Спрос на настольные игры в России в этом году рос рекордными темпами. По данным компании Wildberries, продажи увеличились в четыре раза по сравнению с доковидными временами. Что привело к взрывному росту популярности настольных игр, кто их основная аудитория, какие жанры самые востребованные и чем российский рынок отличается от европейского, рассказали в интервью корреспонденту Mir24.tv разработчики, производители и продавцы популярного товара.
Антикризисный досуг и повод для дружеской встречи
Толчком для развития рынка настольных игр стал период самоизоляции, но рост их популярности начался задолго до этого. «Мы издаем игры с 2013 года, и я могу сказать, что спрос на «настолки» растет постоянно, в год не менее чем на 20%, – говорит соавтор настольных игр и сооснователь издательства настольных игр GAMES Corporation Вячеслав Дрогайцев. – Это отличный досуг в семейном кругу или с друзьями. В любой кризис люди начинают экономить на досуге (кино, театр, боулинг и тд), а развлекать себя надо, и тут вспоминают про настольные игры. В связи с COVID-19 спрос на них вырос многократно».
Конечно, и развлечения, и общение во время самоизоляции отчасти переходят в виртуальную область, но этого многим стало мало.
«Люди хотят общаться и делать что-то интересное вместе с теми, кто рядом – вживую, а не только через компьютер и гаджеты, – говорит председатель Гильдии разработчиков настольных игр «ГРаНИ» Юрий Ямщиков. – А ограничение возможностей для путешествий, массовых мероприятий и других развлечений оставляет не так много вариантов. И настольные игры – один из самых доступных и интересных».
Для многих компаний студентов и молодых людей в возрасте до 30 лет настольные игры стали даже поводом для дружеских вечеринок: они специально раз в неделю встречаются, чтобы поиграть.
По словам руководителя отдела продаж издательства настольных игр «Простые Правила» Людмилы Арачковой, интерес к такому досугу с каждым годом растет и независимо от пандемии. Родители прислушиваются к рекомендациям нейропсихологов и других специалистов, молодежь исследует новые виды отдыха. «Людям особенно нравятся игры с простыми правилами, когда не нужно сидеть часами над инструкцией, – говорит Людмила. – Еще 10-11 лет назад, когда мы начинали, рынок настольных игр в России только формировался. Только очень увлеченные личности, так называемые «гики», или частные любители были в теме, привозили из-за границы «настолки» и устраивали игротеки. Затем стали открываться маленькие магазинчики и периодические кризисы в стране способствовали их развитию. Люди стали экономить на развлечениях, выбирая настольные игры в качестве отдыха. Потом появились и местные производители. А сейчас даже книжные издательства стараются делать игры».
Настольные геймеры: кто они, основные игроки
Кто же самые активные пользователи настольных игр и какие жанры они предпочитают? Оказывается, есть несколько категорий игроков. «Если лет десять назад основной аудиторией были дети, то сейчас главный потребитель – молодые, но все же уже взрослые люди, которые хотят весело провести время в компании, – говорит Юрий Ямщиков. – Также растет число «опытных настольщиков», которые предпочитают интеллектуальные игры и любят более сложные комплексные «настолки», чем основная масса покупателей».
«Наиболее востребованными являются компанейские (их еще называют патигеймы), детские и семейные игры. Последние достаточно просты для детей, но при этом интересны и взрослым. Также популярны детективы, «квесты на столе» и другие подобные «настолки», – отмечает Ямщиков.
Кроме развлекательных игр огромными темпами растет рынок обучающих настольных игр. «В этом сегменте сейчас активно развиваются четыре направления», – говорит директор платформы для перевода обучающих игр в онлайн «ИгроN-сервис», автор серии игр для В2В и В2С Наталья Кошлякова.
Игры для персонала: игровая настольная симуляция дает возможность быстро провести отработку навыков, оценку персонала, адаптировать новичков, провести инструктаж или сделать командообразующее мероприятие. Как правило, обучающий материал заворачивается в увлекательную легенду, что добавляет игрокам вовлеченности в процесс.
Игры для подростков. Тематика широкая: от финансовой грамотности до лидерских навыков.
Игры для психологических консультаций. Удобный формат для работы с клиентом, т.к. обижаться на кубик или задание на карточке смешно. Это позволяет специалисту провести диагностику и помочь клиенту раскрыться в психологически комфортной обстановке.
Инфобиз. Активно использует разные техники привлечения и удержания внимания аудитории. Игры с отработкой «мягких навыков» – это конкурентное преимущество и возможность выделиться в своей нише. Здесь тематика от инвестиций до запросов вроде «как выйти замуж».
Рынок обучающих настольных игр еще в стадии формирования, крупных провайдеров пока нет, говорит Наталья Кошлякова. «Из-за особенностей, связанных с пандемией, большой запрос на перенос настольных игр с бумажных носителей в онлайн-формат. За последний год появились сервисы, которые позволяют это сделать. Из-за переноса мероприятий в дистанционный формат мы видим большой приток специалистов, которые работают с корпоративными клиентами и нуждаются в том, чтобы перенести бумажные игры в удаленный формат», – объясняет эксперт.
«Неожиданным для нас было обращение в техподдержку бабушки, у которой внуки живут в Европе. Она рассказала, что внуки плохо разговаривают по-русски и практически на знают русских сказок. Прогрессивная бабушка придумала, что можно перенести настольные игры со сказками в онлайн-формат и так прививать внукам интерес к родине предков. Теперь они по вечерам вместо чтения книг рубятся в настольные игры», – рассказывает Кошлякова.
От США до Японии: чем российский рынок отличается от зарубежного?
Спрос на настольные игры растет уже много лет не только в России, но и во всем мире. В нашей стране выходят десятки, если не сотни новых игр в год, а в мире количество «настолок» увеличивается еще быстрее.
«В Европе, особенно в Германии, настольные игры являются очень важной частью досуга и в большинстве семей они не просто есть, а имеются в значительном количестве, – говорит Юрий Ямщиков. – В США немало «настольных гиков» – людей, увлеченных комплексными «взрослыми» играми, которые готовы тратить на свое хобби немалые деньги и разбираться в навороченных правилах. Семейные и «гиковские» игры имеют свою аудиторию на всех континентах, кроме разве что Антарктиды».
Европейский рынок более развитый, чем российский. Там очень высокая культура настольных игр, поэтому играют как маленькие дети, так и люди старшего поколения, говорит Людмила Арачкова. «Для европейцев совершенно нормально провести время за интеллектуальным отдыхом и потратиться на настольные игры, даже если они стоят более 100 евро», – рассказывает эксперт.
«Может показаться, что у нас большой ассортимент игр, но это еще не много, – говорит Вячеслав Дрогайцев. – В Европе ассортимент в несколько раз больше и разнообразнее. Там настольные игры невероятно популярны, а наши сограждане только начинают осваивать этот досуг и понимать, что это классное времяпрепровождение».
Из-за рубежа к нам приходят основные тренды. Ежегодно локализуется (готовится к продаже в России) множество игр. «Но любопытно, что на этой улице появилось и встречное движение, – говорит Людмила Арачкова. – Российские разработки уже покупают европейские издательства, и они становятся хитами за рубежом».
Для примера, одна из разработанных Юрием Ямщиковым детективных «настолок» локализована более чем в 15 странах – от США и Бразилии до Германии, Франции, Китая, Кореи и Японии.
«Мы не повышали цены семь лет»: прогноз на будущее
На рынке хорошая конкуренция, поэтому сейчас в продаже огромное разнообразие игр по демократичным ценам. До недавнего времени цены на настольные игры в России почти не менялись. По данным маркетплейса Ozon, на игры люди тратят в среднем чуть больше одной тысячи рублей, и средний чек в этом сегменте уже несколько лет остается прежним.
К сожалению, цены на игры не останутся прежними. По словам Юрия Ямщикова, во многом это вызвано повышением стоимости международных перевозок – многие компоненты привозятся из-за границы. Кроме того, за последний год произошло значительное повышение стоимости качественного картона, который тоже, как правило, импортный. И, конечно же, не стоит забывать про общую инфляцию, притом не только в России, но и в мире.
«Мы на свои игры цены не поднимали еще ни разу с 2014 года, – говорит Вячеслав Дрогайцев. – Мы производим свои игры в России. Но за 2021 год стали сильно расти цены на производство, так как материалы и оборудование в большинстве своем импортные. Есть дефицит материалов из-за пандемии. По нашим сметам расходы на производство выросли с начала года на 24%. Думаю, что кто-то из наших коллег получил рост расходов на производство не менее чем на 30-35%, и уже были вынуждены поднять розничные цены для конечного покупателя. Мы пока держимся, но, скорее всего, в следующем году будем вынуждены поднять цены минимум на 15%. Будем смотреть по ситуации на рынке».
Похожая ситуация и в других компаниях. «В прошлом году у нас было небольшое повышение на карточные игры – 490 рублей (вместо 450 рублей). Затем в январе 2021 года мы немного подняли цены на деревянные настольные игры. Это не было связано с пандемией. Просто мы не повышали цены семь лет, а затраты растут. А вот в ноябре 2021 нам пришлось значительно повысить цены на деревянные игры из-за сложной ситуации на рынке сырья. Некоторые наши игры стали стоить более 2500 рублей. Также планируется повышение цен на другие игры в феврале 2022 года. Картон и дерево подорожали на 30%», – рассказывает Людмила Арачкова.
Взрывной рост спроса продолжится
Россия постепенно догоняет западные страны по популярности игр: сейчас с теми или иными настольными играми знакомы почти все студенты, а также немалое число молодежи. Кто-то играет с друзьями, кто-то – с детьми, а кто-то с коллегами. Эксперты единодушны во мнении, что интерес к «настолкам» в нашей стране в ближайшие годы будет продолжать стремительно расти.
«Многие заказывают игры в качестве корпоративных подарков, немало тех, кто хочет порадовать клиентов или монетизировать свою аудиторию через продажу брендированных «настолок». Есть и те, кто хочет осуществить свою задумку – выпустить новую игру или даже основать собственно издательство», – говорит Юрий Ямщиков.
«Можно смело утверждать, что рынок будет развиваться благодаря популяризации интеллектуального отдыха в виде настольных игр», – говорит Людмила Арачкова.
О том, насколько много людей заинтересовано в выходе новых настольных игр, можно судить по краудфандингу. Лидерами по сборам в России до недавнего времени были игры «Страдающее средневековье» (около 10 млн рублей), «Мрачная гавань» (больше 14 млн рублей), а в этом году их обогнала игра «Ведьмак: старый мир» (по открытым данным эта игра собрала более 64 млн рублей, по инсайдерским – более 100 млн рублей).