«Своеобычный человек»: в МХТ им. Чехова премьера «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» с Хабенским в главной роли
16:43 08/12/2021«Я чуть не пришел к мысли, что душа должна находиться в желудке…»
В МХТ им. Чехова премьера спектакля «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». В главной роли – художественный руководитель и Народный артист России Константин Хабенский. А автор пьесы и режиссер, и сценограф в одном лице – Виктор Крамер (режиссер «Снежного шоу» Славы Полунина).
Люди-птицы, дождь, мост… Кстати, именно сценография захватывает с первых минут. Пожалуй, об этой постановке трудно просто говорить, потому что это именно тот случай, когда нужно видеть. Зрительные образы здесь, может быть, даже ярче любых слов. А еще не стоит искать ничего общего ни с фильмом Марка Захарова с Янковским в главной роли, ни с мультипликационным персонажем, ни с героем Распе. Это совершенно иная история и абсолютно другой образ.
Мюнхгаузен Хабенского – то ли сумасшедший, то ли гений, философ, тонко чувствующий мир, одержимый и неразрывно связанный с Россией. И факт, что это – реальный человек, участвовавший в Русско-турецкой войне.
«Привыкли, что в России городят мосты где ни попадя…»
Спектакль начинается с похорон Мюнхгаузена, который упал в реку при строительстве моста. Ирония с первых же минут настраивает зрителя на то, что вся наша жизнь – абсурд и бесконечное количество условностей, которые мы пытаемся соблюдать, а на самом деле каждый занят своими мыслями и чувствами и никому ни до кого нет дела, если только речь не заходит о… наследстве!
И вот тут-то и начинается самое интересное, когда все члены семьи Мюнхгаузена узнают, что некий господин записал все его враки и издал книги, которые расходятся огромным тиражом по всему миру. Вот теперь сложившаяся ситуация и, собственно, сам барон начинают интересовать всех собравшихся по-настоящему.
«Все, что произошло, трагично, но закономерно…»
А кто же оказывается рядом в трагическую минуту? Вторая жена Марта (Надежда Калеганова, Надежда Жарычева), которая намного моложе своего супруга и постоянно ему изменяет, сын от первого брака Феофил (Даниил Феофанов, Павел Филиппов), первая жена баронесса Якобина фон Дунтен (Кристина Бабушкина), ее любовник Генрих Рамкопф (Михаил Трухин, Артём Волобуев) и герцог (Александр Усов, Алексей Красненков).
Но что-то, как говорится, пошло не так. Мюнхгаузен оказался жив. И теперь каждый из этих безумцев готов на все ради завещания – и в коня превратиться, и пчелу сыграть. Если впереди маячит солидное вознаграждение, то можно стерпеть все. И вот большую часть спектакля мы видим как раз то, на что готовы люди ради собственной выгоды, как все эти равнодушные и заинтересованные исключительно собой персонажи вдруг начинают всячески угождать барону. Откуда же такое великодушие? Но «вранье, чудовищное вранье. И я это не переношу».
Да, «не те пошли нынче кони». Благодаря сценографии Виктора Крамера, мы видим бег по кругу в прямом смысле слова, будто переворачиваем сами страницы книги жизни барона Мюнхгаузена и всей его семьи.
- Что это?
- Случай. Его Величество – Случай.
Но здесь нет ничего случайного. Все и на сцене, и в жизни закономерно. Огромная стопка книг, дверь, словно висящая в воздухе, за которой ничего – только небо как символ свободы и грез, и круг, который, кстати, не один раз приводил в действие сам барон. Он словно запускает этот круговорот событий, чтобы однажды исполнить свою мечту. Ведь, как известно, под лежачий камень вода не течет. И делать хоть что-то всегда лучше, чем ничего.
- Хотите с нами, Ваше Величество?
- Куда? На Луну?
- Да, будем ее чистить!
Для персонажа Хабенского нет ничего невозможного. Человек, одержимый идеей, способен собрать вокруг себя кого угодно. Он «заражает» в конечном счете всех окружающих. Или… Интересно, насколько далеко люди готовы пойти ради выгоды? Оказывается, даже полететь на Луну с «сумасшедшим Кулибиным», сделавшим абсолютно ненадежный воздушный шар. Люди как куклы, как марионетки в руках того, кто может осчастливить их наследством. Или как медведи – невежественные, хорошие, но душа их спит.
Но «война – это не то, что может когда-то закончится», и она действительно продолжается, только в мирной жизни враги – не такие явные, а могут скрываться и под личиной друзей и родных. Так что, как говорится, держи ухо востро.
Повсюду ложь и обман, даже непонятно, что на самом деле больше враки – придуманные истории Мюнхгаузена или реальная жизнь. Вот и жена оказывается вовсе не беременной. «Тогда зачем все это?» – спрашивает ее барон. «Мне просто хотелось, чтобы хоть раз ты перестал шутить».
«Мне нужен воздух!»
Послушать, как поют птицы, почистить Луну, отправиться на воздушном шаре на Юпитер, найти любимую пчелу…
- Будет ли от этого толк?
- Будет. В таких ситуациях всегда надо искать оригинальное решение!
И Мюнхгаузен так и делает. Любую ситуацию он разрешает вопреки логике и здравому смыслу. А все почему? Потому что не лишен фантазии. Он умеет надеяться и верить… А такие люди и вправду кажутся какими-то сумасшедшими. «Не летим. Никуда не летим. Застряли», – вот так многие застревают в рутине и разучиваются мечтать. В погоне за легкой прибылью люди нередко утрачивают самое главное – трудолюбие, символом которого и является пчела. Недаром свое завещание барон оставляет пчелам!
«Там не было ни споров, ни адвокатов, ни мятежников. Они искали свое счастье в том, чтобы стать совершеннее… Все они здесь были совершенны и душой, и телом, они были самыми счастливыми!.. Я слышал, что на Юпитере живут люди лучшей породы, поэтому я всегда стремился туда. Но сначала душа должна расстаться с телом…»
А, может быть, можно все-таки, сохранив тело, сберечь и душу?
Он хотел построить мост – символ связи. Он любил пчел – символ трудолюбия. Летал в облаках, мечтая, и был свободным, как птица. И в конце концов был принят в стаю. Очень «своеобычный человек» – барон Мюнхгаузен…
Подробнее в сюжете: Театр
- Премьера Мариинского театра Владимира Шклярова похоронили в Санкт-Петербурге: с ним попрощались овациями
- В Театре Пушкина поставили спектакль по мотивам комедии Оскара Уайльда. От идеи до воплощения прошло 75 лет
- «Манюня» в РАМТе: «Чем старше становишься, тем больше мечтаешь увидеть себя маленькой…»