«Настоящий талант жирком не заплывает»: Ирина Антонова – о социализме, фашизме и антиискусстве
09:00 20/03/202220 марта исполняется 100 лет со дня рождения знаменитого директора ГМИИ им. Пушкина Ирины Антоновой. Два года назад она умерла после заражения коронавирусом. Генетика – ее мать прожила полный век. Антонова была талантливым управленцем и сделала многое для того, чтобы музей вышел на мировой новый уровень. В 1956-м, спустя восемь лет после ликвидации Музея нового западного искусства, в Пушкинском прошла первая в Москве выставка Пикассо. В 1974-м благодаря Антоновой в СССР привезли «Джоконду», и это был последний раз, когда шедевр Леонардо да Винчи покидал Лувр. А в 1981 году с огромным успехов в ГМИИ прошла выставка «Москва – Париж: 1900-1930», которая показала огромный интерес к русскому авангарду. Потом были «Москва – Берлин», «Россия – Италия» и многие другие.
Ирина Антонова стала директором музея в 1961 году и руководила им до 2013-го. Она вообще отличалась постоянством: одно место работы на всю жизнь, один муж: с искусствоведом Евсеем Ротенбергом она прожила 64 года, до самой его смерти. Студентка филологического факультета МГУ, в начале Великой Отечественной войны Антонова окончила курсы медицинских сестер и с 1942 года работала в госпитале на Красной Пресне, а затем – в госпитале на Бауманской улице. Днем – университет, вечером и ночью – госпиталь, в том числе приходилось ассистировать на операциях. В хрупких руках Ирины Антоновой за 98 лет жизни побывали далеко не только шедевры мирового искусства. «Моя первая трагическая встреча с войной состоялась в 42-м году, – рассказывала Ирина Александровна. – Меня поставили помогать на операции. В конце хирург сказал: «Ну, что ты стоишь?! Неси!» И протянул мне ампутированную ногу».
В марте 1945-го она окончила филфак, а уже 10 апреля поступила на работу в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. При музее она окончила аспирантуру и стала специалистом по изобразительному искусству Италии эпохи Возрождения. Так начался долгий путь Ирины Антоновой, который в 1961 году привел ее к должности директора музея.
«Если честно, долгое время я считала, что неправильно выбрала профессию. Я очень люблю видеть результат, а в музее до результата дойти трудно. В молодости я была очень спортивная и не отличалась усидчивостью. Я пришла в музей в 1945 году. Тогда сюда начали возвращаться экспонаты после эвакуации. Признаться, думала, что ненадолго. Холодно, неуютно, пусто… И тут стали приходить дрезденские ценности: Рафаэль, Боттичелли, Ватто, Веласкес. Началась такая интересная жизнь!» – вспоминала Антонова.
Фото: Коньков Александр/ТАСС. 1975 год, член Политбюро ЦК Коммунистической партии Советского Союза, председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Александровна Антонова и премьер-министр Франции Жак Рене Ширак (справа налево) во время осмотра совместной советско-французской художественно-документальной выставки «СССР – Франция» в ГМИИ.
Эта невысокая интеллигентная женщина обладала железным характером, в общении с подчиненными могла быть очень жесткой, а ее авторитет в мировом музейном сообществе был непоколебим. Mir24.tv собрал яркие цитаты Ирины Антоновой.
- «Художник может быть внешне успешным, но при этом быть полной бездарностью. Он может быть внешне неуспешным, но при этом быть абсолютным гением. Настоящий талант жирком не заплывает».
- «Повторяю, через всю историю мирового искусства проходит образ матери, а значит, образ любви. В сегодняшнем искусстве его стало меньше. К сожалению. Оказалось, что сейчас искусство не нуждается в людях, оно сегодня нуждается в конструкциях, которые лязгают и напевают».
- «Зависть – очень мощная антисила. Но любовь сильней! Только поэтому, что она сильней, мир и держится».
- «Мне ужасно претит буржуазный стиль существования, он мне противопоказан просто. Люди должны жить достойно, с достатком, но всякое преувеличение этой материальной стороны – неверно. Помню, что началось в 90-х годах… Какая-то безумная страсть к обогащению. Однажды по телевизору показывали квартиру человека, занимавшегося аптечным делом. 45 комнат на двоих с женой... Это же просто чудовищно! Человек должен себя ограничивать. Он не может съесть все блюда, что есть на свете, не может спать со всеми красивыми женщинами, которые ему нравятся».
- «Я считаю, что социализм – это разумное ограничение человека в его потребностях с обязательным предоставлением достойных форм жизни, материализация его возможностей, хорошее образование, медицина. А что еще нужно человеку? Конечно, я социализм представляю себе как более сложную систему. Не сверхидеальную. Просто, как говорится, ничего лучше пока не придумано и не опробовано».
- «Самое поразительное в искусстве – возможность по-новому взглянуть на вещи, которые, казалось бы, хорошо знаешь. Великие произведения вечны, вы всегда будете открывать их заново. Этот феномен Андре Мальро называл «непредвиденным бытием».
- «Кончилось создание прекрасного – разве вы не замечаете? Возникло антиискусство. Я констатирую это без отрицательных знаков: искусство трансформировалось во что-то другое. И скоро этому продукту придумают название».
- «Знаете, с чем я ухожу на тот свет и что меня огорчает? Ужасное несовершенство человека. Он способен на все: закрыть своим телом амбразуру, совершить невероятное открытие, забраться куда угодно. А добра в нем мало».
- «Меня волнует буквально все, что я читаю, смотрю. Я небезразлична... Живу своей страной и не могу по-другому».
- «Нужно к теме фашизма сегодня обязательно привлекать внимание, нельзя пускать дело на самотёк. Слишком это явление опасно».
Читайте также: