Кому погром, кому – доход: воспоминания свидетелей беспорядков в Казахстане
19:18 23/01/2022Режим чрезвычайного положения в Казахстане на этой неделе снят – жизнь потихоньку налаживается. Но январские события надолго останутся в памяти людей, особенно тех, кто оказался в самом центре событий. Видел, как боевики избивали и убивали силовиков, как громили все на своем пути, в том числе представительство телерадиокомпании «МИР» в Алматы. Воспоминания свидетелей тех страшных дней – без комментариев.
«Все подорожало: бензин, газ, продукты», – говорил во время беспорядков один из митингующих.
В ночь с 4 на 5 января протесты переросли в массовые беспорядки. Пострадали 95 полицейских.
«Четвертого числа, когда все события начались, ориентировочно в девять часов вечера нас подняли по тревоге. После чего мы все собрались и выехали к очагу массовых беспорядков. Сначала мы выехали в сторону «Алматы-арены», далее оттуда нас перебросили в сторону площади. Ситуация была страшная, перед акиматом в огне пылали перевернутые полицейские, гражданские машины. Увидели агрессивно настроенных людей, толпу», – рассказал военнослужащий Национальной гвардии Казахстана.
«Все мирные жители поняли, что это уже были террористы. Их целью, наверное, был захват власти, нарушение покоя мирных граждан», – отметил другой солдат.
5 января аэропорт Алматы захватили радикалы
«Пятого я должна была вылетать. Приехали в аэропорт, он очень хорошо охранялся – было где-то 150 солдат. Была задержка у двух рейсов: Бишкек и Москва. Выходит пилот на связь и говорит, что аэропорт захватили и всех эвакуировали. Но нам же в целях нашей безопасности нужно оставаться в самолете. Мы сидели с 19:30 до 8:00. Потом, когда подключили интернет, у нас началась паника. Моя мама выехала с моей сестрой из нашего дома, где я живу, за мной в аэропорт. Они ехали и показывали, что привязали к розе белый флаг, которым махали, пока ехали», – поделилась Инкара Тажибаева.
5 января президент Токаев вводит режим ЧП
«Призывы атаковать помещения гражданских и военных ведомств являются абсолютно незаконными. Это преступление, за которым может последовать наказание. Власть не падет», – заявлял президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
«Пятого числа я приехал как обычно на работу. Выехал на троллейбусную линию, вижу, что толпа по [проспекту] Абая идет, примерно 80-100 человек. Зашли трое в кабину и сказали, что троллейбусный путь закрыт. Я поставил транспорт, как они сказали, ключ у меня отобрали. И мне сказали, чтобы я шел домой», – поделился водитель троллейбуса Акылбек Темирланов.
«Они были подготовлены. То есть у них в руках были куски арматуры, дубинки, биты, коктейли Молотова. У них не было никаких требований, не было каких-либо активистов, которые требовали что-то от государства или от правительства. Люди просто пришли туда, чтобы устроить хаос в городе. Когда смотрели на людей, которые бежали на нас с ножами, с битами, мы видели, что они хотят крови и убийств», – поделился сотрудник Национальной гвардии Казахстана.
«Когда начали применять специальные средства, оружие, мирных людей перед нами уже не было. Все адекватные люди находились у себя дома в безопасности», – подчеркнул солдат.
6 января начало миротворческой миссии ОДКБ в Казахстане
«Шестого числа в ночь сожгли полностью СТО с машинами – девять машин. Две угнали. Здесь ничего не осталось. Здесь у них пункт был, можно сказать. Заправку разбили, тоже сожгли. Наш сервис вначале начали громить, угнали машины, а потом ночью подожгли. Потому что с соседних домов звонили, вызывали пожарных, видели, как горит. Топоры, ружья там были, палки. Целая толпа начала вот здесь грабить», – рассказал владелец автосервиса Кирилл Нагиев.
«Вообще у меня срок был 25-го, где-то 27-го января. Предположительно, мы хотели где-то в 20-ых числах родиться. Седьмого числа в четыре-пять мне уже стало плохо, начал болеть сильно живот. Мы решили вызвать «скорую». Позвонили в скорую помощь, они сказали, что им запретили выезжать на выезды. Приезжаем в роддом, там темно и нет света. Когда я зашла, я сразу же увидела несколько медсестер, несколько санитарок, врачей. Они, несмотря на эти беспорядки, были на работе. Приняли меня хорошо. Сразу же меня обследовали, взяли все анализы, сделали УЗИ. В итоге приняли решение, что мне экстренно нужно делать кесарево сечение. Операцию начали в восемь вечера. И в восемь часов три минуты у меня родился второй сын. Мы его назвали Даниял, что значит «богом данный», – поделилась роженица Азиза Мухсинова.
«Страшно не было, потому что мы за правое дело были. Мы делали то, что должны были делать. Военнослужащие Национальной гвардии все стояли до одного. Никто не отступил, не бросил экипировку. Хотя люди предлагали снять снаряжение и перейти на их сторону. Но мы исполняли свой воинский долг и остались верными своей присяге. От самого начала до самого конца мы держали строй», – добавил военнослужащий Национальной гвардии.
9 января миротворцы ОДКБ взяли под охрану стратегические объекты
За подготовку материала телеканал «МИР» выражает благодарность алматинским коллегам: Александре Салминой, Максиму Козлову, Кириллу Харламову. Им сейчас совсем не просто – рабочих мест нет, тексты приходится писать в машине по старинке: ручкой в блокноте. А снимать все больше на мобильные телефоны.
Накануне власти страны озвучили сумму ущерба от беспорядков: $313 миллионов. Погромщики уничтожили 45 зданий государственных органов и 306 коммерческих объектов. Мятежники и мародеры громили и выносили все, что попадалось под руку.
Брендовые часы, сумки, одежда, парфюмерия, смартфоны, планшеты, телевизоры – все эти люксовые товары недавно появилось на сайтах объявлений. Цены в разы ниже рыночных. Корреспонденты «МИР 24» обзвонили парочку продавцов. Все как один уверяют: вещи не ворованные, куплены до грабежей. На просьбу показать чек бросают трубку. Тем, кто занимался мародерством в те дни, грозит до трех лет лишения свободы.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Программа Вместе