Всего за год, с сентября 2020 по сентябрь 2021 года, количество работающих россиян в возрасте от 20 до 29 лет сократилось на 460 тысяч человек, говорится в отчете компании FinExpertiza. Хотя сокращение молодых работников наблюдается с начала 2010-х годов, эта тенденция, по-видимому, ускорилась. Эксперты называют несколько взаимосвязанных причин убыли молодой рабочей силы, включая пандемию.
Причины сокращения работающей молодежи
Первая – и самая очевидная – причина связана с демографическим кризисом. Работники возрастной группы 20-29 лет – это дети 1990-х, период, когда серьезно снизился уровень рождаемости и произошел рост смертности. В результате на рынке труда объективно не хватает представителей данных возрастов. Частично происходит замещение на труд мигрантов, частично сохраняется спрос на труд пенсионеров и работников предпенсионного возраста.
Вторая причина связана с изменениями на рынке труда в связи с пандемией коронавируса.
«Удаленный и смешанный формат работы привел к тому, что все больше компаний, включая представителей крупного бизнеса, стали обращаться к фрилансерам (контент-менеджерам, копирайтерам, переводчикам, веб-дизайнерам и другим специалистам). Часть компаний осознала, что нет необходимости содержать большой офис (которые преобразовываются скорее в коворкинг-зоны) и большое количество сотрудников на постоянной основе. Молодые работники, которые более гибки и предпочитают свободу, осознали, что необязательно работать в офисе и быть привязанным к одному работодателю на постоянной основе. Поэтому часть из них выбрала уйти во фриланс – но такая работа зачастую не оформляется официально», – рассказывает экономист, преподаватель Института мировой экономики и бизнеса РУДН Равиль Асмятуллин.
На проблему неофициальной и неполной занятости среди молодежи обращает внимание и Дмитрий Бухарин, руководитель юридического отдела федеральной юридической компании «Мой юрист». По его мнению, распространенной практикой являются случаи, когда часть работодателей официально не оформляет свои трудовые отношения именно по трудовому договору в рамках Трудового кодекса РФ. При этом работники в возрасте от 20 до 29 лет как раз не возражают против этого и работают либо по гражданско-правовому договору, либо вообще без договора и, соответственно, не попадают в такую статистику официальной занятости.
Кроме того, многие в возрасте до 23-24 лет еще продолжают обучение, поэтому среди данной возрастной категории традиционно сохраняются высокие показатели безработицы. Тем не менее здесь также есть проблема, когда, с одной стороны, молодежь без опыта не готова стартовать с низких зарплат, а работодатели, с другой стороны, предъявляют высокие требования к потенциальному сотруднику, включая наличие опыта работы.
Еще одной причиной являются миграционные настроения молодежи. «В последние годы рекордных показателей достигает доля желающих покинуть Россию, особенно среди молодежи, – считает Асмятуллин. – В реальности физически уезжает лишь несколько процентов. Однако пандемия стимулировала новый формат – цифровую миграцию, когда российская молодежь может работать на иностранную компанию, находясь в России. Особенно это актуально и легко реализуемо в IT-компаниях».
Как это повлияет на экономику в долгосрочной перспективе?
В долгосрочной перспективе демографические спады в России усугубят проблемы на рынке труда. В России наблюдаются отрицательные показатели естественного прироста (то есть мы говорим об убыли населения). Демографические провалы вместе с низкой рождаемостью говорят о том, что население России будет стареть, а численность трудоспособного населения будет также снижаться. Так, согласно среднему прогнозу ООН, к 2050 году численность населения России может снизиться до 135 млн человек, а к 2100 году – до 126 млн.
«Трудовые ресурсы, качественный человеческий капитал – один из ключевых факторов экономического роста страны. Соответственно, дефицит трудовых ресурсов в сочетании с низкой производительностью труда будет серьезно тормозить экономический рост нашей страны», – делает вывод Равиль Асмятуллин.
Более оптимистично настроен Александр Цыганов, руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве России. Он считает, что Россия вписывается в общемировую тенденцию, характерную для развитых стран, – снижение потребности в ручном труде на производстве и строительстве благодаря автоматизации. Это сказывается и на отечественной экономике.
«В период пандемии выросли зарплаты в тех видах занятости, где сказался отток мигрантов. В первую очередь это курьеры, логистика в целом, строители. Но есть и польза – затратное внедрение новых технологий становится более привлекательным, а эффект от них будет нарастать. Например, это внедрение BIM-технологий в строительстве, которые позволяют экономить на всех стадиях строительства и эксплуатации объекта. При этом число работающих представителей 20-29-летнего возраста скоро должно начать возрастать, скажется рост рождаемости, начавшийся в начале 2000-х годах», – полагает эксперт.
По словам директора по персоналу «Т1 Интеграция» Вероники Еликовой, «в ближайшие 15 лет нас ждет изменение рынка труда, потребуется ментальное изменение его восприятия. Между компаниями развернется жесткая борьба за молодые кадры в возрасте от 25 до 40 лет. И все равно их будет не хватать. Работодатели вынужденно обратят внимание на опытных сотрудников старше 40 лет. Произойдет возрастная диверсификация: коллектив компаний равномерно наполнится молодыми и более возрастными сотрудниками».
В условиях дефицита молодых кадров все заметнее меняются предпочтения молодежи на рынке труда. Зарплата, хоть и является важным фактором, но все же не единственным. Молодым людям важно выбирать компанию, которая разделяет их ценности и взгляды. Легче адаптируясь к переменам, они проще принимают решение о смене места работы. Если в процессе понимают, что выбранное дело не приносит удовлетворения, то с легкостью его оставляют. Доступность образования, особенно в онлайн-формате, позволяет быстро переквалифицироваться и попробовать себя в новой профессии, отмечает руководитель компании Shopping Live Мария Островская.
Очевидно, что демографическая тенденция в большей степени будет опасна в будущем: с одной стороны, она приведет к уменьшению числа работающих в стране, а с другой – негативно отразится на темпах рождаемости, когда нынешние юноши и девушки в возрасте 20-29 лет начнут создавать семьи, говорит Михаил Хачатурян, доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве РФ. И если проблему снижения количества работающих решить можно за счет привлечения соотечественников из стран СНГ и дальнего зарубежья, то проблему рождаемости только мерами финансовой поддержки в виде материнского капитала и других инструментов со стороны государства решить весьма затруднительно. Необходимым условием для роста рождаемости должен стать рост благосостояния населения, не только статистически, но и реально.