Как повлияет принудительное лицензирование иностранного софта на российский IT-рынок?
16:02 15/03/2022На прошлой неделе правительство РФ окончательно отказалось от идеи легализировать пиратское программное обеспечение и вместо этого рассматривает принудительное лицензирование иностранного софта из недружественных стран. Целью данной инициативы, по мысли разработчиков, является освобождение от правовой ответственности за нелегальное использование иностранного ПО. Эксперты рассказали, какие последствия стоит ожидать от этой меры для российских IT-компаний, а также организаций, использующих иностранные программы и приложения.
Что такое принудительное лицензирование?
Лицензия на программное обеспечение – юридический документ, регулирующий использование продукта, защищенного авторским правом. Все лицензии на ПО делятся на два класса: лицензии на свободное и проприетарное программное обеспечение. Проприетарное (от английского proprietary – «частное», «патентованное») является несвободным ПО (например, продукты Microsoft, Apple или Google), поскольку в отличие от свободного запрещает копировать, распространять и модифицировать софт.
По лицензионному соглашению пользователям могут передаваться исключительные или неисключительные права на программное обеспечение. В первом случае правообладатель передает пользователю имеющиеся у него исключительные права на программное обеспечение. Пользователь может совершать с переданным ему ПО любые действия, а правообладатель уже не в праве передавать эти полномочия кому-либо еще. Во втором случае при передаче неисключительных прав правообладатель предоставляет пользователю право использовать ПО наравне с собой или любыми другими лицами.
Согласно Гражданскому кодексу РФ, механизм принудительного (неисключительного) лицензирования позволяет использовать права на интеллектуальную собственность законного правообладателя помимо его воли. Такая возможность применяется в случае крайней необходимости, но предусматривает выплату компенсации правообладателю. В плане антикризисных мер правительства компенсация за использование иностранного софта в принудительном порядке не предусмотрена. Это касается программного обеспечения иностранных компаний из тех стран, которые ввели санкции против России.
Фактически это означает, что результатами интеллектуальной собственности будет позволено не только пользоваться помимо воли их правообладателей, но еще и бесплатно. В первую очередь этим механизмом смогут воспользоваться государственные органы власти, бюджетные учреждения и корпорации с государственным участием.
Правовые и технические последствия для российских компаний
Идея принудительного лицензирования иностранного софта пока находится на стадии проработки. Эта мера нуждается в серьезном обсуждении, в том числе с представителями профессионального сообщества. Необходимо учесть все возможные риски. Одна из потенциальных угроз заключается в том, что недружественные России страны-производители ПО могут принять зеркальные меры и перестать платить за российский софт.
«В сложившейся ситуации было бы правильным концентрироваться на мерах поддержки отечественных IT-компаний и специалистов. Первый пакет таких мер уже был объявлен, и в самое ближайшее время его планируется расширить. Ожидается, что власти поддержат игроков из смежных с IT областей, включая digital-агентства и EdTech-компании. Это не принесет мгновенных плодов, но в перспективе придаст импульс развитию IT-индустрии в России», – говорит заместитель проректора по информационным технологиям Университета «Синергия» Станислав Косарев.
Россия достаточно большой период времени проходила путь от использования нелицензионного программного обеспечения и вообще нелицензионных продуктов к нормальному рынку применяемого лицензированного ПО. Скорее всего, регулятор не хочет поломать сложившуюся систему работы с лицензионными программными продуктами, потому что это создаст очередной хаос на рынке.
«Конечно, мы столкнемся с проблемами и при обновлении и при появлении новых версий этих иностранных программных продуктов, потому что никто не будет платить изначальному лицензиату, а значит, нужно будет продумывать механизм поставки этих обновлений», – говорит основатель консалтинговой компании Neogenda Артур Нек.
При этом сейчас российские компании подвергаются большому количеству хакерских и DDOS-атак, что будет создавать некий риск использования тех или иных зарубежных продуктов, хотя он в нашем случае оправдан. Поэтому при их использовании требуется дополнительно закрыться системами безопасности, отмечает эксперт.
Импортозамещение иностранного софта
Принудительное лицензирование может иметь смысл только на очень коротком отрезке времени, считает управляющий партнер адвокатского бюро «Матюнины и Партнеры» Олег Матюнин. Делать из нее некий источник бесплатного софта для всех на длительную перспективу неправильно и прежде всего из соображений безопасности критической информационной инфраструктуры, а также безопасности всех российских пользователей ПО.
«Обстоятельства складываются таким образом, что России теперь нужен собственный софт на все случаи жизни, прежде всего (но не только) свои операционные системы, офисные программы и приложения с возможностью постоянной обратной связи с разработчиками и правообладателями. В этом направлении и стоит двигаться», – уверен Матюнин.
Режим принудительного лицензирования даст некоторое время отечественным компаниям для реализации поставленных в рамках импортозамещения задач. Замещение должно происходить в несколько этапов и фиксироваться в рамках единой дорожной карты технологического суверенитета России. Полный цикл импортозамещения в настоящей ситуации должен занять до 2-3 лет. Большинство сервисов может быть замещено в пределах 6-12 месяцев при достаточном финансировании со стороны корпораций и регулятора, считает основатель агрегатора технологических проектов Venn Виктория Арабина.
Стоит отметить, что на первом этапе работы без иностранного софта, не замещенного в России на сегодня (а это многие значимые инфраструктурные направления работы отечественных компаний), такое решение может быть допустимо, дабы не прерывать работу компаний. Тогда как первый вариант представляется наименее правильным в текущей ситуаций, второй завуалирует по сути те же меры со стороны регулятора.
По мнению Арабиной, перечень лицензируемого ПО на этапе к импортозамещению должен быть исчерпывающим, условия его принудительного лицензирования должны быть прописаны как исключительно применимые к настоящей ситуации, окончательные сроки работы в данном режиме также могут быть зафиксированы регулятором с возможностью пролонгации.
Читайте также: