Три часа в Стамбуле: осторожный оптимизм в российско-украинских переговорах
На этой неделе в Турции прошли российско-украинские переговоры. Три часа в Стамбуле дали всему миру повод для сдержанного оптимизма. Детали встречи узнал специальный корреспондент «МИР 24» Глеб Стерхов.
Едва российский Ту-204-300 прибывает в международный аэропорт имени Ататюрка, десятки журналистов со всего мира тут же выходят в эфир. Они с рассвета дежурят. Ни протокольных встреч у трапа, ни пресс-подходов. Российский кортеж сразу направляется к месту переговоров. 20 километров восточнее – на берег Босфора. В делегации все те же.
За главного – помощник президента Владимир Мединский. Вместе с ним замглавы российского МИД Андрей Руденко, посол в Беларуси Борис Грызлов, глава Международного комитета Госдумы Леонид Слуцкий и заместитель министра обороны Александр Фомин.
Кортеж хозяина площадки – более десятка машин сопровождения и приметный бронированный Maybach. Месяц назад Эрдоган на нем же ехал по Киеву обсуждать с Зеленским возможность переговоров с Россией.
«Дорогие друзья, члены делегации. Добро пожаловать в Турцию и наш Стамбул. Мы считаем, что наступило время, когда от переговоров должны быть получены конкретные результаты. Турецкая сторона этого искренне желает и готова помогать», – заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
После этих слов журналистов попросят удалиться. Переговоры в закрытом режиме продлятся более трех часов. Отдельно Мединский и Арахамия пообщаются и с глазу на глаз. После чего Украина впервые за долгие годы объявит, что готова к долгожданному компромиссу.
«В связи с тем, что переговоры по подготовке договора о нейтралитете и безъядерном статусе Украины, а также о предоставлении Украине гарантий безопасности переходят в практическую плоскость, принято решение кардинально, в разы сократить военную активность на киевском и черниговском направлениях», – сказал заместитель министра обороны России Александр Фомин.
У украинцев своя пресс-конференция. Здесь же неподалеку.
«Российская делегация конструктивна, но это не говорит о том, что переговоры проходят легко. Они идут очень тяжело, но российская сторона внимательно оценивает предложения Украины», – заявил советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк.
«Украинская сторона впервые зафиксировала, причем в письменном виде, свою готовность к выполнению целого ряда важнейших условий. Они передали нам зафиксированные на бумаге принципы возможного будущего соглашения. Они предусматривают отказ от вступления в НАТО, фиксацию внеблокового статуса Украины, отказ от ядерного оружия, а также владения, приобретения и разработки других видов оружия массового поражения, отказ от размещения иностранных военных баз и контингентов», – сказал помощник президента РФ, глава российской делегации на переговорах Владимир Мединский.
Весь мир сейчас ждет главного – когда слова и намерения станут делами.
«Это еще не окончательный результат, но то, что украинские переговорщики подтвердили необходимость обеспечения неядерного, неблокового статуса Украины, подтвердили необходимость обеспечения своей безопасности вне рамок Североатлантического альянса, я считаю это существенным прогрессом. Так же, как я считаю прогрессом понимание украинскими коллегами того, что вопросы Крыма и Донбасса окончательно решены», – сказал министр иностранных дел России Сергей Лавров.
«Главное – нащупать то место, где мы сходимся с украинскими переговорщиками, и главное, чтобы они продолжались. Хоть в Стамбуле, хоть где. Но главное, чтобы продолжались», – сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
По ряду вопросов стороны сблизились ненамного. Но, если перефразировать известную пословицу, то тут и плохие переговоры всяко лучше хорошей войны.