«А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народу вымерло, слава богу, немало»: в Малом театре – «Мертвые души»
12:16 11/02/2022В Малом театре заслуженный артист России Алексей Дубровский поставил поэму Гоголя «Мертвые души» в инсценировке Михаила Булгакова. Удивительно, но до этого это произведение показывали здесь только в дореволюционной России, причем аж пять раз. Но до наших дней ни одна постановка не дожила, так что режиссеру работать пришлось фактически с чистого листа.
Сюжет Гоголю подсказал Пушкин, а Булгаков дополнил всю эту историю еще сценой ареста Чичикова и освобождением за взятку. «Мертвые души» – это и товар, который покупает главный герой, и метафора всех действующих лиц – чиновников, которых он встречает. Все герои мертвы духовно, но вместе с тем безмерно одиноки. Последнее качество, кстати, заметил режиссер, на этом и акцентировал внимание.
«Для меня, – рассказывает Алексей Дубровский, – не исключая гениального юмора Николая Васильевича, одной из основных тем спектакля, как ни странно, является одиночество. Внимательно перечитав поэму, я обнаружил, что практически у всех основных персонажей есть слова и целые монологи по этому поводу. Да и сам Чичиков в финале говорит, что он затеял всю эту мошенническую комбинацию лишь для того, чтобы «иметь жену и детей, исполнить долг человека». Прибавьте к этому «бродячие» по России души умерших крестьян и одинокую птицу-тройку, от которой «косясь, постораниваются и уступают ей дорогу другие народы и государства», и словосочетание «мертвые души» начинает приобретать новый смысл».
У Гоголя в основе композиции – прием путешествия, позволяющий обозреть всю Русь. В Малом театре этот момент решается при помощи сценографии Марии Утробиной: вращающийся круг постепенно сменяет картинки жизни персонажей, которые каждый раз в финале той или иной сцены замирают как на полотнах живописцев, рисуя перед зрителем как раз картину жизни на Руси. Есть здесь и карта для обозначения огромной «матушки».
Помещики представлены по степени градации отрицательных качеств – по мере их усиления. Каждый последующий помещик, у которого побывал Чичиков, «мертвее» предыдущего. Каждый живет обособленно, как бы в своем «государстве».
Манилов в исполнении народного артиста России, лауреата премии Правительства России Александра Клюквина кажется поначалу приятным и добрым, но это лишь видимость. Он излишне вежлив и приятен, настолько, что со временем этого «сахара» кажется предостаточно настолько, что Чичиков с удовольствием спешит покинуть его поместье.
Коробочка у народной артистки России, лауреата Государственной премии СССР и премии Правительства России Ирины Муравьевой – очень комический персонаж. Она настолько же смешна, насколько и глупа. И так сосредоточена на хозяйственных мелочах, что боится продешевить «мертвые души», которые и даром-то никому не нужны. Да и «вдруг они в хозяйстве как-нибудь под случай понадобятся». Ее мир убог и узок, а погоня за мелочной выгодой делает ее еще смешнее. Вообще надо признаться, Ирине Муравьевой достаточно просто появиться на сцене, ее персонаж буквально врезается в память. Образ «читается» и без слов.
В Ноздреве в исполнении заслуженного артиста России Виктора Низового нет и намека на скопидомство Коробочки. Вот уж точно человек широкой натуры. Особенно эффектны его неожиданные появления на сцене. А какой он мастер «лить пули», то есть по-простому – врать. И этот хвастун и враль сознательно, кажется, громоздит один вздор на другой. А поведение его вызывающе и нагло.
Собакевич (народный артист России, лауреат Государственной премии России и премии Правительства России Борис Невзоров) мало похож на других помещиков. Расчетливый хозяин и хитрый торгаш – вот, пожалуй, его основная характеристика. Немногословный, с железной хваткой, этот человек себе на уме. Его практически невозможно обмануть. А еще Невзоров сделал его столяром, который не прекращает свою работу ни на минуту.
На странное предложение Чичикова, которого играет заслуженный артист России Алексей Фаддеев, все действующие лица реагируют по-разному. Манилов смущен и удивлен, Коробочка озадачена, Ноздреву становится любопытно, Собакевич и тут проявляет свою хватку.
А вот ощущение одиночества особенно чувствуется в Плюшкине (народный артист России, лауреат Государственных премий России и премии Правительства России Василий Бочкарев). Он лишился семьи и стал единственным «хранителем» утвари в своем доме, хотя все его «богатства» не стоят и выеденного яйца. И, кажется, именно одиночество и усилило его подозрительность и скупость. По сути со временем этот человек превратился в старика с потухшим взором и опустошенной душой. Он очень похож на одинокого старого безумца, чем только усиливает у зрителя ощущение полной деградации персонажей.
Что же касается самого Чичикова – он тонок и изворотлив, как уж на сковородке. Но и в нем ярко ощущается мертвая бесчувственность жизни. Его тон разговора всегда зависит от обстоятельств. И даже в самые смутные минуты жизни он выходит сухим из воды. Он хочет благополучной свободной жизни, от того и решается на мошенничество. Он как бы не герой, но и не подлец. А, скорее, просто приобретатель. Как сказали бы сегодня – предприниматель.
Не обошлось, конечно, и без знаменитого лирического отступления про тройку-Русь, завершающего спектакль. Но в целом, постановка получилась легкая, с хорошим умеренным чувством юмора, без каких-либо назиданий и глубокой философии. Подумать есть о чем, но и отдохнуть хорошо можно: из зала зритель уходит на позитивной ноте. А поистине звездный состав делает этот спектакль не только классикой русской литературы, но и театральной.
Подробнее в сюжете: Театр
- Премьера Мариинского театра Владимира Шклярова похоронили в Санкт-Петербурге: с ним попрощались овациями
- В Театре Пушкина поставили спектакль по мотивам комедии Оскара Уайльда. От идеи до воплощения прошло 75 лет
- «Манюня» в РАМТе: «Чем старше становишься, тем больше мечтаешь увидеть себя маленькой…»