От Айседоры Дункан до Алины Кабаевой: история советской гимнастики – 75 лет достижений

18:08 27/10/2021

Художественная гимнастика. Почти тридцать лет – безусловное золото. Наша. Исключительно наша. История, которая началась именно в Советском Союзе. Которая поразила и вдохновила весь мир. Которая не закончится, несмотря ни на что.

В этом году художественная гимнастика отмечает 75-летний юбилей. Смотрите выпуск программы «Рожденные в СССР», посвященный одному из самых красивых видов спорта, на сайте телеканала «МИР» и на нашем YouTube-канале.

Синтез балета и физкультуры

1984 год, летняя Олимпиада в Лос-Анджелесе. Впервые в истории Игр на арене – девушки в цветных купальниках, с лентами, обручами и скакалками, легкие и ловкие. Не спорт, а настоящее театральное представление. Советские власти больше 30 лет ждали этого момента: художественная гимнастика – на Олимпиаде! Именно в СССР придумали и довели до совершенства этот фантастический вид спорта. В Лос-Анджелесе готовы были взять все медали, но… Первое олимпийское золото тогда завоевала канадская спортсменка Лори Фанг. У нее не было ни одной по-настоящему сильной конкурентки.

«В 1980-м году весь капиталистический лагерь не приехал в Москву на Олимпийские игры, а в 1984-м, когда это было в Америке, весь социалистический лагерь не поехал в Америку. Это тогда была уже очень большая травма», – рассказывает четырехкратная чемпионка СССР Венера Зарипова.

«Игры, превращенные в фарс», «Олимпиада страха» – подобные заголовки часто встречались тогда в газетах.

«Конечно, такой усеченный состав, без лидеров – а советские гимнастки, болгарские гимнастки были безусловными лидерами, то есть это не нуждалось в каких-то подтверждениях – они не поехали», – вспоминает директор Государственного музея спорта Елена Истягина-Елисеева.

Но началась история художественной гимнастики гораздо раньше – в начале двадцатых в Петрограде. Юная танцовщица Зинаида Вербова купила билет на представление американской знаменитости – Айседоры Дункан. Артистки, которая разрушила все стереотипы в мире танца.

«Айседора Дункан танцевала в полупрозрачных туниках, первая отказалась от корсета и трико, которые были в классическом балете, изучала античную скульптуру для того, чтобы восстановить естественность поз и движений. И одна из первых употребляла в своем танце предметы – длинные шарфы и летящие палантины», – говорит Елена Истягина-Елисеева.

Вдохновленная Зинаида Вербова уже через год открыла свою Студию пластического движения. Это был первый шаг к художественной гимнастике.

«Изучалось не только движение с точки зрения постановки танца, но и такие науки, как анатомия, биомеханика, режиссерское мастерство, педагогическое мастерство», – перечисляет Истягина-Елисеева.

Художественная гимнастика – изобретение советской эпохи и советских мастеров. И появилась она в слиянии балета и физкультуры.

«Там работа тела, а у нас еще и предмет в руках, который осложняет работу тела. Но основа, конечно, – хореография. Мы хореографией очень много занимались», – рассказывает чемпионка мира по художественной гимнастике (1973 г.), Заслуженный мастер спорта СССР Галима Шугурова.

В 1948-м году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. По всей стране стали открывать секции, а девочки готовы были заниматься в любых условиях – в школьных актовых залах, в нетопленых подсобках.

«Секция художественной гимнастики была при заводском клубе. Барак. Когда прорывало трубы, из пола все время фонтанчиками вода была», – вспоминает Галима Шугурова.

Тренд на юность и противостояние с Болгарией

Критерии отбора в художественную гимнастику всегда были жесткими. По крайней мере, для тех, кто хотел добиться медалей.

«Мне было 13 лет. И вот уже тогда надо было доказывать свое место под солнцем. И надо было вставать в 5 часов утра, чтобы ехать на утреннюю тренировку, без завтраков, возвращаться, учиться, дальше ехать на вторую тренировку, приезжать в 9-10 часов вечера, когда опять все закрыто. То есть ни завтраков, ни обедов, ни ужинов – на выживание», – делится Венера Зарипова.

«Хочется и сладкого, и мороженого, и пирожного. Но просто потом ты понимал, что тебе нужно надеть болоньевый костюм и бегать по стадиону – сбрасывать вес», – рассказывает олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Алина Кабаева.

Она ушла из спорта в 24 года – сейчас это считается поздно. В советские годы выступали и до 30 лет. Людмила Савинкова закончила карьеру в 31 год, взяв на чемпионате мира в групповых упражнениях свое финальное золото.

«В 1967-м году в Копенгагене на первенстве мира Елена Карпухина, 16-летняя гимнастка, юная совсем, особенно по тогдашним меркам, выигрывает чемпионат. И ее газеты называют «чудом в бантиках» за сложную технику, непосредственность, за прекрасную физическую подготовку, и она становится юной звездой. С этого периода, кстати, начинается тренд на молодость, юность именно в отечественной художественной гимнастике, потому что сложность постоянно возрастала, и поэтому возраст спортсменок начал снижаться», – говорит Елена Истягина-Елисеева.

«Они очень рано начинают тренироваться и рано заканчивают. Если ты не сборница, то ты никому не нужна. Это в сборной еще можно продержаться, и то молодежь подпирает. Я уважаю тех людей, которые были на олимпе, были на высоте, на вершине, и вовремя надо спуститься. Мне не хотелось, чтоб мне сказали: старушка, подвинься», – признается Галима Шугурова.

Негласное правило: в сборной СССР были представительницы разных республик и национальностей. Свои школы развивали в Беларуси и Казахстане, Грузии и Латвии, Узбекистане и Украине. Но главные конкурентки – болгарки.

«Был кубок солидарности наций в Югославии. После землетрясения они проводили там турнир международный. И как раз там Мария Гигова выступала (двукратная чемпионка мира из Болгарии – прим. ред.). Для меня это был «потолок». Мне кажется, лучше ничего нельзя было сделать», – вспоминает Галима Шугурова.

«На первом чемпионате мира, который состоялся в Будапеште в 1963-м году, первые два места завоевали советские спортсменки и третье место заняла спортсменка из Болгарии. И вот начинается противостояние советской и болгарской школ в художественной гимнастике», – рассказывает Елена Истягина-Елисеева.

Это противостояние длилось 50 лет – каждая школа была хороша по-своему. Советская делала ставку на театральность.

«Больше хореографии, больше классики, исполнение элементов, чистота исполнения элементов – вот это все-таки школа советской художественной гимнастики», – говорит первая советская олимпийская чемпионка по художественной гимнастике (1988 г.), Заслуженный мастер спорта СССР Марина Лобач.

«Мы больше уделяли внимание телу, а они – больше предмету. Я вспоминаю высказывание Джульетты Шишмановой – это великий тренер болгарский. Перед чемпионатом мира, за полтора месяца, [от нее поступило] такое требование: надо добавить в упражнения со скакалкой броски. А мы никогда до этого [их] не делали, мы только прыгали на скакалке. И она говорит: «Мы завязывали глаза и, когда девочки делали 50 бросков и 50 из них ловили, я им говорила – хорошо. А если они делали 100 бросков и 98 ловили, а два нет, то я им говорила: еще», – рассказывает Галима Шугурова.

Инвентарь своими руками и модный прорыв от Кабаевой

Вымпелы, шарфы и даже теннисные мячики – с такими предметами выступали первые гимнастки. Только со временем определилась официальная пятерка: скакалка, обруч, булавы, мяч и лента.

«Ленты – это идет еще от имперского балета, когда примы-балерины выступали с палантинами, с платками из летящих тканей, что потом переняла Айседора Дункан, и вот эта трансформация ленты вначале в однослойную, потом уже в сложную двухслойную конструкцию с ручкой шла достаточно долго – на протяжении 50 лет», – поясняет Елена Истягина-Елисеева.

В 1971 году было запрещено выступление без предмета. А достать профессиональный инвентарь тогда было сложно.

«Папа работал столяром-станочником, и первые булавы он мне выточил деревянные, их покрасили, и долгое время я с ними занималась», – рассказывает Марина Лобач.

«У меня была одна пара деревянных булав, мы привезли из-за границы, и мне на заводе вытачивали эти булавы, подгоняли по весу, по размеру – 180 грамм они должны были весить. Палочку мы делали из рыболовной удочки и карабины там же покупали, лейкопластырем обматывали, из прочных ниток делали петлю эту. Ленту покупали в магазине, в антистатик ее [окунали], чтоб она не электризовалась, сами сшивали. Мячи обдирали до резины и красили в определенную краску, какая нам нужна была. Эта краска трескалась», – вспоминает Галима Шугурова.

В художественной гимнастике – много строгих правил. Все предметы – определенного веса и размера. Рабочая зона на гимнастическом ковре – 13 на 13 метров. Длительность упражнения – от 75 до 90 секунд. Все выступления сейчас идут под фонограмму.

«У нас раньше только аккомпаниатор был. А зачастую на соревнования мы приезжали, и аккомпаниатор наш не мог с нами приехать – брали дежурного аккомпаниатора, который за ночь с грехом пополам учил наши произведения, чтоб не ошибиться и чтоб хоть начало с концом сходилось», – рассказывает Шугурова.

Вначале гимнастки выступали в простых одноцветных купальниках. Правила запрещали яркие оттенки и многоцветные ткани. Все внимание – на красоту движения, линии тела, позы и спортивный результат. Считалось, что главное украшение гимнастки – улыбка.

«Первый мой купальник был сшит из рукава купальника спортсменки по прыжкам в воду, потому что он был такой эластичный, мягкий, в нем было очень приятно выступать», – признается Марина Лобач.

«В 70-х годах разрешили двухцветные купальники, и вот в 80-м пришла очень эффектная мода на белоснежные купальники, даже немного прозрачные. И тогда аудитория художественной гимнастики очень сильно расширилась за счет мужчин: они стали с удовольствием смотреть этот вид спорта, потому что девушки фигуристые», – говорит Елена Истягина-Елисеева.

В 1993-м году разрешили выступать в комбинезонах. А в 2004-м на Олимпиаде в Афинах Алина Кабаева впервые появилась в юбочке. Это была идея главного тренера сборной России Ирины Винер.

«И вот с этого момента начинается такое яркое зрелищное шоу, и девушки уже отрываются по полной программе. Более фигуристые полюбили комбинезоны, которые подчеркивали естественное богатство физических линий, более субтильные стали иметь возможность задекорировать это в костюме», – объясняет Истягина-Елисеева.

Сейчас костюм для девочки девяти-десяти лет стоит около 50 тысяч рублей. Соревновательный костюм звезды уровня Кабаевой обойдется в несколько тысяч долларов.

«В стоимость входят стразы: они могут быть китайскими, могут быть австрийскими дорогими стразами Swarovski. Для детей используются попроще. Это могут быть камни, которые нашиваются на костюм, а еще перья, различные бусины – это все удораживает костюм и делает его действительным ценным», – поясняет Елена Истягина-Елисеева.

Кровля в виде летящей золотой ленты. Витражные стекла высотой 26 метров, отражающие небо. Вестибюли, украшенные мозаикой с русскими народными узорами – хохломой, гжелью. Настоящий дворец красоты, искусства, спорта – Дворец художественной гимнастики имени Ирины Винер-Усмановой – открылся в июне 2019-го года. Долгие полвека она добивалась вовсе не личных кубков и медалей.

«На моем веку есть ряд людей, таких же, рожденных в СССР, которые сами не завоевали этот самый высокий титул – быть олимпийским чемпионом, победителем, но они смогли это сделать и все равно стали этим олимпийским победителем благодаря своим воспитанникам, воспитанницам», – говорит двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Светлана Хоркина.

Главный тренер сборной Ирина Винер-Усманова уже 30 лет воспитывает чемпионок. За это время на Олимпийских играх и чемпионатах мира – практически ни одного провала.

Венера Зарипова – первая успешная воспитанница Винер. В 1978 году прилетела из маленького Учкудука в Ташкент на просмотр.

«Ходила туда-обратно, туда-обратно, не знаю, что делать, маленькая девочка в чужом городе, одна. И вдруг смотрю – останавливается такси, выходит красавица в белом платье, большие роговые очки, и идет ко мне: «Ну здравствуй! Ты что ли Венера?» Все знали, какая у Ирины Александровны сильная, серьезная энергетика, насколько она может все гайки закрутить и ты сразу почувствуешь это. Много говорить не надо: если она до сих пор держит всех в железных рукавицах, то можно представить, когда она была молодая, красивая, амбициозная, которая хотела доказать сначала Узбекистану, потом Советскому Союзу, а потом и всему миру, что она – та, которая будет руководить парадом».

«Железная леди» гимнастики: Ирина Винер-Усманова и ее подопечные

Девяностые годы, учебно-тренировочный центр «Новогорск».«Я вошла в огромнейший зал с высокими потолками, и там занимались симпатичные длинноногие девушки. Сидела группа тренеров, и среди них выделялась небольшого роста женщина с властным характером. Так как я тогда была еще молодой начинающий тренер, я спросила: «Это кто?» Мне сказали: «Ну как, ты разве не знаешь? Это Ирина Александровна Винер, это самая-самая известная», – вспоминает тренер по фигурному катанию Тамара Москвина.

В «Новогорск» Ирину Винер привело ее чувство ответственности. В стране – трудные времена, деньги на спорт почти не выделялись, многие именитые тренеры уехали за границу, так как дома нет работы.

«Сколько она вкладывает сил в каждого своего спортсмена. Мы видим, что они все чемпионы, которые соприкоснулись с ней. Это, наверное, все-таки команда Винер», – говорит модельер, народный художник России Валентин Юдашкин.

В 2017 году польский режиссер Марта Прус выпустила документальный фильм «За пределом» – про российских гимнасток, воспитанниц Ирины Винер. Весь мир был в шоке от тренерских методов Винер. Непосвященным в тонкости большого спорта людям они показались слишком жесткими.

«О, это буря! – смеется Светлана Хоркина. – Знаете, в свое время у нас был старший тренер был Леонид Яковлевич Аркаев, он брал нас в «Новогорск» и нам специалисты по художественной гимнастике ставили вольные упражнения. Ну и периодически на соседнем ковре мы слышали там такое, такое! (смеется) Это знаете, когда собака боится и уши прижимает».

В 1981 году Венера Зарипова готовилась к чемпионату СССР. Во время очередного тренировочного кувырка – пять переломов остистых отростков позвоночника. Врач сборной был в ужасе.

«Я встаю и падаю. Ирина Александровна поднимает меня и говорит: «Ты будешь выступать на чемпионате мира, и меня ничего не волнует! Любой ценой!» Естественно, ночью я не сплю, а уже утром, когда Хейне увидел эту спину, он говорит: «Ира, Венеру надо срочно в Москву, в ЦИТО! Срочно! Немедленно!» – «Нет! Она будет выступать». И он мне вкручивает иголки, делает новокаиновую блокаду, пропускает ток, пластыри накладывает. Практически после каждого вида я выхожу и чуть ли не падаю, он меня опять заносит, опять прокручивает, опять пробивает током. Естественно, все эти четыре дня я не сплю. Как я выступала – я не знаю», – вспоминает Венера Зарипова.

От лекарств Венера стала набирать вес. Винер была беспощадна: или худеешь, или прощаешься с гимнастикой.

«То есть, ожидая от самого близкого человека поддержки, я получила такую трещину, такую пощечину… И вот я села на дистиллированную воду. И вот тогда я впервые стала кушать яблоки и только проглатывать сок, все остальное откладывалось. Папа у меня рыдал», – рассказывает Зарипова.

На том чемпионате СССР Венера взяла золото, обыграв главную фаворитку соревнований – Ирину Дерюгину.

«Там, где кончается дисциплина, кончается успех. Там где кончается успех – это значит, была дисциплина не та. Пока я не увижу, что это чисто, что это спектакль, что это красиво и что это для зрителей и для судей приятно и правильно, я не отступаю и работаю до конца», – говорит президент всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер-Усманова.

«Марат Кабаев – в свое время очень известный футболист в Пахтакоре – очень дружил с моим покойным папой, – рассказывает Венера Зарипова. – И Марат все время говорил: «Если у меня родится дочка, она будет, как Венера, – она будет заниматься художественной гимнастикой. И вот родилась девочка».

Алину отдали в гимнастику в три с половиной года. Несколько лет она занималась в спортивном обществе «Трудовые резервы», на соревнованиях занимала невысокие места – десятые, одиннадцатые. Тогда Марат Кабаев попросил Венеру показать Алину Ирине Винер.

«И вот я привела Алиночку в «Узбекбирляшу», заходит Ирина Александровна, смотрит и видит ее. А Алина была пухленькая такая, но всегда улыбчивая, красивая, ну пухленькая. Детская пухлость. «Это кто такая? Кто ее привел?» Я говорю: «Я». – «Ты кто такая? Ты что себе позволяешь?!» И пошло, и поехало. Алина забилась, испугалась. Я ее завела в раздевалку, она стоит, бедная, трусится, боится. Я говорю: «Успокойся, сейчас все пройдет, ты потом выйдешь, все покажешь. Ты же хочешь быть чемпионкой? У тебя природная гибкость», – говорит Венера Зарипова.

«Ирина Александровна сначала не хотела меня брать – она говорила, что я уже старая. Мне было тогда 11 лет. И мама ее просто упросила: «Я вас прошу, посмотрите, как ребенок тренируется в зале». И, действительно, она пришла и сказала: «Все! Я тебя оставляю. Только с одним условием – если ты похудеешь на три килограмма за три дня». Я говорю: «Хорошо». Меня посадили на воду, за три дня похудела на три килограмма», – рассказывает Алина Кабаева.

Кабаева – единственная российская гимнастка, чье имя попало в Книгу рекордов Гиннесса. Всего в 16 лет она стала пятикратной чемпионкой Европы. А долгожданное олимпийское золото взяла в Афинах в 2004-м. К тому времени Алина Кабаева – это уже не просто имя, а личный бренд.

«Художественная гимнастика, даже будучи олимпийским видом спорта, была очень несмотрибельная, чтобы считаться каким-то видом спорта, на который бегут зрители. А когда мы начали с Алиной, мы перевернули гимнастику, добавили туда и риск, и выразительность высочайшего уровня, ну и, конечно, красивые костюмы», – говорит Ирина Винер-Усманова.

«Ирина Александровна – это моя семья, и я ей благодарна за то, что она воспитала меня, сделала из меня, не побоюсь этого слова, великую спортсменку», – признается Кабаева.

1988-й год. К этой летней Олимпиаде в Сеуле советские гимнастки готовились особо. За четыре года до того, в Лос-Анджелесе у них не было ни единого шанса: из-за политического бойкота сборная не поехала на Игры. Но в этот раз ни единого шанса спортсменки соцлагеря не оставили соперницам. Бронза – Александра Тимошенко, СССР! Серебро – Адриана Дунавская, Болгария! Золото – Марина Лобач, СССР!

«Долгий путь к этой победе был пройден, и ощущение было непонятное: вроде бы ты стоишь на пьедестале, ты уже с медалью, но в то же время ты не понимаешь, что вот оно свершилось, это чудо», – делится Марина Лобач.

Художественной гимнастике, как олимпийскому виду спорта, еще нет и сорока лет. Всего за десять олимпиад советские и российские спортсменки завоевали двенадцать золотых, пять серебряных и две бронзовых олимпийских медали. Регулярно на пьедестале – девушки из бывших советских республик, сейчас – независимых Беларуси, Украины, Азербайджана.

«Практически во всех странах мира, в любой стране, куда ни ткни пальцем, работают советские или российские тренеры», – отмечает Венера Зарипова. «Меня все время преследует тревога, – так часто говорит Ирина Винер. – Тревожно – что не удастся победить, что выше головы не прыгнуть, что всему есть предел. Но пока наши гимнастки доказывают всем: предела нет».