«Закон о приземлении»: продолжат ли иностранные IT-компании работать в России?

14:50 19/01/2022
Работа в офисе,офис, кабинет, работа, компьютер, труд, офисная работа, рабочее место, сотрудник, ноутбук, клавиатура, прорамист, хакер,  ,офис
ФОТО : МТРК «Мир» / Алан Кациев

С 2022 года вступил в действие закон о «приземлении», согласно которому иностранные IT-компании обязаны зарегистрироваться в России. Опрошенные эксперты рассказывают, что будет, если компании проигнорируют закон о своем «приземлении» в России? Возможен ли сценарий с полной блокировкой? Какие последствия могут быть для российских пользователей? Как это скажется на рынке интернет-рекламы и сетевой коммуникации в целом?

1 июля прошлого года Президент РФ Владимир Путин подписал так называемый закон о «приземлении». С 1 января 2022 года крупные зарубежные IT-компании с ежедневной аудиторией в России от 500 тысяч человек обязаны создать в стране полноценные представительства (филиалы), зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить на своих ресурсах электронную форму для обратной связи с российской аудиторией.

В ноябре Роскомнадзор опубликовал список из 13 компаний, которые должны открыть филиалы в России. В него вошли Google, Apple, Meta, Twitter, Tik-Tok, Telegram, Zoom, Likeme, Viber, Discord, Pinterest, Spotify и Twitch. В случае невыполнения требований закона компаниям грозит запрет на рекламу и прием платежей в России, а также блокировка или замедление доступа к их ресурсам на российской территории. При этом уже пять компаний из списка начали выполнять условия РКН. Вслед за Likee, Apple, Viber и Tik-Tok начал «приземление» музыкальный стриминговый сервис Spotify.

Насколько возможна блокировка иностранных сервисов?

Тенденции по «приземлению» глобальных компаний в странах, где оказывают услуги, сформировались и нарастают не только в нашей стране, но и других. Это вполне понятно и здесь не только забота о безопасности, но и соблюдение законодательства о персональных данных, защите прав потребителей, различное понимание морально-нравственных проблем и, соответственно, прочтение пристойного и непристойного контента. Сегодня есть подход не только Китая, имеющего свою великую китайскую стену в интернете, Турции, ограничивавшей доступ к социальным сетям, недавний опыт Казахстана, блокировавшего интернет во время беспорядков, но и Германии, посчитавшей нужным «приземлить» Telegram. Пока не развились технологии спутникового интернета, государства с успехом реализуют ограничительные меры и хотя бы частично добиваются выполнения своего национального законодательства.

«Успех кампании по «приземлению» в России будет зависеть не только от эффективности российского регулирования, но и от ситуации в других странах, – говорит руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы, Финансовый университет при Правительстве России Александр Цыганов. – И чем более будет предприниматься усилий в мире, тем вероятнее выработка и соблюдение правил взаимодействия глобальных компаний с национальными правительствами».

Юрист-международник, кандидат юридических наук Татьяна Ковалева не исключает возможность блокировки сервисов иностранных интернет-компаний. Более того, пример недавних событий в Казахстане показал, что в ряде случаев такая блокировка эффективна и необходима для обеспечения безопасности мера. Последствия же такого сценария, по ее мнению, довольно спорные. В краткосрочной перспективе – это эффективно для обеспечения точечных государственных интересов. В долгосрочной перспективе – это не способствует укреплению развития гражданского общества.

«Скорее всего, как и в случае со штрафами за неудаление по требованию Роскомнадзора запрещенного контента, крупнейшие IT-компании для вида повозмущаются и выполнят положения закона о «приземлении», то есть перерегистрируют свои представительства в полноценные филиалы», – считает Михаил Хачатурян, доцент Департамента менеджмента и инноваций Финансового Университета при Правительстве РФ.

Вероятнее всего, до полной блокировки дело не дойдет, хотя представляется, что эта мера будет весьма действенным рычагом воздействия, чтобы умерить пыл критики со стороны IT-гигантов и ускорить процесс регистрации их филиалов по нормам российского законодательства. Терять такой привлекательный рынок западные высокотехнологичные компании не захотят ни при каких обстоятельствах. При этом если допустить ничтожную вероятность, что игроки IT-рынка пойдут на принцип и откажутся выполнять положения закона, их место на российском коммуникационном рынке и рынке интернет-рекламы займут российские игроки, а вот вернуться на российский IT-рынок западным игрокам будет весьма затруднительно.

«Как теперь понятно из опыта казахстанско-китайского сотрудничества, полная блокировка ресурса или даже интернета в целом на территории России возможна. Правда, вместе с водой мы выплеснем из тазика и младенца. Но учитывая, что самые большие компании уже приземляются в России, тем же путем пойдут и малые компании. Все-таки русскоязычный сегмент интернета второй в мире и растет быстрее остальных. Терять такой лакомый кусочек мегагиганты интернета вряд ли захотят», – говорит проектный менеджер компании Online-media Александр Листопад.

Напротив, генеральный директор компании Inspector Cloud Александр Беренов полагает, что эти иностранные компании могут пожертвовать своей выручкой и уйти с российского рынка, чтобы не рисковать сотрудниками, которые могут стать заложниками. Linkedin, например, все еще заблокирован, и это совершенно не беспокоит иностранных инвесторов, потому что Россия – не самый большой рынок для всех перечисленных компаний, кроме Telegram.

Последствия для российских интернет-пользователей

Требования властей удалить определенный контент, а также различные санкции активно применяются далеко не только в России, но и по всему миру. И международные компании уже «привыкли» к требованиям и штрафам на локальных рынках. Более того, в бюджетах крупных корпораций даже заложена отдельная строка на эти расходы. Какими бы крупными они ни были, в целом на них приходится лишь несколько процентов от выручки, а потому отказываться не имеет особого смысла. Чаще всего, международные компании своим нежеланием платить штрафы и (или) удалять контент демонстрируют несогласие с решением не по финансовым мотивам, а по другим (связанным с имиджем, идеологией и так далее), рассказывает управляющий RTM Group, эксперт в области кибербезопасности и права Евгений Царев.

Поэтому неудивительно, что часть IT-гигантов оперативно объявили о намерении выполнять требования закона и регулятора. Они получают гораздо больше проблем в своей деятельности, когда отказываются идти навстречу властям. Ведь в распоряжении регуляторов большой выбор мер: от замедления трафика и запрета на рекламу до полной блокировки. И они непременно этим воспользуются, как только возникнет необходимость. Поскольку применение любой из этих мер негативно влияет на бизнес, компании предпочитают не допускать крайних ситуаций. Сценарий полной блокировки нежелателен ни для кого, но неприятность в том, что он может быть реализован очень оперативно и по отношению к любой компании. В случае замедления трафика или полной блокировки отток пользователей услуг компании будет быстрым, так как аналоги большинства сервисов уже существуют. Пользователи, конечно, испытают неудобства, но как показывает практика, быстро перейдут на другие платформы. Что касается рекламы, то рекламодатели также последуют за пользователями на другие платформы.

«Для большинства российских пользователей изменения, связанные с «приземлением», будут незаметны. Из положительных моментов – реклама будет полностью соответствовать закону о рекламе Российской Федерации, а пользователи сервисов будут больше защищены. Частый случай – блокировка и кража аккаунтов, при которых вернуть их невозможно. У пользователей появится возможность обращаться в официальные представительства IT-компаний. Сейчас, если ваш аккаунт в Instagram заблокировали или украли мошенники, вы ничего не сможете сделать. После появления официальных представительств у граждан РФ появится такая возможность», – говорит специалист по государственному и муниципальному управлению Олег Долгицкий.

А вот для рынка интернет-рекламы последствия будут ощутимы в случае введения санкций против иностранных IT-компаний, считает директор технического департамента компании «ХайТэк-Интеграция» Дмитрий Ласьков. «Очень много бизнеса перешло из офлайна в онлайн. Поэтому, если рассматривать в моменте, ограничительные меры принесут много неудобств, а в перспективе – будут способствовать переходу рекламодателей и бизнеса на другие площадки. Ситуацией воспользуются существующие сервисы или стартапы сетевой коммуникации с российскими корнями. Хочется верить, что сценарий полной блокировки не воплотится в жизнь, поскольку это может затронуть много других сервисов и вызвать социальное напряжение в обществе», – резюмирует эксперт.