Конец 1963-го. Десятки тысяч новорожденных девочек тогда называли Валями. Женщины начесывали модные укладки бабетты, так похожие на шлем космонавта. «Валентина» в исполнении Эдиты Пьехи стал самым популярным твистом года. А «Я – Чайка» – самыми известными позывными.
«Была такая песня, которую исполнял певец из Азербайджана Магомаев, музыку написал композитор из Армении Долуханян, стихи – поэт из России Лисянский. Вот такая всесоюзная любовь. Песня называлась «Девушку чайкой зовут». В то время никому не нужно было объяснять, что «Чайка» – это позывной Терешковой. И все то, что потом называлось чайкой, ассоциировалось со славой Валентины Терешковой и с ее полетом», – говорит публицист, кандидат филологических наук Арсений Замостьянов.
Женщина в космосе! В это невозможно было поверить. И все же пришлось. Запись этого полета показали на весь мир.
«Все три дня Королев и Гагарин были на связи, спрашивали: «Чаечка, все ли нормально?Как работают системы на борту корабля?» – вспоминает летчик-космонавт СССР, первая в мире женщина-космонавт, Герой Советского Союза Валентина Терешкова.
«Надо отдать должное, что Валентина Владимировна – это единственная женщина-космонавт в мире, которая совершила одиночный полет в космос, потому что все остальные женщины летали в составе экипажа», – отмечает директор Музея РКК «Энергия» Елена Черных.
«Когда слетала Терешкова, заявлений от женщин была масса, мешками письма носили», – говорит космонавт-испытатель, член первого отряда космонавтов Валентина Пономарева.
Главное ее достижение – гендерное. До Валентины редкая женщина могла пробиться даже в пилоты самолета. Терешкова доказала: возможно все. Именно в СССР показали равноправие мужчин и женщин так наглядно.
Как-то Валентину Терешкову пригласили в один из музеев космонавтики – прочитать очередную лекцию. Привели к какому-то потрепанному креслу, явно видавшему виды. Валентина Владимировна с удивлением воскликнула: «Да это же мое кресло! То самое? Но откуда?».
«У первых космонавтов схема возвращения была такова: на высоте 7 км отстреливалось катапультируемое возвращаемое кресло и летело до 4 км. На 4 км происходило разделение кресла и космонавта, космонавт возвращался на парашюте на Землю, а кресло, как правило, падало в свободном падении и от него не оставалось ничего. Единственным уцелевшим креслом было кресло Валентины Владимировны. Оно упало в болото, мягко приводнилось и отлично сохранилось», – говорит Елена Черных.
Единственное кресло, которое уцелело – женское. Сотрудники музея видят в этом что-то особое. Судьба. Та самая, которая привела простую работницу прядильной фабрики Валю на высоту 230 км над Землей.
Деревня Большое Масленниково находится в трех десятках километров от Ярославля. Здесь родилась Валентина Терешкова, правда, дом, где она появилась на свет, не сохранился. А в 1945 году Терешковы, потеряв на фронте отца семейства, переехали в город. Это характеристика из ярославской школы, где училась Валя, которая уже с юных лет влюбилась в физику.
Трудная жизнь закалила характер. После седьмого класса Терешкова ушла в вечернюю школу, помогала матери содержать семью. На фабрике технических тканей «Красный Перекоп» сохранили старый станок. На нем будущая первая космонавтка делала ровницу – рыхлую пряжу. С виду работа легкая. Но за смену нужно было намотать и перенести в соседний цех 92 катушки, каждая весом по 700 гр. Но что это за трудность для той, которая в свободное время и комсоргом трудилась, и в аэроклубе с парашютом прыгала!
«Была одна сумасшедшая дивчина, которая была влюблена в небо и парашют. Она и привела меня в парашютный спорт… мама посмотрела, сказала: «Разобьешься – домой не приходи!» – делится Валентина Терешкова.
В СССР уже была довольно сильная женская летная школа. Летчицы Марина Раскова, Валентина Гризодубова и Полина Осипенко еще в 1930-ые годы удивили весь мир своим беспересадочным полетом Москва-Дальний Восток. На их примерах росли бесстрашные советские девчонки. Но мечтала ли Терешкова о космосе?
«Среди наших руководителей, среди отцов советской космонавтики далеко не все были сторонниками запуска женщин в космос», – говорит Арсений Замостьянов.
Подстегнула, как это часто бывает, конкуренция. Меркурий-13. Так называлась группа из 13-ти американок, которые хотели стать астронавтами и полететь в космос.
«У американцев шла программа «Меркурий» и женщины проходили медицинское обследование. Их не собирались принимать в отряд, но посмотреть, смогут ли они в принципе принимать участие в космических полетах, американцы хотели. Это было известно, поэтому наши тоже зашевелились», – рассказывает Валентина Пономарева.
В начале 1960-х отбором и подготовкой космонавтов руководил генерал Николай Каманин. Именно он сопровождал Гагарина в его многочисленных поездках по миру после первого полета. И почти на каждой пресс-конференции слышал вопрос: «А когда в космос отправят советскую женщину?». Каманин так зажегся этой идеей, что обошел все препятствия и даже ярое сопротивление Сергея Королева, отца советской космонавтики.
«По политическим соображениям мы должны были быть первыми во всем. Первый мужчина-космонавт, первая женщина-космонавт, первый многоместный экипаж, первый выход космонавта в открытый космос. Кстати, ведь планировался после первого полета Терешковой первый выход женщины в открытый космос», – комментирует Елена Черных.
Рост – не выше 170 сантиметров, вес – до 70-ти килограммов. И обязательно парашютистка, ведь в те годы космонавты обязательно катапультировались при возвращении на Землю. Такими были требования к первым кандидаткам.
«Было много кандидаток, но в конце отобрали трех основных: Соловьеву, Пономареву и Терешкову. У Валентины Владимировны было намного меньше шансов, чем у двух других. У Пономаревой было около 900 прыжков, а у Терешковой всего 78», – рассказывает Елена Черных.
Остальные кандидатки никогда не любили вспоминать, почему руководство выбрало Терешкову. Это была жесткая борьба за первенство не просто в мире – в истории.
«У Соловьевой был маленький сын. Тот же самый Гагарин и, я думаю, Королев сказали: «Если вдруг что-то случится, сын не должен остаться без матери». Поэтому кандидатура Соловьевой отпала. Пономарева, наверное, тоже не стала прерывать учебу, так как она училась в Академии Жуковского. И выбор пал на Терешкову», – отмечает Елена Черных.
«Но не менее важны, и это часто в своем дневнике подчеркивал Каманин, были те качества, которые позволили называть Терешкову Гагариным в юбке. Это доброжелательность в общении, обаяние, умение держаться на людях. При этом, что Терешкова из крестьянской семьи», – комментирует Арсений Замостьянов.
По сути – это типичная американская мечта, но осуществилась она именно в Советском Союзе. В вопросах равенства полов страна тогда была на первом месте в мире. Летчицы, трактористки, машинистки, освоившие типично мужские профессии, – их сделали героями еще в тридцатые годы.
«Гибель женщины на орбите – это было бы что-то гораздо более трагичное, чем гибель мужчины, солдата, офицера. Все-таки отношение тогда к женщинам и мужчинам было разное. Еще сохранялись рыцарские традиции. Но, в то же время, наша страна была первой, где женщины были уравнены в правах. Каманин был человеком государственного мышления, который в случае с Терешковой не промахнулся и не ошибся», – говорит Арсений Замостьянов.
Многие годы ходили сплетни: якобы отец советской космонавтики Сергей Королев терпеть не мог Терешкову. Якобы из-за нее впоследствии расформировал женский отряд. На самом деле именно он настаивал на ее кандидатуре. Валя так напоминала ему обожаемого Юру Гагарина. Да, сама идея Королеву не нравилась, но девчонки-то тут причем?
«Когда мы приезжали к нему на фирму, он всегда находил время с нами поговорить. Несмотря на то, что был принципиальным противником полета женщин, он был к нам внимателен», – рассказывает Валентина Пономарева.
«Сергей Павлович приходил и устраивал чаепитие. Он обожал пить чай вприкуску с сахаром. И разговор меньше всего касался полета», – вспоминает Валентина Терешкова.
В 1963 году Звездный городок еще только начинали отстраивать. Негде было жить, и кандидаток привезли в скромный профилакторий.
«Нас всех поселили в госпитале в отдельном двухэтажном флигеле. Мы все выходили, становились в кружок на этой площадке и крутили головой вправо-влево. До тех пор, пока нам не становилось неважно», – делится Валентина Пономарева.
«В те годы подготовка к космическим полетам была гораздо более трудной, насыщенной и изматывающей, чем сейчас во всем мире. Тогда космос был куда более непредсказуемый, чем в наше время. Поэтому готовили организмы космонавтов, в том числе женщин, с большим-большим запасом», – отмечает Арсений Замостьянов.
16 июня 1963 года корабль «Восток-6» вместе с Терешковой-Чайкой на борту отправился на орбиту.
«Шесть часов Терешкова не выходила на связь с Землей. На Земле заволновались, но в итоге она смогла связаться и это было большое счастье. Ее даже успел поздравить Хрущев», – говорит Елена Черных.
Поздравления, торжественные встречи, море цветов – все это будет с избытком. Но на том первом полете большой космос для Валентины Терешковой закончился. И здесь все-таки Королев приложил руку.
«Королев был настолько хорошим психологом, что ему достаточно было взглянуть на нее через камеру. Он сразу понял, что не все было гладко. Потом своей супруге он скажет знаменитую фразу: «Да, детонька, я понял, космос не для женщин». Наверное, это была одна из причин, почему был такой перерыв. К сожалению, в 1969 году был расформирован женский отряд космонавтов и следующая женщина-космонавт, Савицкая, полетела только в 1984 году», – рассказывает Елена Черных.
На самом деле причина была вовсе не в Терешковой. Активизировались американские конкуренты, они развивали свою космическую программу с усиленной скоростью, а в СССР наметился простой. Но кандидатов в космонавты регулярно набирали в отряд, и через несколько лет образовалась большая очередь из мужчин. Еще одна женщина никак не вписывалась в новые планы. На долгие 19 лет.
«Была борьба за место в корабле, затем, после полета, почести, регалии, награды. Мужчины по своей природе привыкли быть первыми и поэтому пустить нас туда, где только они – я думаю, им было нелегко. И об этом говорят цифры. Если мы сравним, сколько женщин летало в США и посмотрим на нашу историю космонавтики, ведь у нас за 60 лет слетало всего 4 женщины-космонавта: это Терешкова, Савицкая, Кондакова и Серова. И это все за 60 лет», – комментирует Елена Черных.
Но Валентина Терешкова, несомненно, совершила подвиг. Как и каждому космонавту, ей полагались наивысшие государственные награды и звания – в частности, Герой Советского Союза.
«Это была одна из важнейших задач советской космонавтики: не только полететь и успешно вернуться. Но ведь как важно было после полета сыграть такую же роль, как сыграл Гагарин. Но Гагарину, к сожалению, жизнь предоставила очень мало лет, а Терешкова это знамя пронесла и несет вот уже более полувека», – говорит Арсений Замостьянов.
Если в космосе женщина – значит, там и мода. За нарядами Валентины Терешковой наблюдал весь мир.
«Знаменитые модельеры Пьер Карден и Андре Курреж предложили женщинам водолазки и теплые колготки, которые надо было носить с лунными сапогами на низком каблуке с квадратным носом, желательно белые и лаковые. Да, это была эпоха довольно высоких залаченных бабетт. Прическа должна была напоминать скафандр. И вот – вы уже готовы ко встрече с инопланетянами», – рассказывает историк моды, телеведущий Александр Васильев.
В каком платье выйдет замуж первая женщина в космосе? Какую прическу ей сделают? Выбор наряда для свадьбы с космонавтом Адрианом Николаевым не был случайностью. Еще бы, ведь жениха и невесту знали далеко за пределами СССР. Важно было показать зарубежной публике, что советские женщины не только скромны и патриотичны, но и знают толк в моде.
Поговаривали, что замуж Валентина Терешкова вышла по настоянию партии. Мол, руководство страны было заинтересовано в том, чтобы легенда Советского Союза побыстрее определилась с семейным положением и показала всему миру пример идеальной социалистической ячейки общества.
«Это тот самый служебный роман. Они полюбили друг друга и об этой семье узнал весь мир. Первая космическая семья, первый космический брак, окончившийся рождением замечательной дочери. Это было важно. Они доказали, что женщина может летать в космос и оставаться при этом счастливой матерью. Государство использовало это как пиар-ход, в этом нет ничего плохого», – говорит Арсений Замостьянов.
35 лет Валентина Терешкова числилась инструктором-космонавтом. Правда, с начала 1970-ых у нее началась совсем другая жизнь. Кандидат технических наук, больше 50-ти научных работ, а с 1966 года еще и депутат Верховного Совета СССР.
Судьба Валентины Терешковой – воплощенная мечта современной женщины. Состоялась как мать и жена, совершила подвиг, стала звездой светской хроники, помогала людям на практике. Но что в этой судьбе было напоказ, для других, а что для себя? И все ли мечты сбылись?
«На одной пресс-конференции Терешкова сказала: «Я бы и сейчас слетала на Марс, если будет такая экспедиция. Я даже согласилась бы, если бы полет был по условиям в одну сторону». Вот такое решение. Это важно. Это многое говорит о характере человека», – говорит Арсений Замостьянов.
«Мы – лидеры. Мы не уступаем мужчинам ни в чем, ни в одной мужское профессии. Среди женщин есть и спасатели, и скалолазы, и водолазы, и, конечно же, космонавты. Надеюсь, что в будущем больше женщин будет летать в космос», – заключает Елена Черных.
Перед своим полетом Валя Терешкова сказала Сергею Королеву: «Не грустите, мы еще вместе слетаем на Марс». Это была заветная мечта и Сергея Павловича, которую непременно воплотят наши женщины.