Шуточки про вечный дождь и сто оттенков серого принимают неожиданный оборот. Ученые утверждают: уже середине этого века более миллиарда человек столкнутся с наводнениями.
Дай огня
Все это – результат глобального потепления. Температура в нашем общем доме, по мнению ряда специалистов, повышается на градус каждые 10 лет. Всему виной – истощение озонового слоя из-за вечно дымящих производств. Солнечным лучам становится легче до нас добраться. И планета буквально тает на глазах.
Начала с ледников. Уровень Мирового океана прибавляет пару сантиметров в год. На столько же поднимается вода в городах, особенно прибрежных. Уже через несколько десятилетий подводным может стать…и Санкт-Петербург.
А нам все равно?
Строительство комплекса защитных сооружений – или попросту дамбы – в городе на Неве завершили в 2011 году. За 10 лет дамба уже 30 раз спасала город от наводнений.
А вот до этого момента оказаться на мокром месте было не редкостью. Стихия уносила жизни горожан сотнями. В 1777-м – волна больше трех метров, спустя век – четыре метра, еще через сто лет – в 1924-м – город снова залит.
«Поскольку все имеет цикличность, в 2024 году году мы ожидаем тоже какие-то стихийные бедствия и готовимся к этому серьезно», – отметил заместитель директора по эксплуатации Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга Игорь Полищук.
Кто первый на окунание
Если вода поднимется на пять метров, под угрозой окажется Васильевский остров. А это дома порядка 200 тысяч человек. Отставить панику: не все потеряно. Можно экстренно переместиться на юго-запад: он будет затоплен лишь при 10 метрах. А это, между прочим, уже три миллиона. При 15 метрах «выживает» лишь легендарное Купчино и Выборгская сторона. При тотальном затоплении спастись можно будет разве что на небоскребе Лахта-центр. Правда, удастся ли там долго просидеть – неизвестно. Да и желающих будет немало.
Оседлать волну
По словам заместителя руководителя комплекса защитных сооружений, верхняя отметка защитных дамб – семь метров.
«Соответственно, сдерживание стихии может быть гораздо на больших отметках, чем расчет. Да, понятно, что комплекс будет частично разрушен при таких непроектных значениях, но основной напор воды будет сдержан. Но вероятность такого события практически нереальна», – отметил заместитель директора по эксплуатации Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга Игорь Полищук.
Кроме того, в городе готовы сделать дополнительный метровый намыв. Но пока такой необходимости нет.
Венеция, прощай
А вот в других частях планеты уже бьют тревогу. К 2030-му участь Атлантиды может ждать несколько государств.
«Наиболее озабочены маленькие островные государства. Им деться некуда и спастись тоже невозможно. Они, как правило, не очень многонаселенные. Если говорить о жемчужинах – то это Венеция», – рассказал ведущий научный сотрудник главной геофизической обсерватории им. А.И.Воейкова Андрей Киселев.
Кроме Венеции, в Европе под угрозой Амстердам и Гданьск. В Америке утонет Новый Орлеан. В Азии – вьетнамский Хошимин, индийская Калькутта, под угрозой китайский Шанхай. По примерным подсчетам, в зоне риска окажутся как минимум 50 миллионов человек. По всему миру ищут альтернативные методы обуздания стихии.
Засосет с пользой
Ученые утверждают: не только дамбы могут спасти мегаполисы от ухода под воду, но и болота. Только на территории Петербурга заболочено больше шести тысяч гектаров. При серьезном подтоплении эти территории сработают как огромная губка. Они впитывают и удерживают излишки воды до изменения погоды.
Есть и важное «но»: заболотить придется порядка 20 тысяч гектаров в низинах города. А это историческая часть. Жертвовать Медным всадником и Эрмитажем никто не готов. В Северной столице предлагают другие варианты.
Чистим реки
По словам завкафедрой водотехнических изысканий Гидрометеорологического университета Дмитрия Исаева, характерный гидрологический режим на реках – это резкое весеннее половодье. «У нас воды много, но это половодье попадает в короткое время – в период весеннего снеготаяния. Здесь можно строить гидроузлы, которые перераспределяют этот самый пик во времени, как делает любая гидростанция», – отметил специалист.
В Гидрометеорологическом университете советуют следить за руслами рек: прочищать и углублять, чтобы прибывающей воде было просторнее.
«Даже в условиях непрерывного повышения уровня моря это не происходит мгновенно. У человечества есть время приспособиться. В лоб бороться с природой абсолютно неперспективно. Природа все равно свое возьмет рано или поздно», – добавил эксперт.
Устрица, спасай
На реки, правда, искусственные, надеются в Канадской провинции Монитоба. Там рассчитывают спастись от глобального потепления, точнее, таяния, с помощью отводящих каналов. Обходной путь длиной почти в 50 километров уже принимает на себя удар во время половодья.
В Нью-Йоркской бухте на защиту человечества встали устрицы. Каждый моллюск фильтрует до 200 литров воды в день. Это микродренаж. Их створки – естественный волнорез. Защищают берег от смыва. В планах экологов – создать в Нью-Йоркском канале армию из миллиарда устриц.
Согласились, не ничего не сделали
В 2015 году почти 200 стран подписали Парижское соглашение: обязались снизить количество газов в атмосфере уже к 2020 году. Тогда океан держал бы себя в руках. Только вот наказания за неисполнение нет: а потому, пока и нет эффекта.
«За несколько десятилетий мир не обрушится, в тартарары не упадет. Но если ничего не делать, то ситуация будет усугубляться. Она будет усугубляться, даже если что-то делать», – сказал ведущий научный сотрудник главной геофизической обсерватории им. А.И.Воейкова Андрей Киселев.
За время чтения этого текста вода в Мировом океане… поднялась еще на три сотых миллиметра.
Подробнее в сюжете: Мировой сюжет