишут в соцсетях! Буквально за месяц так все активизировалось. Это говорит о том, что у нас огромный потенциал», – убеждена Климова.
Актер Валерий Яременко оказался солидарен со своей коллегой и также отметил приятные изменения, произошедшие в театре. «Когда ты находишься во времена перемен, это и хорошо, и плохо. В данном случае перемены у нас налицо – во-первых, по репертуару, запущено много работ. И мне кажется, мы все оптимистично смотрим на следующий год. Тем более – столетие!» – отметил артист. Ключевыми спектаклями, в которых он сейчас занят, актер назвал «Ричарда III» и «Грозу», но намекнул, что скоро в театре появятся и другие интересные проекты с его участием.
«Открою тайну: я хотел бы даже, может быть, чтобы меня не трогали, потому что мне очень много чего предстоит в этом году делать. К тому же, я с Яцко подписался, так что в «Драконе» я буду задействован, как минимум. А дальше посмотрим!» – сказал актер.
После фуршета актеры продолжили обсуждать творческие планы, но уже в узком рабочем кругу. А вечером на Основной сцене зрители увидели спектакль «Ричард III» – первый в 99-м театральном сезоне.
Подробнее в сюжете: Театр