Масштабный сбой: почему произошел блэкаут в Центральной Азии

23:05 30/01/2022

Блэкаут по самым скромным подсчетам затронул более 40 миллионов человек в трех республиках. Все потому, что Узбекистан, Кыргызстан и Казахстан живут в едином энергетическом кольце. И если где-то оно разрывается, то без света остаются все, передает корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.

60-е годы прошлого века. СССР. Центральная Азия во всем ее многообразии. Горы и долины, реки и озера с их непостоянным течением и полнотой. Электрификация всей страны должна прийти и сюда, чего бы это ни стоило.

Кыргызстан умеет добывать электроэнергию при помощи воды. Казахстан богат газом и нефтью. Узбекистан на то время – хлопковая столица Евразии – больше потребляет, чем может производить. Все республики разные. Во имя прогресса их предлагают объединить в одно энергетическое кольцо.

Изобретение советских инженеров-энергетиков объединило 83 электростанции сразу пяти республик – Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан. Последние две страны захотели стать автономными и в начале нулевых вышли из кольца.

Энергетическое кольцо по сути – цепь из последовательно соединенных потребителей электричества. И в такой круговой поруке важно, чтобы все звенья цепи работали исправно. Суть энергетического кольца проста и надежна, как и все советское: закон о сообщающихся сосудах.

Для такого даже термин специальный придумали – «перетоки». Схема удобная и при активном участии всех сторон надежная. Подобные работают в Центральной Европе. Энергетическое кольцо Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы тоже себя оправдало. Так и Центрально-Азиатскому кольцу прочили большое будущее.

Парад суверенитетов внес правки. Напряжение между независимыми соседями росло. А напряжение в сети, наоборот, падало. Путаница во взаиморасчетах и налогах. Рост потребления электроэнергии. В Узбекистане, к примеру, население за 30 лет независимости с 20 миллионов увеличилось почти в два раза. В Казахстане прибавилось 2,5 миллиона, как и в Кыргызстане.

«Начало 90-х – это потребление бытовой электроэнергии. Промышленность – остальное. А на данное время наоборот получилось. Во многих регионах уголь, газ не применяется. Только электричество. И отопление, и пищу приготовить, и свет», – отметил энергетик, советник председателя правления ОАО «Национальная энергетическая холдинговая компания» Чоробай Акунов.

Недавно добавились проблемы и в энергетическом сердце Кыргызстана – на Токтогульской ГЭС.

«В последние годы, порядка двух, лет у них было мало воды, поэтому летом небольшой профицит был. То есть этот период маловодья, он периодически случается», – рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Азиатская поговорка: «Ты жив, пока вода рядом». Это кадры минувшей весны. Токтогульская ГЭС фактически простаивает. При том, что может производить необходимые 25 миллионов киловатт часов. Но теперь дает лишь 10.

Кыргызстан никто так и не услышал. Выход в итоге нашли – покупать электроэнергию в Узбекистане и у Казахстана. У них ведь переизбыток. Был. Ровно до лета прошлого года. Пока в самую крупную центральноазиатскую республику не приехали криптовалютчики.

Казахстан внезапно стал второй в мире страной по майнингу. Лидерство, которое вышло боком. По официальной казахстанской статистике, только так называемых «белых майнеров» в страну въехало около 200. «Серых» до сих пор ловят. К такому шоку энергосистемы оказались не готовы. Электросети «просели». Криптовалютчики стали последней каплей в проблеме, которая копилась с момента распада Союза и отмены программы по модернизации энергетического кольца Центральной Азии.

«В 91-м году у нас было домашнее задание: «Ребята, вот, за 30 лет, пожалуйста, постройте себе парочку базовых электростанций и маневренные где-нибудь на юге». Мы домашнее задание не сделали. Мы его провалили», – рассказал заслуженный энергетик Казахстанской электроэнергетической ассоциации Жакып Хайрушев.

Отсутствие резервных магистралей добавило проблем. Например, Западный Казахстан и вовсе не связан с единой энергосистемой.

«Наша вина, казахстанской энергосистемы только в одном: в том, что у нас в тот момент, когда произошла системная авария, у нас не оказалось достаточного резерва», – отметил заслуженный энергетик Казахстанской электроэнергетической ассоциации Жакып Хайрушев.

Сегодня никто из участников Центрально-Азиатского энергетического кольца не может дать гарантии, что блэкаут этой недели не повторится в будущем в еще более масштабном виде.