«Предложение было сделано неофициально, но очень настойчиво»
Валерий Кимович Гусев – единственный, кто был осужден в Советском Союзе по статье 219.1 ПРИМ УК РСФСР – Незаконное обучение каратэ.
Вот как описывал суть его преступления журнал «Человек и закон» в 1983 году:
«Тренинги по каратэ он проводил при наглухо закрытых дверях, выезжал с учениками в лесопарки. Ездил в другие города – Ташкент, Тбилиси, где также проводил занятия и собирал за это немалые деньги».
Доходы Гусева оценили в 910 рублей за 10 лет – это 7 рублей в месяц! А выписанный ранее штраф в 50 рублей позволил судье назначить максимальное наказание – 5 лет лишения свободы. Незадолго до ареста к нему приходили сотрудники спецслужб и настойчиво приглашали проводить тренировки на Лубянке. Но – как говорит сам Гусев – «ему это было неинтересно». Стал ли арест местью – за давностью лет выяснить вряд ли удастся.
«КГБ – полезная, нужная организация»
Сейчас Валерию Гусеву 70 лет. Он живет в Москве. Встречу назначил на 7 утра – сразу после тренировки. Про наказание вспоминает с улыбкой:
«Тренироваться я ходил в сушилку. Она была отдельно от казармы. На улице было 50-56 мороза, у меня в сушилке -26. После -50 пропадает ветер, самый опасный мороз – после -60-ти. Ты его уже не чувствуешь. Если в кого-нибудь плюнуть – можно глаз выбить. Летит-то уже сосулька».
«Вызывает меня однажды начальник отряда и говорит: Ну что, тучи сгущаются, ты опять кого-то учишь». А зэки, глядя на меня, сами стали тренироваться. Сделали самодельные нунчаки. Такие, что я без слез смотреть не мог…»
«У нас очень лихо всегда разбирались с теми, кто не подчиняется системе. Я думаю, КГБ – полезная, нужная организация. Без нее не было бы страны. Просто там были разные отделы»
«Очень штат раздули. А кормить-то всех надо – вот и спустили по разнарядке на нас»
Такова очень простая версия «опалы», в которую попало карате, самого Валерия Кимовича Гусева. Но есть и другие.
По одной из них – накануне Олимпиады в Москве было решено расчистить советский спорт от неолимпийских видов. Чтобы силы спортсменов бросить на олимпийские. Так 13 марта 1978 года появился приказ заместителя председателя Комитета по физкультуре и спорту при Совете Министров СССР «О создании комиссий по борьбе с карате».
Но есть и вот такая история. Накануне той же Олимпиады-80 в СССР подготовили особые батальоны милиции. Это были бойцы, обученные рукопашному бою и безусловному подчинению, легко ориентирующиеся в толпе. Очевидцы рассказывали, когда их показали тогдашнему министру обороны Щелокову, тот пришел в ужас: «Это же люди срочной службы, это внутренние войска, они демобилизуются через два года – и что мы получим на улицах? Мы получим неконтролируемых людей, которые могут других людей спокойно голыми руками убить». Система боялась сама себя.
И 10 ноября 1981 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял очередное жесткое решение. Был издан Указ «Об административной ответственности за нарушение правил обучения каратэ». Через год – в ноябре 82-го указом «О внесении дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» – преподавание карате стало уголовным преступлением.
Под этот-то указ и «попал» Валерий Кимович Гусев. Но государство не остановилось. В мае 1984 года приказом Спорткомитета СССР № 404 «О запрещении обучения карате в спортивных обществах», карате было запрещено на всей территории Советского Союза как «не имеющий отношения к спорту рукопашный бой, культивирующий жестокость и насилие, наносящий тяжелые травмы участникам, пронизанный чуждой нам идеологией».
В годы тотального запрета каратэ ЦК ВЛКСМ стал пропагандировать русский рукопашный бой, открывая по всей стране военно-патриотические клубы. В них, однако, часто тоже занимались разновидностями каратэ. Многие спортсмены перешли в другие виды единоборств. Наказание Гусева и некоторых других мастеров не дало того эффекта, на который рассчитывали.
Валерий Гусев был освобожден по амнистии в 1988 году – до конца его срока оставалось 7 месяцев и 27 дней. Уголовное наказание за незаконное преподавание каратэ отменили через три года – в 1992 году.
«Лично я спорт не люблю, считаю вредным»
В августе 2016 года на 129-й сессии Международного Олимпийского Комитета вид спорта «каратэ» был включен в программу ХХХII летних Олимпийских игр в Токио в 2020-м году. Это было «временное включение», знак уважения Стране восходящего солнца – хозяйке олимпиады и родине каратэ. С опозданием на год, но спортсмены выступили на олимпиаде. Однако уже в 2024 году в Париже соревнований по карате… не будет.
Валерий Гусев на это, возможно, тоже лишь улыбнется. Он считает, что спорт как и выступления на публику убили каратэ.
«Я от каратэ получаю главное – здоровье. Я хочу умереть здоровым. Но это произойдет еще очень нескоро».
Читайте также: