13 февраля исполняется 75 лет легендарному тренеру Татьяне Тарасовой, воспитавшей почти полсотни чемпионов по фигурному катанию и ставшей настоящей знаменитостью и кумиром отечественного спорта – благодаря своей харизме, проницательности, резкости суждений и несгибаемому характеру. В честь юбилея этой уникальной женщины рассказываем о ее жизни и о том, как она смогла создать уникальную российскую школу фигурного катания, ставшую эталоном качества, стиля и успеха в мировом спорте.
Дочь великого Тарасова
Татьяна Тарасова – дочь легендарного «отца русского хоккея» Анатолия Тарасова (так он назван в «Британской энциклопедии»). Заслуженный мастер спорта СССР, он был выдающимся стратегом, создавшим советскую школу хоккея. От отца Татьяна Тарасова унаследовала творческую жилку, умение видеть потенциал спортсмена и вести его к результату, а также несгибаемый стальной характер. Впрочем, и ее мама Нина Тарасова тоже – человек сильный и цельный. Как и муж, она окончила высшую школу тренеров, но преподавала физкультуру в школе.
Неудивительно, что дочерей Татьяну и Галину родители приобщили к спорту с самого раннего детства. Особенно суровыми требованиями отличался отец.
«Никогда не забуду, как одно время наша милая и нежная мама по приказу отца каждый день в семь утра и в любую погоду выгоняла нас с сестрой Галей на улицу делать зарядку, – рассказывала в одном из своих интервью Татьяна Тарасова. – По-моему, папа долго не мог осознать, что у него родились две дочки, а не два сына».
На коньки Татьяну поставил также отец – девочке тогда было пять лет. С этого момента начался ее путь в большом спорте. Кататься Татьяна Тарасова начала на стадионе Юных пионеров (недалеко от метро «Динамо») вместе с Людмилой Пахомовой. Последняя стала потом знаменитостью, чемпионкой и обладательницей всех титулов в фигурном катании.
Обидная травма и начало тренерской карьеры
Когда юная Татьяна Тарасова подросла, ее поставили в пару с фигуристом Георгием Проскуриным. Их тренировала легендарная Елена Чайковская, для которой эта пара была первой в тренерской карьере. Она старалась изо всех сил, вводя сложные элементы и новую пластику в их выступления. В 1964-м году пара стала бронзовыми, а в 1965-м – серебряными призерами чемпионата СССР. В 1966 году Тарасова и Проскурин выиграли Зимнюю Универсиаду в итальянском Сестриере. На этом турнире Татьяне исполнилось 19 лет.
Однако первый триумф в карьере Тарасовой обернулся для нее крахом всех надежд. На церемонии награждения после Универсиады фигуристка получила травму, которая поставила крест на ее спортивной карьере. Дело в том, что на льду перед пьедесталом постелили ковер, который Татьяна Тарасова не заметила вовремя. Она споткнулась и упала. Позже врачи поставили диагноз – привычный вывих, который распространился на два сустава.
«Эта травма – трагедия в парном катании. О поддержках можно было просто забыть, – рассказывала впоследствии Татьяна Тарасова. – Но я очень не хотела подводить тренера и партнера. И еще какое-то время работала буквально из последних сил. А рука все время предательски вылетала из плечевого сустава».
Однако в конце концов ей пришлось признать свою профнепригодность. В 19 лет это казалось девушке настоящей трагедией! Татьяна Тарасова долго не могла примириться с утратой любимого дела. Сперва она собиралась по примеру своей наставницы Елены Чайковской, окончившей ГИТИС, пойти учиться в театральный вуз. Но на эти планы наложил вето отец.
«Он сказал: «У нас артистов не будет, – рассказывала Татьяна Тарасова. – Завтра пойдешь на свой каток, наберешь детей и будешь работать. Надеюсь, что плохим тренером ты не станешь. Все». В общем, он меня послал туда, где я была счастлива всю жизнь».
Как имя Тарасовой стало символом успеха в спорте?
Она окончила Институт физической культуры и уже через пять лет после начала своей карьеры тренировала мастеров самого высокого класса. В ее первой группе занимались Елена Жаркова и Геннадий Карпоносов, Татьяна Войтюк и Вячеслав Жигалин, Сергей Волгушев, а также будущие чемпионы Европы и призеры двух Олимпиад Ирина Моисеева и Андрей Миненков.
Правда, в профессии ей поначалу приходилось туго, как и многим детям знаменитостей: на старте тренерской карьеры к ней прочно приклеился ярлык «блатной» и «дочери великого Тарасова». Однако она не щадила себя и постепенно заслужила уважение профессионального сообщества. Тарасова стремились раздвинуть рамки привычного фигурного катания, сделать что-то новое и необычное. Она экспериментировала с формой и содержанием программ своих подопечных.
Тарасова тренировала таких мировых звезд фигурного катания, как Ирина Роднина и Александр Зайцев (парное катание), Наталья Бестемьянова и Андрей Букин (спортивные танцы), Марина Климова и Сергей Пономаренко (спортивные танцы),
Илья Кулик (мужское одиночное катание), Оксана Грищук и Евгений Платов (спортивные танцы), Алексей Ягудин (мужское одиночное катание).
Ее имя стало символом успеха на льду. Все профессиональное сообщество, включая зарубежных коллег, знало: если фигуристов тренирует Татьяна Тарасова, то это сразу заявка на медали в любом виде соревнований!
Татьяне Тарасовой довелось тренировать и зарубежных спортсменов. Когда произошел распад СССР, для отечественного спорта настали трудные времена. В этот период Татьяна Тарасова работала на две страны: полгода жила в США, полгода – в России. Она рассказывала об этом так:
«Просто у нас тут не было условий для подготовки. Не было льда: встали заливочные машины, потому что не давали бензина. Вполне естественно, что мы увезли своих учеников в США, скажем, Тамара Москвина готовила свои пары в Нью-Джерси, Олег Васильев – в Чикаго, я – в Коннектикуте. Там нам давали кататься неограниченно, бесплатно включали свет. Конечно, за это приходилось горбатиться. Тренеры работали с американскими середнячками, а фигуристы подрабатывали в «Макдоналдсе». Тем не менее это был выход. Мы многим жертвовали, чтобы вытащить своих спортсменов: платили бешеные налоги, поначалу жили в плохих меблированных комнатах. Но удержали же!».
В середине 1990-х годов совместно с тренером Еленой Чайковской Тарасова разработала концепцию ледовых шоу и создала театр на льду «Все звезды», актерами которого стали многие знаменитые фигуристы. Постановки этого театра – «Щелкунчик», «Снежная королева», «Золушка», «Аленький цветочек» – целых 14 лет восхищали и радовали зрителей. Татьяна Тарасова была в этом театре и тренером, и режиссером, и балетмейстером. Вслед за классическими сказками она поставила в своем театре на льду знаменитые бродвейские спектакли «Вестсайдская история», «Фантом в опере», «Кабаре», «Кордебалет», «Кошки» и другие. Эта серия спектаклей называлась «Русские на Бродвее» и имела колоссальный успех.
«С ним я летала. Он подарил мне крылья!»
Живя в таком сумасшедшем ритме, Татьяна Тарасова так и не решилась на рождение собственного ребенка. Хотя она более 30 лет прожила в счастливом браке с выдающимся пианистом, музыкальным педагогом Владимиром Крайневым.
Татьяна Тарасова любит рассказывать, что мужа ей нагадала предсказательница, в гости к которой ее затащила подруга. Гадалка сказала, что Тарасова очень скоро выйдет замуж и будет счастлива. А мужем ее будет человек невысокий, ниже самой Татьяны. Но очень веселый и творческий. «Я, конечно, не поверила, – вспоминала Тарасова. – Но в тот же день мы заехали в гости к другой нашей приятельнице Жене – дочке композитора Марка Фрадкина. Там был и Крайнев. Всего через девять дней мы стали жить вместе».
Их дом всегда был полон гостей, целыми днями звучала музыка. Кроме того, муж оказал большое влияние на музыкальный вкус самой Тарасовой. Он учил ее лучше понимать внутреннюю драматургию музыки, помогал ей выбирать композиции для программ фигуристов. Тарасова считала мужа гениальным пианистом и с удовольствием посещала его концерты. «С ним я летала. Он подарил мне крылья!» – вспоминала Тарасова.
В 1992 году Крайнев получил профессорскую должность в Ганновере и переехал жить в Германию. Сама же Тарасова в этот период и вовсе жила между трех стран – работала в России и США, плюс, моталась к мужу в Германию, как только выдавалось несколько выходных дней. Супруги старались проводить все свободное время вместе. Это был невероятно гармоничный союз, который продлился до самого конца жизни Владимира Крайнева, который умер в 67 лет.
«Володя сделал меня счастливой. Он поддерживал меня во всем. Вместе мы сделали 18 программ для моих фигуристов и прожили 33 лучших года жизни», – говорила Тарасова после смерти мужа.
В 2005 году, когда здоровье Тарасовой стало хуже, она была назначена тренером-консультантом Федерации фигурного катания России: работала в первую очередь с более молодыми тренерами, делилась своим опытом, выступала в роли наставника.
Выдающийся тренер в разные годы возглавляла жюри ряда телевизионных шоу: «Звезды на льду», «Ледниковый период», «Лед и пламень». В 2011 году она представила зрителям грандиозное ледовое представление «Спящая красавица», которое посвятила памяти своего мужа.
Татьяна Тарасова награждена: орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, Почета, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов, «Знак Почета». Легендарная тренер и сейчас – непререкаемый авторитет для всего спортивного сообщества и активный общественный деятель. Так, на днях она поддержала российскую фигуристку Камилу Валиеву в связи с допинговым скандалом. «Держись, девочка. Лучшим всегда тяжело», – сказала Татьяна Тарасова. «Камила еще совсем молодая, но очень сильная девочка. Она всех победит», – уверена легендарный тренер.
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Фигурное катание