13 февраля исполняется 60 лет основателю легендарного отечественного бит-квартета «Секрет» Максиму Леонидову. Сейчас он успешный музыкант – выступает как сольно, так и с группой «Hippoband». Кроме того, Максим Леонидов популярный киноактер: его фильмография насчитывает полтора с лишним десятков ролей, а также востребованный театральный актер, телеведущий и шоумен, автор песен. И все-таки прежде всего он знаменит как лидер того самого «Секрета», который в конце 1980-х впервые поднял молодого артиста на вершину популярности и славы.
«Папа, а что такое пивная?» Детство и первый сценический опыт
Путь Максима Леонидова на театральные подмостки был предопределен еще до его рождения. Родители будущей звезды оба были не просто артистами, а заслуженными артистами РСФСР: и отец Леонид Леонидов, и мать Людмила Люлько. Оба играли в Ленинградском академическом театре комедии, а отец был одним из зачинателей традиции театральных «капустников».
Сам Максим Леонидов вспоминал, что впервые на сцену он вышел года в четыре, причем исключительно по собственному почину. Вот как он описывал этот эпизод в своей первой автобиографической книге: «Мы всей семьей отдыхали в Доме творчества в Щелыкове. Однажды на традиционном киносеансе у механика что–то не заладилось. В зале зажгли свет, все сидели и тихо перешептывались в ожидании продолжения. Мне сидеть не хотелось.
Я вышел на сцену и запел то, что помнил по домашнему папиному исполнению, а именно песню про моряка, спел про шаланды и кефаль, потом добрался и до биндюжников. Ни то, ни другое, ни третье не вызвало у меня никаких вопросов. Но тут по сюжету герой зашел в пивную. Вот тогда я прервал пение. «Папа, а что такое пивная?» – поинтересовался я под всеобщий хохот, будто рос среди одесских биндюжников и каждый день встречал шаланды с кефалью, как-то минуя при этом пивную. Через двадцать три года я таки сыграл короля Молдаванки Беню Крика в картине Владимира Аленикова «Биндюжник и король».
С того выступления в кинотеатре юный Леонидов пользовался любой возможностью выступить на публике. Первый серьезный театральный опыт состоялся в тринадцать лет на сцене Театра комедии в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели» по Федору Достоевскому. Потом были выступления в качестве ученика ленинградского Хорового училища имени Федора Глинки.
Причем до того, как Максим Леонидов пришел туда учиться, он пережил несколько неприятных лет в школе с математическим уклоном. Судя по всему, способностей к точным наукам у парня действительно не было, и старшие классы Леонидов окончил уже в хоровом училище.
В книге «Я оглянулся посмотреть» есть характерный эпизод. «Когда я в пионерском лагере прочел на концерте вступление к «Медному всаднику», мама расплакалась, – пишет Максим Леонидов». Речь тут идет уже не о Людмиле Люлько. Настоящую маму Максим потерял, когда ему было всего пять лет: она умерла от рака. Некоторое время он даже жил в интернате. Второй матерью, которую он и называл «мамой», ему стала Ирина Львовна, библиотекарь Театра оперы и балета имени Сергея Кирова. Она очень любила мальчика. Именно она, судя по воспоминаниям Максима Леонидова, сыграла особую роль в его подготовке и поступлении в театральный институт. Поддержка отца была, может быть, менее яркой, но тоже была: «Папа на похвалы был скуп, но всегда говорил: «Работай, у тебя получится». И все получилось.
Секрет рождения «Секрета»
После получения аттестата в 1979 году Максим Леонидов поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Он учился на курсе Аркадия Кацмана и Льва Додина. Театр манил юношу изо всех сил, но подростковая мечта – петь, как «Битлы», рок-н-ролл со сцены – тоже не отпускала. И в конце концов случилось то, что должно было случиться. Леонидов нашел таких же одержимых музыкой студентов, как и он сам. Первым стал однокурсник Дмитрий Рубин, с которым они успели к 1983 году написать несколько общих песен, в том числе ставшие потом знаменитыми «Именины у Кристины» и «Алису». Вторым – Николай Фоменко, учившийся на том же курсе, но у других педагогов. Именно ему, как вспоминает Леонидов, принадлежали слова, определившие их общую судьбу: «Какой оркестр? Вы че? – удивился Коля Фоменко, когда мы рассказали ему о своей мечте. – Будем создавать группу!»
Официальным днем рождения бит-квартета «Секрет» считается 20 апреля 1983 года – день, когда в группу пришел Андрей Заблудовский, сменивший Дмитрия Рубина. До этого «секретчики» уже успели дать концерт, выступив на разогреве у рок-музыканта Майка Науменко. Но настоящая слава пришла, когда их стало четверо. Эта четверка до сих пор считается классическим составом бит-квартета: Максим Леонидов, Николай Фоменко, Андрей Заблудовский и Алексей Мурашов.
Во всех биографиях самого Максима Леонидова и его товарищей «секретчиков» есть одно темное место, которое непросто прояснить. В 1983 году Леонидов и Фоменко заканчивают учебу в театральном институте и уходят в армию. Следующие два года оба провели в Ансамбле песни и пляски Ленинградского военного округа. При этом в истории бит-квартета «Секрет» говорится, что только в начале 1985 года группа перешла на профессиональную эстраду, успев к тому времени записать магнитофонный альбом «Ты и я». Писался он в студии звукозаписи альма-матер Леонидова и Фоменко.
Казалось бы, как это возможно: служить в армии и писать альбом? Ответ дает сам Максим Леонидов: «Хотя мы с Фомой имели свои коечки – он наверху, я внизу, – но за полтора года спали на них общим счетом не больше пятидесяти ночей. Если не считать командировок, на ночь нас обычно отпускали домой. К девяти утра на Загородный проспект, 46 стекались шинели с музыкантскими лычками. Я добирался до ансамбля на общественном транспорте, как большинство не только срочников, но и вольнонаемных». Кроме того, артистов то и дело отпрашивали у командования на «гражданские» выступления.
Медные трубы бит-квартета
Демобилизация позволила Леонидову и Фоменко вернуться к работе в бит-квартете в полную силу, и с 1985 года группа стала стремительно набирать популярность. Этому способствовали, с одной стороны, песни популярного в рок-движении Майка Науменко, которыми он щедро поделился с начинающими коллегами. Это были будущие их хиты «Мажорный рок-н-ролл» и «Буги-вуги». Добавляли популярности и песни, которые написал еще Дмитрий Рубин, тонко чувствовавший вкусы советских битломанов: «Именины у Кристины», «Привет» и «Тысяча пластинок». Наконец, сами Леонидов и Фоменко, ставшие авторами большинства хитов группы, сумели сделать так, что Борис Гребенщиков сказал: «первый раз слышал, что люди поют по-русски, а создается впечатление, что поют по-английски, и текст не раздражает».
Взлет «Секрета» был стремительным. В первые два года профессиональной деятельности группа дает несколько громких концертов, выступает на телевидении, а потом отправляется в турне по СССР вместе с настоящей легендой того времени – группой «Машина времени».
С этого момента популярность «Секрета» мало в чем уступает популярности «Машины». С одной маленькой поправкой: «секретчики» с их напоминающими The Beatles узкими красными галстуками, форменными костюмами и характерными прическами стали чрезвычайно популярны в первую очередь у молодежи. Особенно у ее женской части: сказывалась, видимо, глубоко романтичная природа секретовских песен.
Приезжавшую в Москву «Красную Стрелу», в одном из вагонов которой на гастроли прибывал «Секрет», всегда встречала толпа восторженных фанаток, пугавшая проводниц. А в ленинградских и московских школах доходило чуть ли не до драк, когда отношения между собой выясняли «секретчики» и «брависты» – поклонники групп «Секрет» и «Браво», спорившие, какой из коллективов играет настоящий рок-н-ролл.
Первый же диск-гигант «Бит-квартет «Секрет», записанный в 1987 году при поддержке Александра Кутикова из «Машины времени» и с предисловием Андрея Макаревича на конверте, стал дважды платиновым. Миллионные тиражи расходились почти мгновенно: их не хватало на всех желающих. Следующий диск – вышедшее в 1989 году «Ленинградское время» – немного разочаровал поклонников. Он был уже не таким романтичным, скорее имел уклон в острую социальность, да и саунд стал иным, более жестким и резким. Но это не снизило популярность группы, напротив, ее подогрел появившийся в том же году музыкальный спектакль «Король рок-н-ролла». В нем Максим Леонидов играл Элвиса Пресли, а остальные участники группы появлялись в эпизодических ролях и обеспечивали музыкальное сопровождение.
Это представление с громким успехом прошло в Москве и Ленинграде. Казалось, группе обеспечено благополучное существование в ближайшие лет десять – двадцать. Но тут как гром грянула новость о том, что Максим Леонидов уходит из группы. И не просто уходит, а репатриируется в Израиль (фамилия отца, Леонидов, была псевдонимом, реальная фамилия – Шапиро). И бит-квартет «Секрет» прекратил существование на долгие годы.
Я обернулся посмотреть: что было после «Секрета»?
Успех первого пятилетия группы «Секрет» оказался для Максима Леонидова по-настоящему головокружительным. Казалось, теперь уже можно отправляться в свободное плавание, заниматься сольными проектами, расти над собой! В некоторых интервью Леонидов признавался, что примерно так он и рассуждал в то время. Реальность же оказалась совершенно иной.
Переезд в Израиль буквально вычеркнул Максима из российской музыкальной жизни, которая в первой половине 1990-х бурлила как никогда. Нужно было, выражаясь словами Льюиса Кэрролла, быстро бежать, чтобы просто оставаться на месте, то бишь сохранять своих поклонников. Набрать армию новых фанатов среди таких же репатриантов из бывшего СССР Леонидову не удалось, завоевать место в израильском музыкальном мире тоже. И в итоге в 1996 году музыкант принимает непростое решение вернуться обратно, переехать из Тель-Авива в Санкт-Петербург.
Такой шаг дался ему дорого. Первая жена Максима, Ирина Селезнева, не сумела прижиться в изменившейся России и вернулась в Израиль; в 1999 году брак распался. Неудачным оказался и второй брак – с актрисой Анной Банщиковой, с которой Леонидов прожил пять лет. Только третья попытка наладить семейную жизнь оказалась успешной. С 2004 года женой Максима Леонидова стала актриса театра Ленсовета Александра Камчатова, которая подарила мужу дочь Марию и сына Леонида, названного в честь деда.
Творческая жизнь Максима Леонидова сразу после возвращения в Россию была гораздо успешнее личной. В 1996 году он собирает группу «Hippoband», которая за следующие два десятка лет записывает дюжину альбомов. На них выходят такие леонидовские хиты, как «Девочка-виденье», «Не дай ему уйти», «Песенка студента» (кавер знаменитой с советских времен «Песни студента», написанной Давидом Тухмановым). Артист театра и кино, музыкант, шоумен, автор песен – или, как он сам иронически называет себя «олдскульный сонграйтер» – во всех этих ипостасях Максим Леонидов добился успеха, вернувшись на родину. И даже создал «Мастерскую Максима Леонидова», где помогает взрослым и детям найти свой путь на музыкальную сцену.
А что «Секрет»? Группа, гремевшая в конце восьмидесятых, и сегодня собирается вместе и даже записывает новые песни! Ведь как ни крути, не то, чтобы превысить, но даже повторить тот сумасшедший успех никому из секретовцев не удалось. Хотя они добились ошеломляющих результатов в других творческих сферах. И все-таки группа в красных галстуках настолько прочно оказалась вписана в музыкальную историю России, что собирает полные залы и сегодня. Пусть ее музыканты не играют вместе постоянно, пусть у каждого из них есть собственные проекты. Но приходит время – и со сцены вновь звучит фирменное «Привет! Сегодня дождь и скверно» в исполнении Максима Леонидова, на шее которого красуется неизменный красный галстук.