Тройной удар по Цукербергу: кто стоит за атакой на создателя «метавселенной»?

19:41 31/10/2021

Глава Facebook Марк Цукерберг стал мишенью сразу для трех популярных на Западе движений – BLM, ЛГБТ и MeToo. Бывшие сотрудники обвинили его в сексуальных домогательствах и расовой дискриминации. И все это странным образом совпало с масштабным ребрендингом компании. Что это может значить и кто стоит за атакой на Цукерберга, попытался понять корреспондент «МИР 24» Нахид Бабаев.

«Я с гордостью сообщаю, что с сегодняшнего дня наша компания называется Meta», – сказал Цукерберг.

Недалекое будущее от Марка Цукерберга. Параллельно с уже существующей появляется «метавселенная». Это, по сути, собрание цифровых миров, где можно делать практически все то же самое, что и в реальности. Учиться, развлекаться, заниматься спортом. Произойти это должно, по словам Цукерберга, в ближайшие 10 лет. Он готов вложить в проект $50 миллиардов.

«Интернет 1.0 – это классические сайты, классическое понимание интернета, «www». Интернет 2.0 – это эпоха социальных сетей. И вот метавселенная – так называют интернет 3.0. Это интернет, за которым мы не наблюдаем, а в котором мы как бы находимся внутри», – объяснил автор и ведущий программы «В гостях у цифры» на телеканале «МИР» Денис Терехов.

Соцсети взломаны, персональные данные утекли
Пока Марк Цукерберг мечтает о светлом будущем, в настоящем все как на боксерском ринге. В красном углу сам владелец Facebook (теперь Meta), в синем – правительство США, которое пытается отправить его в нокаут. Начало боя и первый же удар – нож в спину. Бывший сотрудник Facebook Фрэнсис Хауген сначала дала разоблачительное интервью журналистам, а затем выступила перед сенаторами и конгрессменами.

«Продукты Facebook вредят детям, разжигают раскол и ослабляют нашу демократию», – добавила Фрэнсис Хауген.

Она предоставила копии тысяч страниц документов, которые доказывают: в Facebook знали, что их виртуальные социальные платформы могут нанести реальный вред, но предпочитали молчать и зарабатывать. Алгоритмы распространения информации разработаны так, что пользователь чаще видит более яркую и кричащую информацию, правда не важна. То есть сам Facebook поощряет распространение фейков.

«То, что я постоянно наблюдала в Facebook, это конфликт интересов между тем, что хорошо для аудитории, и тем, что хорошо для Facebook. И Facebook каждый раз выбирал то, что хорошо для них. То есть заработать как можно больше денег», – добавила Фрэнсис Хауген.

А деньги сейчас Цукерберг, скорее, теряет. В день выступления Фрэнсис Хауген в Сенате соцсети, принадлежащие Марку, упали. Более шести часов не работал ни Facebook, ни Instagram, ни WhatsApp. Каждый час – минус миллиард долларов.

А ведь еще год назад Facebook и демократы были чуть ли не лучшими друзьями и делали все, чтобы «убрать» Дональда Трампа из Овального кабинета. Ввязавшись в политическую драку, компания Цукерберга сняла с себя ореол неприкосновенности. Сам владелец корпорации думал, что будет как у Христа за пазухой, но оказался за пазухой у президента Байдена. Теперь бизнесмена, как говорят политологи, «хотят посадить на цепь».«Они очень жестко не просто модерировали, они вводили цензуру против политических противников нынешней администрации, нынешнего большинства в Конгрессе. И продемонстрировали, что сила в руках у них большая. Ясно, что такой инструмент просто так оставить одному из противоборствующих кланов очень сложно», – отметил американист Дмитрий Добровицкий.

Второй удар – разоблачения в СМИ. 17 крупных и мелких изданий в США и Европе опубликовали десятки статей о вреде Facebook и Instagram. Здесь и обвинение в подстрекательстве к беспорядкам, и поддержка террористических организаций, и преступления против детей. Сенатор-демократ Ричард Блументал с помощниками создал фейковую страницу 13-летней девочки, подписался на несколько групп о диетах. И уже через сутки соцсеть начала давать советы, которые могли бы довести до анорексии и суицида.

«Наши дети – это жертвы. Сегодняшние подростки, глядя на себя в зеркало, испытывают сомнения и неуверенность. Марку Цукербергу следовало бы сегодня посмотреть на себя в зеркало», – отметил сенатор от штата Коннектикут Ричард Блументал.

«Все это вместе формирует общую ясную картину, говорящую нам о том, что американское правительство планирует пересмотреть свои отношения с этим огромным гигантом, который сам по себе уже конкурент американского правительства», – отметил депутат Государственной думы Антон Горелкин.

Третий. Решающий. Двойной удар. Марка Цукерберга и его супругу Присциллу Чан обвинили в дискриминации и расизме – самые больные для США темы. Иск о неуважении к представителям ЛГБТ и сторонникам BLM уже направлен в Окружной суд Лос-Анджелеса.

Миа Кинг – афроамериканка, член ЛГБТ-сообщества. Работала помощником по безопасности. Уверяет, что подвергалась «расовым, сексуальным домогательствам и дискриминации» со стороны высшего руководства и персонала. Джон Доу – это псевдоним – открытый гей, управляющий домашним хозяйством семьи Цукербергов. Обвиняет своих работодателей в том, что их сотрудник Лиам Бут как минимум дважды схватил его за пах и делал в его адрес гомофобные замечания. По словам истцов, Цукерберг и его жена виноваты в том, что не пресекли неуважительное поведение. Чета миллиардеров обвинения отрицает, но отделаться легко уже точно не получится.

«Как только подается такой иск, ущерб уже нанесен, потому что это придается общественной огласке. Человека, который выдвинул какие-то обвинения, невозможно обвинить в клевете. Потому что он говорит: «Я же не писал где угодно, я обратился с заявлением в суд, чтобы он разобрался в моих обвинениях, в моих претензиях», – сказал адвокат Григорий Красовский.

По мнению ряда экспертов, правительство США преследует вполне конкретную цель.

«Я не исключаю, что есть подобные истории, когда принудительно компанию дробят и заставляют владельцев продавать часть своих активов. Эта история тоже вполне возможна, и я не исключаю, что Цукерберга попросят продать Instagram», – сказал Антон Горелкин.

Еще до конца боя один из самых богатых и влиятельных людей мира в нокдауне. Пытается спрятаться от мощной атаки за ребрендингом. А вот получится ли нокдаун превратить в нокаут, покажет успешность его новой «метавселенной».