Как Татьяна Васильева стала знаменитой на всю страну, не сыграв ни одной главной роли в кино?
11:16 28/02/202228 февраля советская и российская актриса театра и кино, телеведущая, народная артистка России Татьяна Васильева отмечает свой 75-летний юбилей. Рассказываем, почему актриса не нравилась себе на экране, как папа звезды добивался ее отчисления из театрального вуза и в чем секрет обаяния ее персонажей.
Почему будущая актриса отказалась от учебы во ВГИКе?
Она росла стеснительным ребенком и впадала в ужас даже от мысли, что сейчас учитель вызовет ее к доске – но поступила в Школу-студию МХАТ с первого раза. Она ужаснулась, впервые увидев свое лицо на экране и поклялась больше никогда не сниматься – но стала популярной киноактрисой. Она дважды была замужем, сменила четыре знаменитых театра и несколько театральных проектов, нашла себя и в кино, и на телевидении. А в 2013 году Татьяна Васильева стала кавалером ордена Почета.
Как не раз признавалась сама артистка, стремление к сцене, к сценическому перевоплощению она ощутила в себе с ранних лет. Возможно, в том были «виноваты» – по крайней мере, отчасти – ее родители, несмотря на то, что они не были актерами. Отец Григорий Ицыкович провоевал с первого до последнего дня всю Великую Отечественную войну, а после демобилизации устроился слесарем-фрезеровщиком на завод. Мать Мария Базлова – экономист по образованию, пережила со старшей дочерью блокаду, а после рождения младшей, Тани, ушла с работы и занималась исключительно детьми. Но и мать, и отец в молодости играли на любительской сцене: он – комические роли, она – героические.
Трудная послевоенная жизнь уже не давала им возможности продолжать участие в самодеятельности, да и в театры семья, жившая на зарплату слесаря, не выбиралась. Зато у Тани Ицикович была возможность бегать в кино, а когда у соседки по огромной коммуналке появился телевизор – смотреть фильмы и телеспектакли. Застенчивая от природы, трепетавшая перед вызовом к доске, Татьяна сделала все, чтобы в старших классах избавиться от этого недостатка. Она записалась сразу в несколько кружков, в том числе литературный и художественного слова, и к окончанию школы чувствовала себя в силах выступить перед отборочной комиссией в театральном вузе.
Девушка хорошо понимала, что родители, несмотря на всю свою театральную юность, ее выбор не одобрят. И она оказалась совершенно права. Уже после зачисления ее отец пробился на прием к ректору Школы-студии МХАТ Вениамину Радомысленскому и долго убеждал того, что ему нужно отчислить Татьяну, которая никогда не добьется успеха на сцене.
Эта горячая речь, к счастью для отечественной сцены, осталась без ответа: Татьяну никто отчислять не стал. Ведь вчерашняя школьница сумела с первого захода поступить не только в Школу-студию, но и во ВГИК. Сама актриса рассказывала, что от учебы в кинематографическом вузе она отказалась, когда увидела свое лицо на экране – обычная для абитуриентов практика. Оно показалось ей настолько непривлекательным, что девушка мысленно поставила крест на своих отношениях с кинематографом и выбрала мастерскую Василия Маркова.
Любовь на сцене и в жизни
Там, в стенах знаменитой на всю страну школы-студии, Татьяна нашла своего первого мужа – Анатолия Васильева. По ее собственному признанию, она понимала, что вряд ли сможет привлечь его внимание без особых усилий, и поставила перед собой задачу влюбить в себя звезду курса.
Метод, правда, был выбран необычный: Таня Ицикович начала буквально преследовать объект внимания, не давая ему прохода, дожидаясь его полуночных возвращений в общежитие и так далее. Тактика «бури и натиска» принесла плоды: Васильев обратил внимание на необычную однокурсницу. Поженились они, правда, далеко не сразу, а лишь спустя четыре года после окончания альма-матер.
К этому времени Анатолий Васильев уже начал играть в Театре Советской армии, а сама Татьяна – в Московском театре сатиры. Причем в активе у актрисы уже было несколько заметных ролей. В частности, в 1971 году она сыграла принцессу в пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», которую на сцене Московского театра сатиры поставила режиссер Маргарита Микаэлян. Да и в кино, несмотря на давний зарок, она тоже успела сняться. Так, в 1972 году Татьяна работала на одной съемочной площадке с Владимиром Высоцким – во время съемок фильма «Четвертый». И в том же году она сыграла одну из основных ролей в фильме «Право на прыжок», воплотив образ возлюбленной главного героя – спортсмена Виктора Мотыля (его играл Александр Мартынов).
Первый брак оказался не слишком долгим, хотя в нем уже подрастал сын Филипп. В 1983 году актерская пара распалась, причем инициатором развода стала сама Татьяна Васильева. На сцене Московского театра сатиры актриса играла Искру – героиню пьесы Виктора Розова «Гнездо глухаря». Ее партнером по сцене и мужем по сюжету пьесы стал Георгий Мартиросян. Сценические «отношения» понемногу переросли в личные, и через три года и Татьяна, и Георгий решились уйти из своих первых семей, чтобы пожениться.
Правда, и этот брак оказался не слишком удачным. По признанию Татьяны Васильевой, новый муж категорически не принял ее сына от первого брака. Размолвки становились все более частыми и бурными, дело стало доходить чуть ли не до драк. К тому же Васильеву перестали устраивать бытовые привычки мужа, а его возмущало слишком легкомысленное отношение жены к вопросам супружеской верности.
В итоге в 1995 году семья распалась. С этого момента Татьяна Василева одна воспитывала и сына Филиппа от первого брака, и дочь Елизавету, которая успела родиться во втором.
Между театром и кино
Если семейная жизнь Татьяны Васильевой складывалась трудно, то о сценическая, наоборот, была успешной. Довольно быстро она выдвинулась в ряды самых популярных актрис СССР – причем как в театре, так и в кино. До 1983 года актриса играла в Московском театре сатиры, потом перешла в театр имени Маяковского.
Существует легенда, что Васильева просто подошла на улице к художественному руководителю театра Андрею Гончарову и спросила, нужны ли ему хорошие актрисы. И следующие девять лет работала под его руководством. Ушла из театра имени Маяковского Васильева со скандалом.
Официальной формулировкой ее увольнения стало «нарушение трудовой дисциплины». Как говорили ее коллеги, актриса начала одновременно играть в другом театре, за что и потеряла работу.
После этого Татьяна Васильева блистала в нескольких независимых театральных проектах, играла в «Школе современной пьесы» и в театре Антона Чехова. С 2015 года она – ведущая актриса театра «Миллениум», которым руководит Валерий Пономаренко. Васильева занята в пяти спектаклях, и после каждого зрители буквально заваливают любимую актрису цветами.
Удачно сложилась карьера Татьяны Васильевой и в кино. За пятьдесят с лишним лет на экране она приняла участие в полутора сотнях кинематографических проектов. Среди них были такие знаменитые советские фильмы, как «Самая обаятельная и привлекательная» и «Дуэнья». Примечательно, что в обоих Васильева играла в паре с Ириной Муравьевой. В первом актриса воплотила образ школьной подруги главной героини, во втором – ее дуэньи Доротеи. Из российских фильмов с ее участием можно назвать такие, как «Увидеть Париж и умереть» (роль Елены Ореховой), «Звезда эпохи» (роль Фаины Раневской) и «Личная жизнь доктора Селивановой» (роль главврача Эльвиры Серебряковой).
Любопытный факт: почти никогда Татьяне Васильевой не доставались в кино главные роли. Но актерские способности и непередаваемый шарм актрисы дали ей возможность превратить своих второстепенных персонажей в настолько ярких и запоминающихся, что они стали своеобразными визитными карточками фильмов.
Так получилось, например, с ролью завхоза Галины Смирновой в телесериале «Закрытая школа». За эту работу Татьяна Васильева в 2012 году по итогам зрительского голосования была признана лучшей исполнительницей женской роли в художественном фильме или телесериале.
Кроме театральной сцены и кино, Татьяна Васильева с успехом участвует в телевизионных проектах. В роли ведущей она работала в таких известных телешоу, как «Модный приговор», «Бабий бунт», «Дело ваше» и «Между нами, девочками».
Читайте также:
Подробнее в сюжете: Новости кино